Main Menu

ГОСТИ ИЗ КРАЯ, ГДЕ РОЖДАЮТСЯ МОРОЗЫ

3     В каждом из нас, сколько бы нам не было лет, живет ребенок. Только нескончаемые заботы,  круг проблем  и невероятная скорость нашего времени  как будто нарочно заставляют нас  забыть это. Но все мы родом из детства. И  наши достижения или неудачи тоже. Порой так хочется вернуться в ту пору, где все  было по-другому и мы сами  были другими. Однако возврата быть не может, знает каждый из взрослых. А вот и не так…
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг», — заметил однажды Лев Толстой.  В правоте слов писателя я убедилась на днях благодаря  одному из героев моих публикаций, с которым свела журналистская  судьба. И я благодарна ей за то, что этот  удивительный  человек  стал мне еще и настоящим другом. Таалайбек Уметов — доктор педагогических наук, академик Международной  академии имени Ч. Айтматова  и Академии педагогических и социальных наук Российской Федерации, отличник образования и здравоохранения КР. Человек инициативный, наиактивнейший и  неуемный, работающий со студентами в вузе, является, по его собственному признанию… «дошколенком по жизни». Отсюда и идея     создать международный социальный проект  под  названием «Мир детства — вопросы, связанные с детством, не имеют границ и расстояний».

Человек богат единомышленниками

9     И их Уметову судьба посылает, не скупясь. Зародившаяся идея неожиданно нашла поддержку в Республике Саха (Якутия) в лице доктора философии педагогических наук стран Европы и Азии, члена-корреспондента Академии социальных и педагогических наук РФ Александры Ушницкой. И вот уже к нам в Кыргызстан прилетела первая «ласточка» — якутская делегация для участия в работе первого семинара, участников которого привлекла его тема «Народные игры как средство развития и коррекции детей».
5     Человек держится помощью, а птица — крыльями, гласит японская пословица. Нашлись желающие не только помочь в организации мероприятия, но и охотно поучаствовать в нем, и в нашей республике. Семинар прошел под «благословением» Министерства образования и науки и управления образования мэрии Бишкека. Начальник второго — С. Мээрманова дала «добро», а главный специалист по дошкольному воспитанию Ч. Майтикова не просто присутствовала, но и принимала активное участие в работе семинара. Площадку для тренингов охотно предоставили директора столичных детских садов Н. Касымова (№162), А. Ким (№47), Т. Байзакова (№9) и Ш. Кушбекова (№111), которым есть что показать и рассказать любым гостям. А груз множества организационных вопросов по проведению мероприятия взяла на себя член мини-оргкомитета, не пожелавшая из скромности назвать свое имя.

Мелодия — душа всего

48     Когда нас, журналистов, приглашают на какой-либо семинар, то уже само слово чаще всего не обещает никаких неожиданностей в организации. Сели — поговорили. Обычно в таком мероприятии переплетаются элементы и лекции, и семинара. Первое — это скелет обозначенной темы, второе — плоть, то есть его практическая часть, не предусматривающая ни в коем разе игры в одни ворота.
Семинар проекта «Мир детства не знает границ» начался неожиданно. Приехавшая из Якутии вместе с родителями Саргылана Афанасьева, ученица 7-го класса Таттинского лицея, и Сезим Акималиева, восьмиклассница бишкекской школы №66, встретились и познакомились всего за час до начала мероприятий первого дня. У одной в руках был хомус, у другой — темир-комуз. Продемонстрировав друг другу игру на национальных инструментах, попробовали сыграть вместе. Получилось замечательно, и после исполнения гимнов двух республик полпреды детства России и Кыргызстана выступили дуэтом. Диалог двух похожих и в то же время разных народных изобретений звучал символично и завораживающе красиво. Ведь музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, почвою его, историческим развитием. В этой ситуации лучше Эдварда Грига не сказать: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем».

Обмен опытом

6     После короткого знакомства с народным искусством (детсадовцы и девчонки из соседней школы в ярких национальных костюмах просто «зажигали» в кыргызском и уйгурском танцах) пошел разговор по теме. Координатор проекта «Садики на джайлоо» Фонда Р. Отунбаевой А. Жоодонбеков рассказал о работе его и об особенностях. Оказалось, что и в Якутии родилась идея создания детсадов в таежных немногочисленных поселениях.
7     Директор детсада №162    Н. Касымова, первой принявшая гостей, поделилась рассказом о традициях в подопечном ей учреждении. Как ежегодно 22 марта здесь до 12 ночи варят сумелек — блюдо, объединяющее народ всей страны, и угощают им воспитанников, сотрудников и родителей детей. Как на обычные занятия ребятишек один раз в неделю неожиданно приходят «незваные гости» (воспитатели и другие сотрудники коллектива в костюмах) — то лиса, то клоун, то еще кто-либо из сказочной страны… Как отказались от работы с пластилином и отдали предпочтение тесту… Как в конце сентября — начале октября устраивались ежегодно катания на конях, но теперь последних заменил ослик, он более мобилен в познавательном путешествии по микроучастку, ведь мини-родина начинается с места и улицы, на которой живем. Хозяйка рассказала и о внедрении инклюзивного образования у себя.
2     — У нас считается почетным, если мы доверяем педагогу ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — акцентировала она. — А общение с ним здоровых деток воспитывает в последних такие необходимые человеку качества, как доброта и внимательное отношение к нуждам другого человека. Стоит малышу уронить игрушку, тут же стараются поднять ее и отдать в руки. Возятся в песочнице, стараются не задеть и не толкнуть невзначай такого сверстника.
10     Ознакомление с жизнью в краю морозов и краткого, но знойного лета началось с демонстрации народных обрядов этой республики и выступления руководителя делегации Н. Портнягиной, которая рассказала о ситуации с дошкольным образованием в Республике Саха. Оказывается, несмотря на малочисленность населения, проблема нехватки детских садов существует и там. Однако такой наполняемости детей в группах, как в Бишкеке, у них нет.
В тот же день гости возложили цветы и мешочек с якутской землей к памятнику Максима Амосова в Дубовом парке столицы. Человек этот, можно сказать, стоял у истоков киргизской государственности. Под его непосредственным руководством была принята Конституция Киргизской ССР. Судьба Амосова, как и многих его современников, трагична. Приехав в наш горный край в марте 1937 года, в ноябре он был уже арестован во Фрунзе, а в 1938-м расстрелян в Москве.
Во второй день семинар перекочевал в детский сад №47, где опытом делились больше гости. Воспитатели принимающего садика подняли вопрос защиты авторских программ в соответствии с госстандартом нашей республики по дошкольному образованию. А якутяне рассказали, как язык Олонхо используется в играх детей, как можно развивать мелкую моторику посредством его и ценностный потенциал детей дошкольного возраста на этом материале. На следующий день семинар продолжил работу в детском саду №9. Но настоящим праздником народных игр, в котором участвовали на равных и взрослые, и дети, стал день в детском саду №111. Ребятишки в ярких национальных костюмах, разбитые на две команды, отнеслись к показательному выступлению со всей серьезностью. Но возраст, азарт и детская непосредственность брали свое. Состязания в аркан-тартыше (перетягивание каната), бука-тартыше (кто из волов сильнее), ит-тартыше (собаки), кол-куреше (борьба руками), кызыл короз — ак корозе (бой петухов), ордо и сражении подушками так увлекли ребятишек, что они забыли о присутствии воспитателей и об их наставлениях вести себя красиво. Особенно непоседливые соскакивали со стульчиков, кричали, подбадривая соревнующихся, ложились рядом с ними на ковер… Впрочем, азартом детей нескрываемо были заражены и взрослые, что доказывает еще раз слова классика о том, что от пятилетнего ребенка до каждого из нас действительно всего лишь шаг.
1     Когда были продемонстрированы кыргызские народные игры, гости из Республики Саха стали показывать детсадовцам и зрителям, во что и как издавна развлекаются у них.
— Игра всюду игра, — резюмировала в выступлении главный сотрудник по дошкольному образованию министерства А. Камалова. — И она очень важна в развитии детей.
Сегодня на сайте «Одноклассники» нередки ностальгические воспоминания взрослых об играх их детства и сетования, что друзей и дух командной игры нынешнему поколению заменил Интернет. А ведь мы, взрослые, тоже в этом виноваты. Нам не до игр с детьми во дворе. Между тем день в последнем детсаду доказал, что дети охотно играют в народные игры. Надо только их научить и организовать. Тогда они передадут знание следующему поколению.

Тамара НЕШКУМАЙ.
Фото автора.

Cлова на посошок

     В последний вечер перед отъездом на родину представители якутской делегации передали Т. Уметову тетрадку, в которой дали оценку работе семинара, свои пожелания и замечания, а также благодарность за теплый и радушный прием.
«Надеемся на дальнейшее сотрудничество. У нас в селе есть музей народной педагогики имени К. Чиряева, в котором      мы можем использовать при работе с детьми идеи, зародившиеся в ходе работы семинара.
Пусть связи между нашими народами и странами расширяются не только в экономической сфере, но и в культурных и социальных проектах!
 Наталия Захарова, Акулина Спиридонова. Верхневилюйский улус, село Оросу».
«Желаем дальнейшего развития проекта и планируем еще приезд в Кыргызстан всем детским садом.
   Татьяна Дьяконова, Прасковья Петрова. Таттинский улус, село Итык-Кюель».
«Спасибо за гостеприимство и организацию проекта «Мир детства не знает границ», за интересные экскурсии по Бишкеку и знакомство с великолепным озером Иссык-Куль, музеем «Рух-Ордо».
 Наталия Портнягина, учитель начальных классов Мирюнской школы №1 Усть-Алданского улуса».
«Отрадно, что в будущем планируется расширить число участников проекта из разных стран. Пусть тюркоязычные народы узнают друг друга ближе и станут родными. По приезде домой обязательно научим своих учеников почитать национальный флаг и гимн так, как ваши ребятишки. Понравились танцы — энергичные, зажигательные. У нас 9 месяцев зима, поэтому народ спокойный, живущий в размеренном ритме. Только мы, педагоги, люди шумные. И национальные танцы у нас легкие и нежные. Понравилась кыргызская музыка, задающая задор и характер национальным играм.
     Владилена Винокурова, Софья Николаева, учителя Карбалахской школы Таттинского улуса».
«Гордимся, что идеи проекта возникли в вашей голове именно во время посещения Таттинского улуса на земле Олонхо. Предлагаем на будущее побольше мастер-классов, круглых столов по семейному воспитанию, использованию народных традиций в воспитании ребенка.

Семья Владимир, Павлина, Саргылана Афанасьевы».






Добавить комментарий