Main Menu

Ахмадзай, зажигай!

     Наконец-то стало известно имя нового президента Афганистана, который, как многие надеются, стабилизирует положение в своей стране, минимизировав  тем самым угрозы для соседей по Центральной Азии, включая Кыргызстан.

Несмотря на то что второй тур голосования состоялся еще в середине июня, имя нового главы многострадального Афганистана стало известно лишь 22 сентября.  Им стал бывший министр финансов Ашраф Гани Ахмадзай, обошедший экс-главу МИДа Абдуллу Абдуллу, назначенного в итоге премьер-министром. Похоже, ставленник США Хамид Карзай навсегда сошел с политарены региона.
Итогов этих выборов, без преувеличения, ждал весь мир! Уж больно много факторов связано с афганскими перспективами в плане региональной и международной безопасности. Особенно с учетом «проблемы 2014», предусматривающей вывод подразделений ISAF из Исламской Республики Афганистан.
Что ждет после этого соседние с ИРА республики постсоветского Туркестана? Справятся ли афганские силовики с притязаниями движения «Талибан» и экстремистского подполья?
На эти и другие злободневные вопросы мы попросили ответить известного политолога Эдиля ОСМОНБЕТОВА.
     — Ашраф Гани гарантировал, что в случае победы на выборах он подпишет соглашение о безопасности  с США. А оно подразумевает пролонгацию американского присутствия в ИРА после 2014 года. Получается, война еще не закончена? 
— Для начала обратимся к истории. Само появление войск Пентагона и их союзников в Афганистане не было спланировано заранее. Основной причиной ввода контингента МССБ стали теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. Это стало вызовом со стороны сети международного терроризма и «Аль-Каиды». И в ответ началась операция возмездия «Несокрушимая свобода».
Основными целями вторжения были следующие:
— ликвидация баз интернациональных радикалов, центров подготовки боевиков; уничтожение режима талибов, предоставивших  убежище Усаме бен Ладену; наказание виновников терактов 2001 года; создание условий для невозможности проецирования в будущем угроз для безопасности США и их партнеров.
Все эти задачи в принципе выполнены, и причин далее задерживаться в ИРА у США нет. Но геополитические расчеты не позволяют Белому дому допустить ситуации возвращения ультрас к власти. Именно поэтому Штаты не готовы пока полностью вывести свой контингент. Наиболее опытные спецподразделения, советники, инструкторы, а также опорные пункты останутся для решения экстренных задач. По сообщению Госдепартамента, состав, численность и места дислокации этих сил озвучат позже. Сам же Барак Обама, выступая в мае перед выпускниками академии «Вест-Пойнт», заявил, что милитаризованные части останутся в ИРА как минимум до 2016 года.
     — Более того, по прогнозам Главного разведуправления Генштаба Вооруженных сил РФ, военное присутствие США в Афганистане сохранится, возможно, до 2024 года! 
— Повторюсь — стратегической задачи оставаться в ИРА у Пентагона и его союзников нет. Как и некой задачи устраивать там дестабилизацию. Современный мир очень взаимосвязан: хаос в одном месте обязательно отражается эхом в другой части света. Мир велик, но он и тесен. Невозможно контролировать цепную реакцию очагов напряженности.
— Генерал-лейтенант ГРУ Игорь Сергун привел любопытные данные моделирования трех сценариев после вывода сил ISAF.
1-й вариант  предусматривает сохранение прозападного режима в Кабуле при ограниченном присутствии иностранных     подразделений. Вероятность этого оценивается ГРУ в 0,39.
2 вариант  — распад Афганистана на  этноплеменные анклавы. Вероятность — 0,31.
3-й вариант — захват власти движением «Талибан». При этом «начнет  возрастать угроза переноса боевых действий в республики Средней Азии». Вероятность — 0,27.
 Действительно ли есть такая опасность для нашего региона?
— Сегодня в Афганистане существуют новые силы, которые уверены в своих возможностях. Региональные процессы поэтапно синхронизировались с глобальными.  Мероприятия ISAF, одобренные ООН, имеют убедительные результаты: сформированы афганские спецорганы, армия и полиция, способные на некоторых участках противостоять талибам и другим группировкам. Афганские силы национальной безопасности (АСНБ) численностью от 195 до 352 тысяч человек должны взять на себя ответственность за стабильность.
Сформированы национальная элита и бюрократический аппарат. Продолжается процесс создания судебной и правоохранительной систем в ИРА. Из 1 000 судей минимум 200 — это женщины. Усиливается процесс защиты их прав: из 249 членов парламента Афганистана 69 депутатов — представительницы прекрасного пола (28%). Это, к слову, даже выше, чем в США  (20%) и Кыргызстане — 23%.
В целом эксперты отмечают определенный прогресс в формировании основных демократических институтов, что демонстрирует успешность действий международной антитеррористической коалиции под эгидой ООН.
Остается надеяться, что команда Ашрафа Гани Ахмадзая усилит свои устремления покончить с террором и начать активный и взаимовыгодный диалог с республиками ЦА, включая наш Кыргызстан.

Беседовал Канат ИБРАЕВ.

 

 






Добавить комментарий