Main Menu

Айсалкын АСАНОВА: «Наука — это сплав инновации и творчества…»

     По инициативе Президента была создана рабочая группа, которая уже предложила на суд общественности проект реформирования Национальной академии наук и всей исследовательской системы. Наша газета обратилась к заслуженному деятелю науки Кыргызстана, доктору экономических наук, директору Института управления и бизнеса Кыргызского национального университета, профессору Айсалкын АСАНОВОЙ, чтобы узнать ее мнение о предстоящих реформах науки в стране.

Для молодых читателей газеты сообщу, что Айсалкын Асановна — единственный ученый Кыргызстана, защитивший докторскую диссертацию по экономике в МГУ имени М. Ломоносова. Более того, не только в нашей республике, но и на всем пространстве бывшего СССР она была едва ли ни в числе первых, кто написал, провел масштабные исследования по маркетингу легкой промышленности Киргизии и успешно защитил докторскую степень в 90-м году. Именно профессор А. Асанова была у истоков создания возглавляемого ею Института управления и бизнеса, где впервые в стране начали осваивать рыночную экономику, менеджмент, маркетинг, а сейчас еще и науку управления человеческими ресурсами.
     — Айсалкын Асановна, как вы относитесь к инициативе главы государства о необходимости воссоздать взаимосвязь между наукой, образованием и производством? 
— Совершенно естественно и очевидно, что образование, наука и производство должны быть тесно взаимосвязаны, должны дополнять друг друга. Такое взаимодействие работает, и очень эффективно во всех экономически развитых странах.
Понятно, что академия занимается фундаментальными науками, и это важно. Однако если взять западный опыт (а мне частенько и по работе, и по личным обстоятельствам приходится ездить в Америку), то он силен именно тем, что эта взаимосвязь науки, образования и потребностей производства там четко работает и эти области человеческой деятельности нацелены на решение реальных жизненных задач, потребностей общества.
Если ученый сам провел какие-то серьезные исследования, помог решить те или иные проблемы, стоящие перед производством, государством, ему есть что рассказать и своим студентам, молодым ученым. Те знания, которые он, как исследователь, добыл, могут по-настоящему заинтересовать учеников, потому что любой педагог способен научить только тому, что сам хорошо знает.
Кроме того, нельзя обманывать ожидания молодого поколения. Студенты должны получать знания, которые смогут потом реализовать в жизни, а не голую теорию из чужих учебников. Получая дипломы, начинающий специалист уже должен представлять себе, где хотел бы применить свои знания, энергию и талант. Добиться этого можно, только получив знания, основанные на реальной практике.
Я сама всю жизнь занимаюсь наукой, последние годы приходится  много времени отдавать административной работе, но зуд научного творчества истинному ученому, наверное, никогда не даст покоя. Мне до сих пор многое интересно, я сама все время изучаю ту или иную проблему в своей профессиональной области. Причем на реальном производстве, на возникающей в бизнесе проблеме. Вот буквально недавно закончила работу по атикризисному управлению. Мне самой важно было выяснить все нюансы этого сложного экономического процесса.
     — Айсалкын Асановна, а как вы считаете, НАН готова к таким кардинальным переменам? И как необходимо скоординировать науку и образование, да еще и производство в эту цепочку включить?
— Я далека от мысли, что наша Национальная академия наук не хочет реформ, оптимизации и обновления. Но мы, ученые, как никто другой, знаем, что наука всегда страдает определенной долей консерватизма. Так что борьба инноваций и устоявшихся постулатов, наверное, была и будет всегда. Да, основу науки составляют авторитеты, но ее развитие движут новые идеи, дерзкие гипотезы и свежие взгляды. Так что надо подходить к мотивации научного потенциала страны разумно.
В этом плане, по-моему, уже есть позитивный опыт у России, где был также создан фонд развития науки, отделена материальная база. Примерно по такому же пути, как я понимаю, решено идти и в Кыргызстане.
На самом деле, когда Национальной академии из бюджета выделяют 250 млн. сомов и почти все средства идут на заработную плату, это трудно назвать эффективным вложением государственных средств.
Если же говорить о том, как поставить взаимосвязь науки, образования и производства, то такие процессы в мире апробированы давно и успешно работают. Перед учеными, высшими учебными заведениями ставят определенную и конкретную задачу. Ну например, как необходимо разрабатывать то или иное месторождение? Или какие последствия, какие рекомендации может дать наука по присоединению Кыргызстана к Таможенному союзу? Любой вуз, исследовательский центр может подавать свои заявки для участия в этом исследовании, предлагать свои идеи и методики.      Тот, кто выигрывает, тот и получает средства на проведение такой работы. Так это работает во всем мире. На этой практической основе строится взаимосвязь науки, образования и производства.
В науке, чтобы не стать консерватором, надо каждый раз доказывать свою состоятельность ученого. Исследователь как человек творческий не может «спать» на старых лаврах, он должен быть в тонусе, в поиске  всегда, тогда он будет полезен стране и обществу. Наука не имеет права не считаться с требованиями, которые предъявляет сама жизнь, иначе она становится ненужной…

Интервью взяла
Чинара АСАНОВА.

 

 






Добавить комментарий