Стремительные шаги к интеграции
«Слово Кыргызстана» продолжает информировать кыргызских экспортеров о новых требованиях Таможенного союза.
Сегодня речь пойдет о едином техническом регулировании — стандартизации, сертификации, аккредитации и лабораторных испытаниях в случае присоединения или неприсоединении нашей страны к ТС.
Сведения представили сотрудники Министерства экономики.
На современном этапе ни один вопрос, касающийся сферы технического регулирования в мире, нельзя рассматривать в отрыве от процессов интеграции. В связи с этим в ноябре 2010 г. в Санкт-Петербурге членами Комиссии ТС подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования Республики Беларусь, Казахстана и Российской Федерации. Документ этот представляет более жесткую систему интеграции, чем модель Европейского союза, так как установление обязательных требований к продукции становится прерогативой исключительно наднационального органа управления — Единой экономической комиссии (ЕЭК). Национальные требования к безопасности продукции прекратят свое действие после принятия соответствующих нормативных документов ЕЭК.
На основании этого приняты ряд технических регламентов и пакет документов в сфере технического регулирования.
Для создания условий плавного перехода от национального к единому режиму технического регулирования с 1 июля 2010 года на территориях стран-участниц ТС действуют на альтернативной основе национальный и единый режимы технического регулирования.
Под них подпадает продукция, включенная в Единый перечень товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия в рамках ТС с выдачей документов, подтверждающих безопасность продуктов питания. В перечень включена номенклатура взаимно поставляемой странами-участницами ТС продукции, а также товаров массового потребления. ЕЭК утвердила и перечень единых обязательных требований посредством применения добровольных стандартов и единых санитарно-эпидемиологических, гигиенических, санитарно-ветеринарных и фитосанитарных требований.
Под национальный режим регулирования в переходном периоде подпадает продукция, предназначенная для реализации только внутри данного государства.
В целях формирования единой нормативной базы ТС принято решение прекратить разработку национальных технических регламентов и сконцентрировать усилия на создании единых технических регламентов. В ноябре 2010 года комиссия утвердила график принятия 47 первоочередных техрегламентов Таможенного союза, а также определила конкретные сроки их внесения на утверждение в ЕЭК.
На 1 сентября 2014 года в ТС принято 34 технических регламента, из них вступили в силу 31. В соответствии с принятыми техническими регламентами союза на его территории сертификацию продукции и испытания для подтверждения соответствия единым требованиям имеют право проводить только аккредитованные органы сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр аккредитованных органов сертификации и испытательных лабораторий ТС.
На современном этапе ни один вопрос, касающийся сферы технического регулирования в мире, нельзя рассматривать в отрыве от процессов интеграции. В связи с этим в ноябре 2010 г. в Санкт-Петербурге членами Комиссии ТС подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования Республики Беларусь, Казахстана и Российской Федерации. Документ этот представляет более жесткую систему интеграции, чем модель Европейского союза, так как установление обязательных требований к продукции становится прерогативой исключительно наднационального органа управления — Единой экономической комиссии (ЕЭК). Национальные требования к безопасности продукции прекратят свое действие после принятия соответствующих нормативных документов ЕЭК.
На основании этого приняты ряд технических регламентов и пакет документов в сфере технического регулирования.
Для создания условий плавного перехода от национального к единому режиму технического регулирования с 1 июля 2010 года на территориях стран-участниц ТС действуют на альтернативной основе национальный и единый режимы технического регулирования.
Под них подпадает продукция, включенная в Единый перечень товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия в рамках ТС с выдачей документов, подтверждающих безопасность продуктов питания. В перечень включена номенклатура взаимно поставляемой странами-участницами ТС продукции, а также товаров массового потребления. ЕЭК утвердила и перечень единых обязательных требований посредством применения добровольных стандартов и единых санитарно-эпидемиологических, гигиенических, санитарно-ветеринарных и фитосанитарных требований.
Под национальный режим регулирования в переходном периоде подпадает продукция, предназначенная для реализации только внутри данного государства.
В целях формирования единой нормативной базы ТС принято решение прекратить разработку национальных технических регламентов и сконцентрировать усилия на создании единых технических регламентов. В ноябре 2010 года комиссия утвердила график принятия 47 первоочередных техрегламентов Таможенного союза, а также определила конкретные сроки их внесения на утверждение в ЕЭК.
На 1 сентября 2014 года в ТС принято 34 технических регламента, из них вступили в силу 31. В соответствии с принятыми техническими регламентами союза на его территории сертификацию продукции и испытания для подтверждения соответствия единым требованиям имеют право проводить только аккредитованные органы сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр аккредитованных органов сертификации и испытательных лабораторий ТС.
Каждая страна-участница кооперации имеет право определить перечень аккредитованных органов сертификации и испытательных лабораторий для включения в единый реестр, которые должны признаваться каждой из стран в целях подтверждения соответствия. Например, в Единый реестр включены 259 органов сертификации из 1 038 и 291 испытательная лаборатория из 3 046 Российской Федерации; 120 органов сертификации из 180 и 250 испытательных лабораторий из 500 Казахстана; 52 органа сертификации из 106 и 326 испытательных лабораторий из 3 000 Республики Беларусь.
Большинство товаров, подлежащих санитарному контролю, до ввоза на таможенную территорию подлежат государственной регистрации уполномоченными органами по санитарно-эпидемиологическому надзору стран ТС с выдачей свидетельства о регистрации единой формы Таможенного союза. При этом испытания на соответствие Единым санитарным требованиям ТС должны быть проведены только в лабораториях, включенных в Единый реестр органов сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.
Страны союза взаимно признают ветеринарные сертификаты, выданные в государствах Таможенного союза, не заявляют о признании ветеринарных сертификатов из третьих стран, в том числе из СНГ, наличие которых является одним из условий таможенного оформления подконтрольных товаров. Процедуры ветеринарного контроля при ввозе таких товаров в страны ТС намного жестче процедур, существовавших ранее.
То же самое можно сказать в отношении товаров, подлежащих фитосанитарному контролю при их ввозе. В новых требованиях исключено импортное карантинное разрешение на ввоз подкарантинных товаров в страны ТС, но компенсируется это ужесточением требований к фитосанитарному контролю со стороны государственных служб по карантину растений стран-членов интеграционного объединения подкарантинных товаров с третьей страной.
Большинство товаров, подлежащих санитарному контролю, до ввоза на таможенную территорию подлежат государственной регистрации уполномоченными органами по санитарно-эпидемиологическому надзору стран ТС с выдачей свидетельства о регистрации единой формы Таможенного союза. При этом испытания на соответствие Единым санитарным требованиям ТС должны быть проведены только в лабораториях, включенных в Единый реестр органов сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.
Страны союза взаимно признают ветеринарные сертификаты, выданные в государствах Таможенного союза, не заявляют о признании ветеринарных сертификатов из третьих стран, в том числе из СНГ, наличие которых является одним из условий таможенного оформления подконтрольных товаров. Процедуры ветеринарного контроля при ввозе таких товаров в страны ТС намного жестче процедур, существовавших ранее.
То же самое можно сказать в отношении товаров, подлежащих фитосанитарному контролю при их ввозе. В новых требованиях исключено импортное карантинное разрешение на ввоз подкарантинных товаров в страны ТС, но компенсируется это ужесточением требований к фитосанитарному контролю со стороны государственных служб по карантину растений стран-членов интеграционного объединения подкарантинных товаров с третьей страной.
Надо отметить, что ТС — более высокий уровень интеграции, половина внешнеторгового товарооборота Кыргызстана приходится на страны Таможенного союза. В связи с этим, наша республика будет выстраивать свою систему технического регулирования и применения СФС-мер на основе нормативных актов, принимаемых в рамках Таможенного союза.
В Министерстве экономики идет огромная работа по гармонизации нормативно-правовых актов с документами экономического альянса. Эксперты этого ведомства отмечают положительные стороны вступления Кыргызстана в ТС:
Для бизнеса: у отечественных производителей сельскохозяйственной продукции (овощей и фруктов, молочной продукции и т.д.) всегда будет надежный спрос в России и Казахстане. В случае присоединения наши поставщики, получая от органов сертификации, включенных в Единый реестр, документы по единой форме, подтверждающие безопасность продукции, беспрепятственно могут поставлять свою продукцию в любой регион Российской Федерации и Казахстана. При этом не нужно переоформлять таможенные документы, подтверждающие безопасность товаров, по прибытии к месту реализации. Декларации, принятые изготовителями продукции, ветеринарные и фитосанитарные сертификаты, выданные по Единой форме ТС соответствующими уполномоченными органами КР, включенными в единый реестр ТС, будут признаваться на всей территории Таможенного союза.
Для государства: отпадет необходимость в разработке национальных технических регламентов и иных нормативных документов в области технического, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного законодательства, что немаловажно для Кыргызстана с точки зрения финансирования.
Нам предстоит подготовить около 180 технических регламентов по 60 группам товаров. Каких?
— уполномоченный орган по техническому регулированию будет иметь право включать органы сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации КР, в Единый реестр аккредитованных органов сертификации и испытательных лабораторий ТС. Им предоставлено право выдавать сертификаты, регистрировать декларации, проводить испытания (исследования), результаты которых станут основанием для выдачи сертификатов соответствия (принятия декларации о соответствии), ветеринарных, фитосанитарных сертификатов и свидетельств о регистрации по Единой форме ТС;
— уполномоченные органы КР будут иметь право самостоятельно принимать решение о включении отечественных предприятий и хозяйств, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, подлежащих ветеринарному контролю), в Реестр предприятий ТС; выдавать свидетельства о государственной регистрации по единой форме на продукцию, включенную в перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на территории ТС. В связи с этим нашим бизнесменам, ввозящим товары из Китая, необходимо переориентироваться, создавать на родине совместные производства.
Следует обратить внимание на возможные риски в части технического регулирования при вступлении Кыргызстана в ТС; — подтверждение соответствия представляет определенные сложности из-за отсутствия лабораторно-испытательной базы в республике. Потребуются дополнительные финансовые затраты для переоснащения инфраструктуры качества республики в целом. По предварительным расчетам, для модернизации лабораторно-испытательной базы страны необходимо около 30,0 млн. долл.;
— государственная политика в сфере технического регулирования и применения СФС-мер будет проводиться с учетом мнений участников стран — членов экономического альянса.
При присоединении КР к ТС нужно учесть тот факт, что в начале 2012 года Российская Федерация стала членом ВТО. Выполняя обязательства перед ВТО, она поэтапно приводит свои нормативно-правовые документы, в том числе документы ТС, в соответствие с требованиями Соглашения ТБТ ВТО и СФС-мерами. В результате, условия доступа наших товаров к рынкам союза изменятся в сторону либерализации торговли.
Таковы общие подходы и условия размещения продукции наших фермеров на рынке ТС.
За более подробной консультацией обращайтесь в Министерство экономики. Телефоны: 62-05-35 (дополнительный 220, 219); 62-41-76.
Галина ЛУНЕВА.
« Поздравление (Previous News)
(Next News) Особый объект МВД »
Related News
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More
Под занавес уходящего года
Традиция подводить итоги в конце декабря, наверное, будет жить вечно. Сегодня вопреки вашим ожиданиям яRead More