Main Menu

На общем финансовом языке

     Министр экономики и финансовой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Сулейменов, рассказывая об этапах создания общего финансового рынка Евразийского экономического союза в Москве, отметил, что новые реалии ставят перед странами-членами Таможенного союза (ТС) и ЕЭП новые задачи в экономике и финансовом секторе.

Следует напомнить, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). ЕЭК начала свою работу 2 февраля 2012 года. В настоящее время в нее входят представители трех государств-участников ТС и ЕЭП, а 29 мая 2014 года странами-участницами ТС и ЕЭП был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В его рамках должны быть обеспечены свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной и единой политики в различных отраслях экономики.
Министр  экономики и финансовой политики ЕЭК Т. Сулейменов говорил об этапах развития общего финансового рынка на IV Международном финансовом форуме МОСИНТЕРФИН. В неделе, посвященной «Финансово-экономическим аспектам Евразийской экономической интеграции: проблемам и перспективам», организованной при поддержке Министерства финансов РФ и Евразийской экономической комиссии, приняли участие представители органов государственной власти, ведущие финансисты, инвесторы, представители бизнеса и научных кругов.
Участники обсудили актуальные задачи развития финансового рынка в рамках Евразийского экономического союза, который начнет функционировать, как известно, с 1 января 2015 года. Т. Сулейменов считает, что для комиссии крайне важна интеграция именно финансовых рынков, которая призвана сформировать в Евразийском экономическом союзе конкурентоспособный сегмент. На сегодня ЕАЭС является шестой экономикой в мире с совокупным ВВП, достигающим почти 3 трлн. долл.
«Еще 1 трлн. ожидается к 2030 году вследствие интеграционного эффекта. На страны ЕАЭС приходится более 1 000 банков с совокупным капиталом порядка 250 млрд. долл., активами порядка 2 трлн. долл. и совокупным объемом фондового рынка порядка 1 трлн.», — отметил он.
Представитель ЕЭК рассказал об основных положениях Договора о ЕАЭС в части финансовых рынков. В нем зафиксировано поэтапное устранение изъятий и ограничений, которые определены индивидуальными национальными перечнями в таком чувствительном секторе, как банковский. Страны после завершения гармонизации законодательства в 2025 году примут решение о полномочиях и функциях (предположительно регулятивных) наднационального органа по регулированию финансового рынка с местонахождением в Алматы.
Комиссия подготовила два соглашения — о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках и об обмене информацией, в том числе конфиденциальной. Документы сейчас находятся на внутригосударственном согласовании. Комиссией совместно с регуляторами разрабатывается план гармонизации законодательства в области финансовых рынков — «дорожная карта» по гармонизации законодательств трех государств в финансовой области.
«В настоящий момент в наших странах действуют различные программные документы, принятые в разное время и на разном уровне, по развитию банковского, страхового секторов и рынка ценных бумаг, которые в основном ориентированы на внутреннее развитие и не в полной мере учитывают интеграционные цели», — отметил Т. Сулейменов.
В этой связи Евразийская экономическая комиссия по согласованию с регуляторами трех стран и другими заинтересованными сторонами приступила к выработке единой стратегии развития финансовых рынков общего экономического пространства. Предполагается, что эта работа будет завершена к 2016 году и включит в себя практические меры развития общей финансовой системы ЕАЭС. Стратегия финансовых рынков ЕЭП позволит определить ориентиры интеграционных процессов на перспективу, согласовать долгосрочную политику в этой сфере.
Представитель ЕЭК затронул и тему проведения согласованной налоговой политики в ЕАЭС, поскольку она является одним из важнейших условий создания единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По мнению Т. Сулейменова, единое налоговое пространство союза должно включать в себя применение общих принципов косвенного налогообложения во взаимной торговле, сближение норм налогового администрирования и организацию информационного обмена между налоговыми органами наших стран.
В положениях раздела «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС заложена стратегия, направленная на повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и устранение налоговых барьеров. В частности, предусмотрено, что страны-члены ЕАЭС определяют направления взаимодействия налоговой политики в части гармонизации и совершенствования налогового законодательства, включая механизм взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, сближение ставок по наиболее чувствительным подакцизным товарам.
В области валютной политики на современном этапе развития ЕЭС акцент делается на ее координации и согласовании, повышении доверия к национальным валютам стран-членов как на внутреннем рынке каждого государства, так и на международных валютных рынках.
В настоящее время проведена кодификация международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, по вопросам валютной политики, подготовлены раздел «Валютная политика» Договора о ЕАЭС и приложение 15 к нему. В разделе закреплено намерение стран поэтапно осуществлять гармонизацию и сближение подходов к формированию и проведению валютной политики. Работа по созданию организационно-правовых условий для расширения сотрудничества в валютной сфере продолжится.
Деятельность по построению общего финансового рынка ЕЭК ведется в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом и отраслевыми ассоциациями стран-членов ТС и ЕЭП в рамках Консультативного комитета по финансовым рынкам.

Подготовила
Чинара АСАНОВА.

 






Добавить комментарий