Main Menu

Государство забыло об учителе

     Центральный комитет профсоюзов республики провел совместное заседание с парламентским комитетом по образованию, науке, культуре и спорту. Обсуждаемые темы весьма актуальны для учителей нашей страны — отсутствие социальной защиты и низкая оплата труда.

По словам председателя федерации профсоюзов Асылбека Токтогулова, ситуация настолько обострена, что в регионах работники школ готовы выйти на акцию протеста. Факты и цифры, приведенные выступавшими на заседании, весьма красноречивы. Так, по данным председателя комитета ЖК по образованию, науке, культуре и спорту Каныбека Осмоналиева, финансирование системы образования снижается с каждым годом. Если в 2012 году выделялось 24 млн. сомов, то в 2013-м — 22, в этом — чуть больше 20 млн. Большая часть средств уходит на организацию горячего питания школьников, ремонт школ, оснащение классов учебными материалами и компьютерами. А между тем заработная плата учителя составляет 5 500-6 500 сомов. Не высоки доходы и в высшей школе. Здесь педагог получает 6 000-7 000 сомов, профессор — 7 000-8 000. Понятно, что при таком раскладе престиж профессии снижен до нуля.
Как отметил глава ЦК профсоюзов А. Токтогулов, когда в 2011 году реформировали оплату деятельности сотрудников школ, то подразумевалось, что получаемые суммы увеличатся в 1,8 раза. И в первое время это действительно так и произошло, но затем началось вновь снижение выплат.
— За счет полученной экономии в результате сокращения учебных часов, школьных программ и оптимизации структуры сети обучения создан стимулирующий фонд. Средства из него должны направляться на финансирование работы педагогов, однако сэкономленные деньги расходуют на содержание работников бухгалтерий отделов образования и на выплату зарплат учителям по подготовке к школе детей, не посещающих детские сады, — пояснил ситуацию А. Токтогулов. — Более того,  сотрудниками ЦК профсоюзов установлено, что в 87% случаев имеются ошибки, допускаемые бухгалтериями районных и городских отделов образования на исчислении доплат и надбавок к зарплате учителей.
— У педагогов школ малых городов не предусмотрены доплаты, какие имеют их коллеги, работающие в сельской местности и в высокогорных районах. Ее размер порой ниже прожиточного уровня, так, в Таласе получают 4 986 сомов, Майлуу-Суу — 5 195, Токмоке — 5 012 сомов. Условиями оплаты труда введены необоснованные ограничения доплат к зарплате за педагогический стаж и за работу в высокогорье, — продолжил глава ЦК профсоюзов.
Выступавший также отметил и социальную незащищенность людей этой профессии. А требуются беспроцентные ссуды на жилищное строительство, не предоставляются льготы при оплате расходов по содержанию жилой площади, коммунальных услуг. Более того, когда педагогов из регионов направляют на курсы повышения квалификации, то им не выплачивают даже командировочных.  Как результат такого отношения к профессионалам, обучающим наших детей, — нехватка педагогов в школах. Сейчас их число составляет 2 300 человек.
Позицию Министерства финансов на просьбу повысить оплату труда учителей на встрече озвучил заместитель министра А. Кожошев. Как отметил чиновник, в  проекте бюджета на 2015 год денег на повышение заработной платы работников школ не предусмотрено.
— Мы произвели расчеты, чтобы повысить зарплаты учителей на 1 тыс. сомов, необходимо изыскать 2 млрд. сомов, на 50% — 7,5 млрд. сомов. К сожалению, в бюджете таких денег нет, если предусмотреть повышение на 20-30%, сумма будет меньше, но увеличение дохода идет не такими темпами, как хотелось бы, поэтому говорить о нем рано. Но перед правительством мы эти вопросы поставим, — сказал А. Кожошев.
По итогам заседания ЦК профсоюзов и комитета ЖК по образованию, науке, культуре и спорту принята резолюция, в которой авторы выдвинули ряд требований для правительства. Прежде всего, повысить зарплату учителей до уровня среднемесячной зарплаты по республике. Отмечена необходимость установить стоимость почасовой оплаты труда учителя за внеурочную работу (классное руководство) в размере стоимости часа урочной работы, а не в 50% от ее размера, как это сейчас. Предложено ввести нормативную недельную нагрузку на педагога — 16 часов для учителей начальных классов и 18 часов для 5-11-х классов. Поскольку в данный момент директора школ устанавливают нагрузку произвольно  по 6-8, 10, 12 часов, это сказывается на уровне их зарплаты. Рекомендовано вновь ввести аттестацию с присвоением квалификационных категорий.

Дмитрий АЩЕУЛОВ. 

 

 






Добавить комментарий