Main Menu

Время создавать наукоемкую экономику

     Президент Алмазбек Атамбаев направил премьер-министру рекомендации по реформированию системы науки и возрождению научной деятельности в стране. Мы, ученые-экономисты Кыргызского экономического университета им. М. Рыскулбекова, с удовлетворением восприняли это решение, которое придаст мощный импульс возрождению научной деятельности в стране, мотивированию научных учреждений, и в первую очередь обновлению и активизации деятельности Национальной академии наук.


     В этих рамках целесообразно рассмотреть не менее важный вопрос о состоянии и развитии экономической науки, так как сегодня она — одна из приоритетнейших в развитии любого государства.
     Состояние науки в Кыргызстане плачевное, многие с этим согласны.
     На наш взгляд, для активизации научной и инновационной деятельности в первую очередь следует изменить схему финансирования прикладных научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР):

Переход на грантовое финансирование проектов на конкурсной основе

     На основании утвержденных технологических приоритетов выигравшие конкурс исследователи получают финансирование в форме гранта. При этом средства надо выделять не бесконтрольно и не на безвозмездной основе, а на условиях разделения имущественных прав на результаты исследований между разработчиком, организацией и государством, доля которого будет не более 50%. Данная форма финансирования создает сильные стимулы как для самих исследователей, так и для научных организаций, которые в перспективе получат самостоятельные источники дохода от коммерческого использования результатов, полученных  НИОКР.

Софинансирование прикладных научных исследований с частным капиталом

     При этом доля государства на начальном этапе может доходить до 100% от объема финансирования с постепенным сокращением до 20-30%. Это подразумевает финансирование исследований, которые направлены в первую очередь на решение крупных проблемных вопросов отраслей сельского хозяйства, промышленности, на создание наукоемких производств, в которых заинтересован бизнес. 

1Microsoft Word - Äîêóìåíò1
 Источники венчурного капитала:
 — рынок наличных денег;
 — рынок ссудного капитала;        
 — рынок ценных бумаг.
 Учитывая низкую инновационную активность бизнеса в большинстве секторов экономики, государство должно взять на себя до 100% финансирования исследований в этих секторах, но при условии постоянного диалога с заинтересованными представителями как крупного, так и среднего и малого предпринимательства, с постепенным подключением бизнеса к финансированию на поздних этапах НИОКР с целью успешного вторжения на рынок.

Независимость экспертизы 

     Ее следует обеспечить формированием отдельной экспертной комиссии, которая привлечет к проведению экспертизы, помимо отечественных экспертов из представителей национальных компаний, крупного бизнеса, научных организаций, институтов развития, и высококвалифицированных зарубежных специалистов (особенно из России), отобранных по принципу отсутствия конфликта интересов.

Реструктуризация научных исследований

     Необходимы продолжение реформы государственного сектора науки и поддержка новых организационных форм, отвечающих условиям рынка. В состав госсектора должны входить только институты, непосредственно обслуживающие государственное управление и бюджетную сферу (образование, экология, оборона и др.).
     Надо создавать пилотную группу из исследовательских центров, научно-исследовательских институтов, отдельных научных лабораторий для преобразования их в передовые научно-внедренческие организации с использованием опыта развитых стран с помощью зарубежных консультантов.
     Такие передовые научные центры следует отбирать при участии представителей университетов и исследовательских институтов, деловых кругов и видных международных ученых по двум главным критериям:
наличие потенциала в проведении научных исследований мирового уровня;
значимость таких исследований для текущего и будущего экономического развития страны.
     На начальной стадии формирования инновационной системы одна из главных задач государства в развитии инновационного предпринимательства — создание в Кыргызстане системы технологических бизнес-инкубаторов, которая должна стать частью инновационной инфраструктуры, сфокусированной на ранней стадии развития инновационных предприятий.
     Важнейшим инструментом проведения государственной политики в формировании инновационного предпринимательства и продвижении     НИОКР и инновационных проектов будут создаваемые инновационные центры, технологические бизнес-инкубаторы и национальные и региональные технопарки. Технологические бизнес-инкубаторы выступят и как самостоятельные единицы, и как часть технологических парков. Уже сегодня следовало бы преобразовать в национальные технопарки следующие институты НАН КР: Институт автоматики и информационных технологий, Институт водных проблем и гидроэнергетики, Институт геологии, Институт геомеханики и освоения недр, Институт машиноведения, Институт физико-технических проблем и материаловедения, Институт биотехнологии, Институт горной физиологии, Инновационный центр фитотехнологий. Научные сотрудники этих институтов должны создавать малые инновационные предприятия (в составе трех-четырех человек) и получать площадь и другую грантовую поддержку по конкурсу от национальных технопарков.
     Государству надо предоставлять гранты инновационным центрам, бизнес-инкубаторам для покрытия их затрат, связанных с обслуживанием размещенных в них инновационных предпринимателей и инновационных фирм, получателей государственных грантов на НИОКР.
     С точки зрения развития инновационного предпринимательства инновационно-технологические центры (ИТЦ) и технологические бизнес-инкубаторы должны выполнять следующие функции:
     1. Создание молодых технологических компаний и их поддержка на этапе "Start-up", так как ИТЦ и инкубаторы станут предоставлять постоянную помощь в управлении предприятием, доступ к финансированию и окружат предприятие комплексом необходимых услуг и технической помощи, включая поддержку  при планировании бизнеса, составлении инновационных проектов, планов маркетинга, в бухгалтерских и юридических вопросах.
     2. Обучение владельцев компаний основам инновационного менеджмента и экономики.
     Как показывает практика, ИТЦ и технологические инкубаторы дают предприятиям "быстрый старт", ускоряя их развитие в 7-12 раз по сравнению с предприятиями, начинающими в любом другом месте. Инкубаторы добиваются этого при помощи специально подготовленных специалистов, процедур и методик.
     Необходимо создать государственную страховую компанию по страхованию частных инвестиций в реализации инновационных проектов. Она позволит снизить риски венчурных инвестиций и для малого и среднего бизнеса, и для крупных корпораций, и для венчурных фондов.
     Президент Алмазбек Атамбаев далее отметил, что научное обоснование должно быть необходимым звеном при подготовке и принятии государственных решений по крупным экономическим, политическим и социальным вопросам. Анализ же текущего состояния науки показывает, что научная деятельность не направлена на реализацию практических потребностей отраслей экономики и не позволяет вывести отечественную науку на международный уровень.
     Об этом же говорится в рекомендации Общественного экспертного совета: "Наука в лице научных учреждений и ученых должна более широко привлекаться к непосредственной работе по подготовке и принятию государственных решений, особенно по крупным экономическим, политическим и социальным вопросам.
     Сегодня, на наш взгляд, правительству необходимо определить план вхождения нашей страны в число 57 развитых государств мира. Для этого следует увеличить объем инвестиций с 18 до 30 процентов от объема ВВП, финансирование науки довести до 3 процентов ВВП, увеличить показатель объема ВВП на душу населения с 1 200 долларов до 5 000.

     Что необходимо для достижения такой цели:
     Первое. Обеспечить форсированное индустриально-инновационное развитие. 
     Второе. Обеспечить перевод на инновационные рельсы агропромышленного комплекса, создавать экспериментальные аграрно-инновационные кластеры. 
     Третье. Создание наукоемкой экономики — это прежде всего повышение потенциала кыргызстанской науки. Следует совершенствовать законодательство по венчурному финансированию, оказать поддержку исследованиям по инновации, а также коммерциализации научных разработок. Важно повышать эффективность национальной инновационной системы. 
     Четвертое. Агломерации — это каркас наукоемкой экономики Кыргызстана. 
     Пятое. Развитие малого и среднего бизнеса. 
     Шестое. Активные, образованные и здоровые граждане. 
     Седьмое. Совершенствовать работу региональных и государственных институтов управления, значительно сократив их численность.
     В связи с вышеизложенным правительству следует:
     1. Поручить разработку проекта стратегии социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2018-2022 годы с прогнозом до 2035 года научным организациям.
     2. Определить головной, координирующей организацией Кыргызский экономический университет с передачей ему Института экономики НАН КР.
     3. Главным исполнителем стратегии на 2018-2022 годы (в области наукоемкой, инновационной экономики) следует определить Научно-исследовательский институт инновационной экономики при КЭУ со структурой.
     1. Отдел методологии и методов долгосрочного прогнозирования.
     2. Отдел проблем реального сектора для разработки концепции развития реального сектора КР на 2018-2022 годы.
     3. Отдел региональной экономики для разработки стратегии развития регионов КР на 2018-2022 годы.
     4. Отдел международных проблем для разработки прогноза внешнеэкономических отношений на 2018-2022 годы.
     В Рекомендации Общественного экспертного совета при Президенте по реформированию системы науки в Кыргызстане указано, что отсутствие инноваций в науке, ее оторванность от процессов образования неизменно сказываются на качестве образования. Преподаватели вузов сегодня не имеют стимулов для серьезных занятий наукой и научными исследованиями, и любое, даже   самое передовое содержание образования будет абсолютно ненужным, если не внедрять новые методы, методики и технологии в высшем образовании. Студенты обучаются по устаревшим материалам и методикам, находясь в полной изоляции от достижений науки и техники. Министерство образования фактически самоустранилось от отслеживания, внедрения и  распространения инноваций.
     Несомненно, правда на стороне Общественного экспертного совета… При этом следует заметить наличие следующих трудностей и необходимость определенного плана действий.

     Основные проблемы:
     1. Отсутствие единой информационной базы, комплексного, системного подхода к управлению инновационными процессами.
     2. Несоответствие информационной базы и системы государственного финансирования прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок (НИОКР) задачам современного состояния страны и реализации стратегии индустриально-инновационного развития.
     3. Отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений в образовании, а также выведения их на рынок. Отсутствие необходимой инфраструктуры для развития малого инновационного предпринимательства.
     4. Отсутствие развитых инфраструктурных элементов содействия инновационным проектам, таким как технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы.
     5. Низкая инвестиционно-инновационная активность, старение и износ преобладающей части основных фондов, технологическая отсталость, до 92% промышленных предприятий     оторвано от внедрения инновационных технологий, отсутствие реальной конкурентной среды, слабость стимулов развития производственной деятельности, производственного предпринимательства, недостатки в управлении и организации производства и труда, недостаток квалифицированных менеджеров, отсутствие действенного контроля над соблюдением законов и исполнительской дисциплины и др.
     6. Сегодня многие предприятия отделены от научных, опытно-конструкторских организаций, и даже нет обмена информацией между этими сферами.
     Все это приводит к отсутствию инноваций и в образовании.

     План действий:
     1) необходимо создать единую информационную базу результатов       НИОКР, инноваций, трансфера технологий по всей республике, которая должна быть открытой и доступной не только для инвесторов, но и для образовательного процесса.
     Данная функция, на наш взгляд, должна быть сосредоточена в НИИ инновационной экономики при Кыргызском экономическом университете с обеспечением его бюджетным финансированием.
     На первом этапе данный НИИ инновационной экономики должен осуществлять следующие задачи:
изучение и анализ инноваций во всех отраслях экономики, науки и техники в республике (что на самом деле и осуществляет институт);
     оказание консалтинговых услуг как инвесторам, разработчикам, так и учебным заведениям;
     целевое финансирование за счет средств Национального фонда программ и проектов создания производства наукоемких продуктов;
     подготовка и постоянное обновление каталога инновационных ресурсов и др.;
     2) образовать во всех регионах (областях) республики при областных университетах региональные бизнес-инкубаторы по инновации.
     Университетское образование и научные исследования, проводимые в университетах, должны стать интеллектуальной основой и генерирующими источниками инновационной культуры республики. Во многих странах, имевших недостаточно ресурсов, именно инновационная составляющая стала определяющим фактором высоких технологических прорывов и экономических взлетов. Причем, как правило, делалось это на базе высших учебных заведений. 
     Для нас этот опыт особенно важен, поскольку на этом этапе развития у нас еще нет крупных бизнес-структур, финансово-промышленных гигантов, способных финансировать инновационные исследования, нет таких ресурсов пока и у государства. В этой ситуации университеты являются практически исключительным местом и единственной силой, способной реализовать эту задачу. Инновационная система Кыргызстана должна формироваться именно на базе высших учебных заведений, которые способны интегрировать инновационную составляющую в образовательный процесс, обеспечить их взаимообогащение и взаимоподпитку. 
     Бизнес-инкубаторы обеспечивают всестороннюю поддержку начинающему предпринимателю, создавая благоприятные условия для ускоренного развития зарождающихся компаний.
     Малые предприятия в науке и образовании для экономики страны являются локомотивом развития.
     В развитии бизнес-инкубаторов решающее значение имеет Национальный фонд науки и инновации;
     3. Меры развития научного потенциала. Необходимо максимально приблизить прикладные науки к производству, бизнесу, полностью ориентировать    НИОКР на конечный результат в форме внедрения результатов в производство, продажи лицензий на коммерческое их использование.
     Все мероприятия по развитию научно-технического потенциала должны строиться, как было указано выше, на следующих принципах:

  •  финансирование НИОКР на грантовой основе;
  •  софинансирование НИОКР с университетами и частным сектором;
  •  независимая научно-техническая экспертиза;
  •  изменение организационной структуры, включая стимулирование приватизации прикладной науки;
  •  централизация финансирования всех прикладных НИОКР из одного источника, т.е. из Национального фонда развития науки и инновации Кыргызской Республики.

Атышов Кобогон,  проректор по научной работе, д.э.н., профессор;
Асизбаев Рустам Эмилжанович, первый проректор, д.э.н., профессор; 
Мусакожоев Шайлобек Мусакожоевич, член-корресподент НАН КР, д. э. н., 
профессор, заслуженный экономист КР.

    

 






Добавить комментарий