Main Menu

Наука на службе у страны… Как ее сделать такой?

     Жизнь без прогрессивной науки — это движение вслепую. Еще древние поняли, что знание — сила! В этом смысле национальные исследовательские центры давно уже живут в положении лишенного зрения, осиротевшего инвалида. Потому и Президент А. Атамбаев, обратив внимание на эту глобальную для Кыргызстана проблему, направил премьер-министру рекомендации по реформированию системы науки и возрождению научной деятельности в стране, разработанные и одобренные Общественным экспертным советом по вопросам развития образования при главе государства. К слову, эксперты предварительно обсудили проблемы и нюансы предстоящих реформ со всеми научными кругами республики.

Надо признать, что сегодня, в век глобализации, наука перестала быть уделом гениальных одиночек, работающих в своих «гаражах» и кустарных лабораториях. Потому и экспертное сообщество, и глава государства обратили особое внимание на то, что  создание современной системы организации научной деятельности, ее возрождение невозможны без целенаправленного выхода кыргызстанских ученых в мировое научное пространство. Задачи, стоящие перед исследователями Кыргызстана, вполне созвучны целям Национальной стратегии устойчивого развития страны на 2013-2017 годы и призваны мотивировать в первую очередь Национальную академию наук, другие исследовательские центры к обновлению.
Сложно не согласиться с мнением Президента, когда он говорит, что научное обоснование должно стать необходимым звеном при подготовке и принятии государственных решений по крупным экономическим, политическим и социальным вопросам. В противном случае в чем смысл научных изысканий, если они не служат нуждам реальной жизни, не решают острых общегосударственных проблем?!
Совсем недвусмысленно сказал об этом на страницах нашей газеты директор Института экономики и финансов НАН, доктор исторических наук, профессор Айылчы Сарыбаев: «О необходимости реформ в сфере науки говорили давно. Наука должна стать локомотивом развития страны. Этого сейчас нет. Надо поддержать идею и довести ее до логического конца».
С еще более резкой оценкой современного состояния науки в Кыргызстане выступил депутат ЖК от фракции «Ар-Намыс» Каныбек Осмоналиев, заявив, что необходимо реформировать Национальную академию наук, отдача от которой на сегодня мизерна. Он убежден, что следует активно поддержать инициативу Президента, поручившего правительству кардинально реформировать науку.
«Мы должны поддержать главу государства, сумевшего проявить политическую волю и начавшего преобразования. Очевидно, что Академия наук не оправдывают ресурсы, которые на нее затрачиваются, — подчеркнул в интервью СМИ нардеп. — Я,  как ученый, профессор и депутат, поддерживаю планируемые реформы. Думаю, что истинные академики и ученые нашей страны такого же мнения».
За годы независимости возникало много объективных и субъективных причин, которые свели некогда богатый научный потенциал республики почти к нулю. Одна из главных причин, конечно, — резкое и все более нарастающее снижение всех ресурсов, направляемых на науку: финансовых, кадровых, материальных. Как и потеря у самих исследовательских центров ориентации на меняющиеся рыночные запросы общества, отсутствие гибкого мышления и адекватного менеджмента. Кыргызская наука почти остановилась в своем прогрессе.
По данным Нацстаткома, в Кыргызстане зарегистрировано 152 научных учреждения и организации. В НАН насчитывается 4 отделения, 22 института и 2 центра, работают 41 действительный член, 51 член-корреспондент и 26 почетных академиков. В числе структурных подразделений академии отраслевые НИИ, инновационно-активные предприятия высших учебных заведений, располагающие научно-техническими центрами и лабораториями.
Кадровый потенциал НАН составляют около 4,5 тысячи научных, научно-педагогических и научно-технических специалистов. В их числе 665 докторов и 3 797 кандидатов наук. Средний возраст последних — 40 лет,  докторов наук — 51 год, академиков — 73 года, членов-корреспондентов — 70 лет.
По данным НАН, ее учеными запатентовано 26 технических решений, поданы 2 заявки на изобретение, получено 10 положительных решений о выдаче патентов.
Согласно же данным крупнейшей в мире аналитической базы SciVerseScopus, Кыргызстан занимает 141-е место в мире по объему и цитированию научно-исследовательских публикаций (в рейтинге 236 стран).
Годовой бюджет академии наук — 252 миллиона сомов (0,08 процента от ВВП). Из них 197 миллионов уходят на зарплату.     Оставшаяся часть идет на оплату коммунальных услуг, стипендии, отчисления в Соцфонд и прочие расходы. На исследования и разработки денег не предусмотрено.
Если говорить о системе управления, то она сохранилась почти в неизменном виде еще с советских времен. Вся эта картина свидетельствует не только об отсутствии инноваций, оторванности нашей науки от процессов образования, но и об отрыве от прогрессивных и эффективных находок и идей для  решения жизненных запросов.
К слову, и преподаватели наших вузов не имеют никакого стимула для занятий научными исследованиями. Ни один университет Кыргызстана не может претендовать на участие в глобальных рейтингах именно из-за  отсутствия значительных научных достижений и исследований. А ведь во всем цивилизованном мире вузы — это прежде всего центры науки, открытий, нестандартных и свежих решений, отвечающих на вызовы и проблемы общества… И только во вторую очередь, университеты — это центры высшего образования.
Потому и студенты наши обучаются по устаревшим материалам и методикам, в полной изоляции от новейших достижений науки и техники, не могут (как это принято в мире) предложить собственные технологии, идеи, инновации. Ну а Министерство образования устранилось от необходимости делать что-то для продуктивного симбиоза науки и образования в стране. Чиновники лишних заморочек себе на голову не ищут, как правило…
При этом экспертное сообщество уверено, что при существующей системе управления даже значительное увеличение финансовой поддержки не изменит коренным образом сложившуюся ситуацию в исследовательской сфере. Кроме денежных средств, необходимы в первую очередь внедрение современных механизмов повышения эффективности науки, формирование конкурентной среды в научной сфере, создание гибких форм материального стимулирования полезных стране исследований. И одним из наиболее действенных инструментов в мире, как известно, стало   внедрение принципа открытого отбора проектов научно-исследовательских работ. Речь идет о целевом финансировании науки, которая успешно решала бы стоящие перед страной насущные задачи, поднимая тем самым национальный научный потенциал.
Позвольте здесь немного отвлечься от рекомендаций Общественного экспертного совета при Президенте, чтобы привести красноречивый пример. Известно, что Китай — одна из немногих стран мира, которая, сохраняя ориентированность на идеалы социализма, коммунизма, все же сумела построить свое потрясающее сегодня весь мир экономическое чудо. Сами китайские чиновники называют его «капитализмом с человеческим лицом».
Страна, пару десятков лет назад имевшая в своем составе 40 процентов населения за чертой бедности, сегодня выходит на передовые мировые позиции по уровню экономического развития. И это на фоне глобального экономического кризиса в старом свете!
Так вот, первое, что сделала элита КНР сразу после ликвидации Советского Союза, — создала несколько научных институтов, перед которыми поставила одну-единственную задачу: выяснить причины распада СССР и дать рекомендации, как сохранить существующий строй Китая, сделав его наиболее эффективным? И ученые нашли эти причины и дали свои, как видим, полезные рекомендации! Вот как надо подходить к решению проблем и использованию науки, мне кажется…
Итак, для того чтобы наука Кыргызстана стала эффективной, нужно объединить интеллектуальный, финансовый, имущественный потенциал научных учреждений, вузов и государственных институтов, говорят в своих рекомендациях наши эксперты. Они должны быть нацелены на решение первоочередных задач в соответствии со стратегическими программами развития страны. Тогда и для них появится смысл в повышении качества образования, новом притоке молодых кадров в науку и расширении тем для исследований.
Только внедрение научных достижений в реальное производство, экономическая отдача способны поднять престиж науки и вузов Кыргызстана. Эффект использования финансовых и человеческих ресурсов неизбежно потребует кардинальной институциональной перестройки Национальной академии наук, ее исследовательских учреждений и сделает оптимальными затраты на науку и образование.
Эксперты считают необходимым создать уполномоченный госорган, задачей которого стало бы активное воплощение государственной политики в области научных изысканий в жизнь, а также Национальный фонд развития науки.
Сама НАН должна стать общественной организацией с консультативно-совещательными функциями по вопросам взаимодействия государственных институтов управления и научных центров страны. Понятно, что действующему корпусу ученых при этом сохранят все выплаты и надбавки, пенсии и стипендии.
Эксперты дали ряд и других рекомендаций. К примеру, поставить вопрос о целесообразности дальнейшего существовании Высшей аттестационной комиссии и диссертационных советов и поискать им альтернативы ввиду их высокой коррупционности. И с этим тоже сложно не согласиться. Только реальный жизненный эффект может быть мерилом научных открытий. Это подтверждает мировой опыт стран, где наука успешно помогает решать проблемы людей.
Со времени образования Национальной академии наук Кыргызстана минуло 60 лет. И если в большой советской исследовательской обслуживающей «машине» она вполне успешно справлялась со своими задачами, то сегодня цитадель национальной науки превратилась в закостенелую, неповоротливую, оторванную от острых общественных запросов структуру. Как утверждают члены Общественного экспертного совета при главе государства, даже люди с незаурядными лидерскими качествами в руководстве НАН не могут совершить серьезных реформ в ней.
Призыв Президента страны: «Требуются свежие кадры и новые подходы к организации научной деятельности в Кыргызстане, которые должны способствовать выходу кыргызской науки на современный уровень эффективной интеграции науки и образования, использованию научных достижений в экономике, образовании и других сферах» нельзя не считать весьма своевременным.
Кстати, уже многие ученые согласились с идеями главы Кыргызстана. Тот же профессор А. Сарыбаев отметил: «Против реформирования НАН могут выступать лишь ученые-нахлебники, не востребованные современной наукой. Я думаю, в Академии наук должны понять необходимость преобразований. Они должны произойти безболезненно», — отметил известный экономист, поддержав идею главы государства о безусловной резонности интеграции науки, образования и производства. «Налоги граждан все-таки не должны проедаться, — отметил в интервью «СК» А. Сарыбаев, — их необходимо направлять на развитие страны, развитие научной сферы».

Чинара АСАНОВА.

 

 






Добавить комментарий