Main Menu

Фестиваль номадов на Иссык-Куле прославил весь Кыргызстан

     Кыргызстан в ходе I Всемирных игр кочевников, прошедших под патронатом Президента А. Атамбаева на Иссык-Куле, сумел наиболее зрелищно и выгодно презентовать нашу страну на мировом туристическом рынке. 

Джигит летит под звон копыт 

1     Говоря о мастерстве номадов, напомним, что все аутентичные виды этноспорта, сохранившиеся до сих пор, были тесно связаны с ратными навыками, кои требовались древним джигитам. Ведь нашим пращурам приходилось все время отстаивать свою независимость, отражать набеги многочисленных орд.
120 веков назад  среди отрогов и долин Тянь-Шаня у охотников впервые появились лук и стрелы, и с течением времени изображения лучников, пеших и конных стали одними из самых распространенных сюжетов каменных петроглифов по всему Кыргызстану: от Чолпон-Аты до Баткена.
Тем временем настал бронзовый век. Кыргызы научились ковать невиданные прежде острия для копий, делать кинжалы, которые, в отличие от каменных, можно затачивать неоднократно, а также изготавливать боевые топоры и секиры.
Массивные наконечники стрел в те времена, кстати, делали с отверстиями, и получалось подобие свистулек. Для чего? Это был мощный психологический фактор. Когда на поле брани  лучники пускали тучи стрел, то их зловещее многоголосое завывание наводило ужас на неприятеля!
Эпоха бронзы — время появления первых племенных союзов, начала классового расслоения и социально-имущественного неравенства в обществе. Понятное дело, что конфликты участились.
Милитаризация была особенно развита, когда на нынешних землях Кыргызстана владычествовали два мощнейших племени — саки и усуни (VII век до н.э. — VI век н.э.).
Саки, чей строй назывался военной демократией, были весьма воинственными. Они использовали маневренные конные отряды. Часть арсенала украшалась золотом и серебром. Слава об их силе гремела по всему Востоку.   Среднеазиатские скифы, как иногда называют саков, бились даже с войсками Александра Македонского!
Пришедшие им на смену усуньские кочевники правили тут чуть ли не тысячу лет. Кстати, их ставка Чигу, располагавшаяся на Иссык-Куле и ушедшая впоследствии под воду в результате колоссального землетрясения, стала основой многочисленных легенд о затонувшем городе, полном сокровищ…
Усуни осели здесь основательно. Этому способствовал расцвет металлургии. То была уже тяжелая поступь железного века. Усуни ввели в обиход увесистые мечи и палаши, а также железные кольчуги, панцири, щиты. Чаще всего это оружие оборачивалось против лихих гуннов, жуаньжуаней, саяньбийцев…
Также они прекрасно владели мощными луками, покрытыми костяными пластинами,  натяжение тетивы превышало 50 килограммов. Требовалась недюжинная сила, чтобы сразить врага!
Согласно свидетельствам древних летописцев, предки овладевали мастерством верховой езды и стрельбы из лука с раннего детства. Воин выпускал стрелы с поворотом на 180 градусов с левой и правой руки! При этом даже у бедных воинов колчаны были богато украшены и заполнены разнокалиберными снарядами, включая комплект, позволявший пронзать самые крепкие латы.
Отрадно, что есть еще в Кыргызстане энтузиасты, которые  возвращают нас к истокам. Один из них — Халил Момунов, признанный   бишкекский мастер. Он воссоздает старинные образцы оружия. Его творения обогатили коллекции Владимира Путина, Сергея Ястржембского, Джорджа Сороса и многих других именитых персон.
Момунов, тщательно проштудировав специальную литературу, исторические манускрипты и изучив музейные экземпляры, разработал собственную технологию. Он изготавливает луки из рогов горных козлов, скрепляя рукоять с помощью сыромятной кожи, которая, высыхая, очень плотно держит места соединения. Стрела из такого лука запросто пробивает толстую доску с расстояния в несколько десятков метров!

Пика у каждой юрты

     Затем возник феодализм — эпоха господства тюркских, карлукских, караханидских, киданьских, чингизидских, могулистанских, тимуридских и иных правителей. Стирались, даже не с земли, а из памяти целые города, перекраивались границы. И так продолжалось до конца XVI века, пока кыргызы, уже сформировавшиеся к тому времени как этнос, не создали основу своей независимости.
В ту пору весь уклад народной жизни был пронизан суровой героикой боевых походов и готовности к сигналу тревоги. И здесь тоже важную роль играла физическая подготовка.
Вот свидетельство турецкого историка Сейфи (1582 год). Он указывал, что кыргызы «живут в крутых горах, в которых есть проходы. Если какой-нибудь царь поведет на них войско, то они отправляют свои семьи вглубь гор, а сами занимают те ущелья, чтобы никто не прошел».
Знаменитый академик Василий Радлов (1837-1918 гг.) застал время, когда возле каждой юрты была воткнута в землю пика. На всякий случай. А случаи бывали разные…
Источники того времени писали о кыргызах: «Даже джунгары во время своего могущества не могли покорить их».
Рать формировалась по монгольскому принципу: по десяткам, сотням, тысячам. Небольшие дружины — жасак — включали в себя обычно до сорока витязей. Бойцы подразделялись на следующие категории: жаа тарткыч — лучник, найзачы или найзакер — копьеносец, балта чабар — воин с боевым топором, кылычкер — сабельщик. Секиру называли «ай балта».
Основу кыргызского войска составляла легкая конница. Она играла ключевую роль в типично кочевой тактике боя: быстрые атаки с помощью кавалерии, массированные обстрелы позиций врага стрелами и обманное отступление с целью завлечь контратакующих в удобное для последующего разгрома место.
Огнестрельного оружия в ту пору не было. Это позже появились фитильные (кара мылтык) и кремниевые (таш мылтык) ружья с деревянными сошками, затем — пистонные берданки.
Пожалуй, самый значительный вклад в дело изучения ратного искусства древних кыргызов сделал заслуженный обладатель ордена «Данакер», профессор и крупнейший исследователь нашей истории Юлий Худяков.
Будущий этнограф и почетный академик НАН КР родился в Кемеровской области и еще в студенчестве заинтересовался военным укладом жизни енисейских кыргызов VI-XII веков. Археолог подробно описал типологию их шлемов, луков, панцирей, сабель. Житель Новосибирска, по праву считающий Кыргызстан своим вторым домом, написал по данной теме много научных трудов, защитил диссертации, занимался полевыми изысканиями, в частности, в Кочкорском районе Нарынской области около местечка Ала-Мышык, где обнаружен могильник богатого воителя.

2

Мой дом — моя крепость

     Несмотря на то что пращуры в первую очередь славились как искусные воины-номады, постоянно перемещавшиеся по горам и степям, для них и фортификационные сооружения были не в диковинку.
Оборонительные крепости, которые защищали искусные лучники, бойцы-рукопашники, меченосцы и копьеметатели, возникали на стратегических высотах, у важных караванных троп, у сквозных ущелий. В их числе и Дароот-Коргон, чьи глинобитные останки в горах Баткенской области и поныне овевает пыль веков. Интересно, что в ходе событий 1999 года, при отражении нападений отрядов ИДУ, кыргызские военнослужащие активно использовали это сооружение, стреляя сквозь бойницы, которым много столетий!
Даже в черте Бишкека есть древнее городище, которое ныне называется Кузнечная крепость и где доселе располагалось несколько укрепленных цитаделей, сменявших друг друга на протяжении тысячелетий.
А возле села Новопокровка находятся руины другого городища — Пакапского, также вошедшего в летопись. Но, пожалуй, самым изученным бастионом является форпост Кошой-Коргон в Нарынской области. По сути, это был целый город, построенный ханом Кошоем на земле Тенир-Тоо. По утверждению знаменитого востоковеда Василия Бартольда, здесь располагалась столица Центрального Тянь-Шаня — город Ат-Баш, где сходились многие торговые артерии. За высокими и непробиваемыми стенами кипела жизнь, здесь находилась ставка тюркских правителей. Тут встречали караваны, шедшие по Великому Шелковому пути. Сейчас рядом с руинами возник двухэтажный музей, посвященный историко-культурному наследию Кошой-Коргона. В ходе раскопок, помимо прочего,  обнаружили ремесленные цеха по выплавке бронзы, железа, изготовлению боевого снаряжения.

Канат ИБРАЕВ.






Добавить комментарий