Main Menu

О предназначении государства и об его чиновниках

Немного о сталинских кадрах

1     Благодаря тому что И. В. Сталин, сам обладая организаторским талантом,  сумел подобрать и расставить на ключевые посты подходящие кадры из числа рабочих и крестьян, Страна Советов  смогла за короткий срок вырваться из нищеты и безграмотности, приобрести промышленную базу, осуществить аграрную и культурную революцию и в целом заложить основы социализма.
В 1952 г., выступая на Октябрьском пленуме ЦК КПСС, И. Сталин заявил о необходимости вливания в руководящий состав свежих и молодых сил. Ему было небезразлично, кто понесет эстафету великого дела. Что означало для Сталина вырастить политического и государственного деятеля? Руководящие кадры так просто не появляются, говорил он, их надо заметить, взрастить и направлять. Чиновник должен интересы государства всегда ставить выше личных, частных или узковедомственных. Это было одним из главных критериев И. Сталина.
Если бы сталинские кадры не работали на износ в построении социализма, то и Великую Отечественную войну выиграть не удалось бы. Тех министров, которые не умели и не хотели трудиться, немедленно вычищали из руководящих органов. Если за ними имелись грешки, то отправляли их по этапу. Сталин не прощал тех, кому не доверял, кто не справился с работой или полез в политику. На заре советской власти он давал установку своим кадрам: «…Мы отстали от Запада на сто лет, теперь надо это расстояние пробежать в 10 лет, иначе нас сомнут».
Государственный деятель типа И. Сталина подбирал кадры и расставлял их так, что никто  из них  не подводил. Те в свою очередь создавали такой же управленческий аппарат из числа профессионалов, не требующих проверки. На это просто не хватало времени, да и физически это невозможно.  Вождь также требовал от подчиненных, чтобы на своем посту они смотрели на дело не с политической вышки, а с государственной. Он давал понять, что нужно прежде всего быть профессионалами, государственниками, но если  проморгал дело и дал врагу возможность взять реванш, то ни к чему твоя политическая грамотность.
В свою очередь сталинские   кадры учили своих подчиненных правильно выбирать цель, ставить задачу и получать результат. Неправильно выбранная цель, поставленная задача, как правило, приводили к негативным результатам, к иллюзиям и заблуждениям (что, кстати, было характерно для наших доморощенных руководителей на протяжении 20 лет независимости). Правильно поставить перед исполнительными органами цели и задачи — полдела, нужно контролировать исполнение.
Именно Сталин выпестовал ряд кадров, в последующем ставших незаурядными государственными деятелями: Л. Берию, В. Молотова, Г. Маленкова, Л. Кагановича, Н. Булганина,  Ж. Абдрахманова, И. Раззакова и других.
После смерти вождя  часть хозяйственных, советских и партийных работников из руководящей верхушки морально разложилась, встала на путь казнокрадства. Хрущев и хрущевцы начали постепенно выхолащивать партию и вытравливать из неё дух большевизма, т. е. честность, принципиальность и абсолютный приоритет общественного над личным.

Первоклассные люди нанимают первоклассных людей;
второклассные люди нанимают третьесортных людей.

Лео Ростен
(американский писатель)

Об особенностях управления в Кыргызстане

     Нашему обществу, включая чиновников, нужно осмыслить, что субъект государства — не конторы, не кабинеты, а народ и данная ему  территория.
Известный американский футуролог Э. Тоффлер в своей книге «Метаморфозы власти» пишет, что опасны как  избыток власти, так и ее недостаток, когда десятки группировок с амбициозными претензиями стремятся вверх, сея  анархию и хаос в стране. Кыргызское общество через это уже  проходило. Государство должно служить национальным целям. В противном случае оно захлебывается в коррупции и предательстве. Нужно придавать огромное значение духовному развитию общества, нравственному воспитанию подрастающего поколения, поскольку духовная культура — это часть прогресса.
Для успешного развития Кыргызстана необходимо осуществить ряд непопулярных мер, противоречащих  нашим традициям,  представлениям и сознанию. К примеру, ввести  систему ротации во всех госорганах, отбирать служащих по принципу профессионализма, компетентности, порядочности. На Западе  система ротации давно внедрена и приносит свои плоды. Там чиновник знает: его профессионализм, компетентность и умение эффективно управлять дают ему шанс карьерного роста и повышения зарплаты.
Постоянные склоки, клановость, групповщина в современном кыргызском обществе объясняются тем, что кочевники долгое время были социально разобщены. Внешняя изоляция и внутренняя самоорганизация, основанная на кровном родстве, не позволяли вступать в контакт с иными социальными группами. Номады не могли легко находить компромисс, согласовывать свои действия с другими системами, им было неведомо такое понятие, как  интересы общества, государства, что для достижения справедливости и социальной гармонии необходимы сплоченность, целеустремленность и политическая воля, без которых трудно представить построение нового общества.
Сегодня в независимом Кыргызстане еще не сформировалось понятие государства, отделенного от личности и правителя. Ни бывшая советско-партийная номенклатура, ни современная аппаратно-чиновничья бюрократия не прониклись сознанием того, что служат не правителю, а   Отечеству. Несмотря на стремление ввести демократические принципы в полуразвалившиеся политические и административные органы советского типа, кыргызы так и не прониклись государственным духом. Наши экс-президенты рассматривали страну как собственную фазенду, с легкостью отчуждая её части и управляя ею, сидя «в седле». Как правило, их окружали соплеменники, которые чувствовали себя соправителями под надежной «крышей» земляка.
На руководящие посты назначались не по деловым качествам, а по протекции, родственным связям, принципу личной преданности.  К сожалению, по сей день в Кыргызстане в системе управления  никто не несет  ответственности за свой непрофессионализм, по сей день существует проблема нерасторопности, безынициативности и профнепригодности чиновников.
Наше общество за время лихолетья настолько деградировало, что честных и порядочных людей просто-напросто выживали из своей среды под различными предлогами, называя их «некыргызами».
Вкупе все привело к системному кризису государства,  его организационно-управленческие и правовые институты развалились как карточный домик, экономические отношения ориентированы не на производство, не на перспективу, а на выживание граждан в отдельности, в целом всей экономики страны. Более того, пока в управлении сидят  чиновники, нечистые на руку, проводящие масштабные аферы с недвижимостью и другими богатствами, нам не избежать судьбы африканских  или латиноамериканских государств типа Буркина-Фасо, Сомали или Гватемалы.
Госорганы не исполняют свои функции, у них нет четких целей и задач, они не владеют ситуацией и как только возникает нештатная обстановка, теряют контроль. Иногда  идут на поводу у частного бизнеса, лидеров партий, НПО.
Госинституты не предъявляют строгих требований к своим сотрудникам. А в таких условиях произвол и беспредел чиновников неизбежны.
Если общество стремится к обновлению, то нужно менять типы мышления и поведения. Чтобы эти изменения были результативными, необходимо менять тип политической системы,  форму управления обществом и государством. У нас политическая система поменялась в сторону прогресса, хотя  реформы оказались, мягко говоря, половинчатыми, отсюда их неэффективность. В то же время  мы пытались построить новый тип государства с отжившим мышлением, с кланово-родоплеменным сознанием, низкой политической культурой и безответственностью. Это и есть главные причины наших провалов в реформировании.
Л. Берия — лучший менеджер XX в., выпестованный сталинский кадр — как-то сказал: «Если у человека нет дисциплины,  он пропал. Когда у недисциплинированного человека есть власть, он может легко разложиться. Если организовать людей с умом, они могут стать силой, не организуешь — станут толпой».

Скажи мне, что ты не умеешь делать,
и я подумаю, кем тебя назначить.

Михаил Генин (юморист)

Рынок может нормально функционировать там, где имеются институциональные предпосылки для деятельности новатора-созидателя, где именно такой тип предпринимателя преобладает. Если таких людей и условий нет, то капитализм способен обеспечить только в рамках «стационарного кругооборота»,  там нет прогресса.
В странах, где нет жестких институциональных рамок, направляющих деятельность частного бизнеса в конструктивное русло — в интересах общества, появляются новаторы-разрушители, занимающиеся незаконной приватизацией госсобственности, искусственным банкротством успешных конкурентов, изъятием и отмыванием бюджетных средств, рейдерским захватом прибыльных отраслей и т. д.
Воспитание чиновников и народа должно идти синхронно, иначе  не будет эффекта в реформировании. Суть воспитания не должна ограничиваться голыми призывами к патриотизму или «заветами Манаса», которые ни к чему не обязывают, кроме формального отношения.
Воспитание взаимосвязано с идеологией. В таком деле важен государственный подход, не случайно большевики  на заре советской власти начали с воспитания нового человека как «строителя коммунизма». Необходимо целенаправленно поддерживать граждан, которые честным трудом и профессионализмом вносят вклад в укрепление государства.
Великий русский историк В. О. Ключевский как-то заметил, что  «история ничему не учит, а только наказывает за невыученные уроки». Мы не усвоили, что главным достижением советской эпохи было единство материальных и моральных сил.  Благодаря этому  народ смог выдержать тяжелые испытания в годы строительства социализма, победить в Великой Отечественной войне, восстановить после нее страну. В эпоху перестройки  не было такого единства,  поэтому Советский Союз рухнул в одночасье.
Наши экс-президенты были людьми безответственными, действовали вне элементарного понимания социального долга перед своими гражданами. Они не принимали никаких решений, просто выполняли инструкции международных финансовых организаций. Но эту порочную систему необходимо  разрушить, нужны свежие силы, которые не будут бояться рисковать. Опыт политиков старой формации никудышний и отрицательный.
Региональный и глобальный кризис нарастает, это очевидно. Он бросает вызов всем малым и великим государствам, все предыдущие нормы и правила ставятся под сомнения. Старые идеи не помогают справиться с кризисом. Только адекватные и нестандартные решения помогут преодолеть его.
В мире целенаправленно проводится политика оболванивания человека путем создания вакуума бездуховности и незнания, путем установления жесткого контроля в сфере СМИ и  высших учебных заведениях, где формируются новые кадры. Низкий интеллект госчиновников, руководителей высокого ранга позволяет манипулировать ими. Существующая система управления изжила себя. Она  привела к вырождению класса управленцев, заменив их воровитыми и некомпетентными чиновниками.  Необходимо обновление, иначе Кыргызстан станет государством-изгоем.

Тынчболот ДЖУМАНАЛИЕВ,
доктор исторических наук,
профессор.






Добавить комментарий