Main Menu

Вода дороже золота. Чуйской области грозит сушняк!

     Запасы влаги в Орто-Токойском водохранилище, питающем Золотую долину, практически иссякли и составляют всего 9% от проектного объема. К концу июля водоем может полностью высохнуть!

Без воды и ни туды, и ни сюды

3     Катастрофическим положением озаботились чиновники из Минсельхоза. Департамент водного хозяйства и мелиорации МСХ был вынужден на днях ввести ограничения на распределение воды пользователям и установить лимиты на подачу Н2О для аграрных угодий Чуйской области.
Опасность состоит в том, что подобная ситуация будет только усугубляться, так как все 34 водохранилища, имеющихся в Кыргызстане, заполняются за счет горных рек. А их полноводность в свою очередь зависит от качества тянь-шаньских ледников.
К сожалению, как отмечают эксперты, из-за жаркого июля наши глетчеры и горные снега будут таять еще интенсивней. И примерно через 100 лет мы можем полностью лишиться ледникового щита Ала-Тоо, питающего народное хозяйство.
Согласно выкладкам  Гос-агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при правительстве КР, сейчас в республике насчитывается 8 208 ледников. Так вот, по данным экологического движения БИОМ, их площадь к 2100 году способна уменьшиться до 95%.
То есть через век мы можем вообще лишиться своего национального достояния, которое обеспечивает главное богатство Кыргызстана — гидроресурсы. Исчезновение  ледниковых массивов грозит дефицитом воды, питающей сады и поля, значит, встанет вопрос продовольственной безопасности. К тому же водные потоки крутят турбины ГЭС, вырабатывая электроэнергию. С учетом того что, кроме прибылей от работы гидроэлектростанций, у нас фактически нет других каналов пополнения госбюджета, вопрос сохранения потенциала Н2О приобретает поистине стратегически важное  значение, ибо связан  с обеспечением гидроэнергетической и в целом государственной безопасности Кыргызстана!

На ООН надейся, а сам не плошай!

     Площадь оледенения в КР составляет  свыше 80 тысяч кв. км. Если растопить это количество, то вода покроет всю республику слоем более трех метров!  Однако исследования гляциологов показывают, что почти каждый  глетчер за последние 120-150 лет отступил на 800-1000 м от прежних позиций. Это видно по ледникам  Кара-Баткак, Абрамова, Ак-Сай и другим. Толщина ледовых масс Кыргызского хребта, к примеру, за период 1972-1993 годов уменьшилась на целых 8 метров! Еще более удручающие показатели отмечены на Алайском хребте, в районе системы Ак-Шийрак и т. д.
По прогнозам, к 2025 году площадь оледенения южного склона хребта Кунгей Ала-Тоо сократится на 76%, а северного склона Терскей Ала-Тоо — на 32%. До 50% площади могут утратить ледники бассейна реки Нарын. Уже сейчас отмечены факты полного исчезновения малых глетчеров на высотах до 4000 — 4200 метров.
Увы, из-за глобального потепления, влияния естественных и техногенных факторов, бездумного вмешательства  гомо сапиенс в дела природы угроза исчезновения ледяного щита стала актуальной для всей нашей планеты. Не случайно глобальные проблемы, вызванные ледниковым таянием, всерьез беспокоят и самую авторитетную организацию — ООН. Лигой наций уже принята программа минимизации возникшей угрозы.
А мы что, не земляне или наивно надеемся, что общечеловеческая беда обойдет кыргызов стороной?!

Когда даже лёд начинает пахнуть политикой…

2     На процесс сокращения ледниковых запасов Кыргызстана во многом влияет деятельность золоторудных компаний, роющих землю в высокогорье и наносящих урон окружающей среде. Наибольшие нарекания вызывает разработка рудника Кумтор в Иссык-Кульской области, из-за чего безвозвратно утрачены многие площади ледников.
Некоторые эксперты считают, что в основе большинства протестных настроений жителей регионов, выступающих против добычи иностранными корпорациями наших полезных ископаемых, также лежат опасения, что своим  вмешательством в биосферу они резко нарушат хрупкий экологический баланс.  Отсюда митинги и блокирование дорог населением в Таласской, Нарынской, Баткенской и прочих областях. А этим нередко пользуются различные оппозиционные группы, которые, спекулируя на теме народного гнева, умело направляют энергию протестующих в нужное для себя антиправительственное русло.
То есть внешне чисто экологический вопрос с ледниками в наших условиях приобретает уже политический характер!

Если мы такие богатые, то почему такие бедные?!

     Говоря о ледниковых запасах Тянь-Шаня, специалисты наряду с Кыргызстаном часто упоминают и соседний Таджикистан с его ледяным Памиром.  Но вот ведь парадокс — несмотря на колоссальные пока еще запасы воды в этих горных массивах, обе наши страны являются самыми бедными в регионе!
Эксперты считают, что проводимая политика в отношении природных кладовых в корне неверна. Ее нужно сделать не  просто экологически ориентированной, а еще и экономически обоснованной и рентабельной.
Но откуда у политиков может быть стремление сберечь страну, если мы не прививаем населению соответствующие знания с раннего детства? Необходимо, считают энтузиасты,  проводить массированную ликвидацию экологической безграмотности среди жителей ЦА. Пора принимать всеобъемлющие просветительские меры на всех уровнях. Тогда и Кыргызстан, и Таджикистан  в перспективе станут региональными лидерами в экологии и экономике, ибо в их руках ключи от всей Центральной Азии.
А связано это в первую очередь с рациональным использованием ледниковых ценностей. Представьте теперь, что в обозримом будущем мы лишимся своей ледяной короны. Весь регион с его почти 65-миллионным населением станет пышущей жаром Сахарой, где вода будет цениться на вес золота!
Поэтому, кроме собственно КР и РТ, в ледниковом вопросе, в поступлении питьевой и оросительной воды, а также в грамотной эксплуатации энергоносителей должны быть заинтересованы все страны ЦА. Для этого требуется минимизировать отрицательное влияние человека на водные артерии, а также объединить усилия всех республик для реанимирования канализационной, ирригационной и дренажной систем.
Кроме того, пора перейти на специализированное «зеленое» земледелие, позволяющее в два раза снизить расходы на полив. К примеру, сейчас Кыргызстан  впустую теряет до 60% воды из-за износа оборудования. Вода буквально уходит попусту в песок!

Извечный вопрос: Что делать?

1     Увы, всё, как всегда, упирается в деньги. А их нет. Хотя наше правительство могло бы подсуетиться в этом вопросе, призвав к спасению ледников международных доноров из авторитетных организаций, обеспокоенных глобальным изменением климата и грядущим апокалипсисом.
Между тем финансы нужны для целого ряда разнообразных мероприятий. Перечислим лишь основные: строительство дамб возле прорывоопасных горных озер, образующихся в результате таяния ледников и представляющих опасность как для агрокомплекса, так и для жителей долин;  проведение программ против удушающего смога и других выбросов, оседающих  на склонах ледников и ускоряющих их таяние; для минимизации вероятности стихийных бедствий — землетрясений, селей, лавин, наводнений и оползней — надо сократить все виды буровзрывных работ в горнодобывающей отрасли; создание предпосылок для выработки экологически чистого биотоплива и аккумулируемой электроэнергии, позволяющей быть независимыми от поставок углеводородного топлива и импортируемого газа; создание цехов по консервации ледниковых вод и создание на их основе лекарственных препаратов, что предлагал в свое время покойный фармаколог мирового  уровня академик А. Алтымышев; надо вплотную заняться защитой лесных массивов, которые держат почву, спасают от оползней, фильтруют воду и воздух, но которые из-за нехватки тепла и света вырубаются обнищавшими сельчанами. Важный момент:  следует выстраивать новую парадигму экономических  взаимоотношений с потребителями из соседних стран  «вода — деньги — вода».
И, наконец, пора начать реальную установку малых ГЭС на реках Тянь-Шаня, что гораздо выгодней, нежели возведение мегастанций и бетонных каскадов, к тому же потенциально сейсмоопасных в наших горах. Кроме прочего, локальные водоемы возле микроГЭС дадут возможность расцвета прудового рыбоводства, как практикуется во многих странах. А местное население получит дешевые  гидростанции. Независимо от их размеров или местоположения они должны находиться в собственности государства и власти, обязаны распределять электроэнергию максимально справедливо. Ледники и реки, рождающие энергию, принадлежат всему народу!

Канат ИБРАЕВ.

 






Добавить комментарий