Main Menu

Тревожное замедление

      Основным результатом первого полугодия стали положительные тенденции экономического роста, однако ныне можно говорить о его замедлении. Так, если в январе он составлял 9,1%, то к июню — 4,1%. Возможно, макроэкономических показателей, прогнозируемых на 2014 год, не удастся достичь, что означает выпадение доходной части бюджета и в итоге — неисполнение правительством своих социальных обязательств (выдача пенсий, пособий, стипендий, зарплат и т.д.).

2     Такими пессимистичными данными поделился в пятницу на заседании кабинета министров, прошедшем под председательством премьера Джоомарта Оторбаева, министр экономики Темир Сариев.
За прошедшие 6 месяцев номинальный объем ВВП, по предварительной оценке Национального статистического комитета, сложился в размере 151,7 млрд. сомов и реально возрос на 4,1%. Между тем в первом полугодии 2013 года рост составлял 8,1%. Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, составил 105,9%.
Замедление развития экономики, по словам главы     Минэкономики, наблюдается во всех ее секторах. Так, в сфере услуг, доля которой в структуре ВВП превышает 50%, за январь-июнь реальный прирост составил лишь 2,1% (в прошлом году было 5,4%) и с начала года показывает устойчивую тенденцию снижения, которое обусловлено как ужесточением таможенного контроля со стороны стран Таможенного союза (вызвало сокращение реэкспорта товаров), так и уменьшением потребительского спроса из-за девальвации валюты.
На ситуацию в Кыргызстане влияет положение у торговых партнеров. Так, экономический рост замедлился в России (там прогнозное значение понизили с 3% до 0,5%) и Казахстане (скорее всего, будет 6% вместо ожидавшихся 6,5%). Но проявились и внутренние неблагоприятные факторы. Так, снижение поступления прямых иностранных инвестиций (за I  квартал оно составило 8,4%) в результате которого сложилось отрицательное сальдо (-62,1 млн. долларов), увеличение оттока капитала из страны в 2,6 раза Темир Аргембаевич связывает с митингами и препятствованием работе инвесторов.
А из-за позднего наступления весны в сельскохозяйственном секторе позже начались полевые работы, ныне наблюдаются засуха, отсутствие поливной воды. Все это наталкивает на вывод, что урожай наши фермеры дадут стране не в том объеме, что ожидался.

«В доме свет погас, отключили газ…»

     Разговор в тот день был честным и порой жестким. Участники его открыто признавали наличие проблем и отмечали необходимость принятия мер, а также разъяснений населению.
В начале заседания премьер-министр рассказал о недавней поездке на юг страны. По его словам, инвесторы обещают за 4-5 лет завершить строительство ферросплавного завода, который может обеспечить работой полторы тысячи человек и выдавать продукции на $75 млн. в год. Однако для его функционирования необходима электроэнергия (вообще, напомнил Джоомарт Кайыпович, промышленности нужны дороги и топливо). А ее не хватает. Даже для населения. Сейчас в Бишкеке строится 170 многоэтажных домов. С одной стороны — хорошо, с другой — их тоже надо подключать к сетям.
В этом году приходится импортировать электричество из Таджикистана, хотя в прежние годы мы, наоборот, экспортировали. В Токтогульском водохранилище сейчас всего 11 млрд. 400 млн.  кубометров воды, и до октября, возможно, удастся накопить 12 млрд. кубометров, что на 3,5 млрд. меньше, чем в 2013-м. А значит, стране предстоит тяжелая зима и на 30% придется уменьшить лимит потребления драгоценных киловаттов и киловольтов. А ведь юг республики еще и остался без природного газа, значит, граждане больше расходуют электроэнергии. И потому, сказал Джоомарт Оторбаев, нужно срочно принимать программу по энергетике, предусматривающую энергосбережение, энергоэффективность, переход на альтернативное газу топливо, разъяснительную работу среди населения. Антимонопольному комитету предстоит рассчитать себестоимость угля, чтобы правительство могло утвердить цену. Акимам и губернатором — сообщить о потребностях, открыть на местах топливные базы. В Оше создадут штаб, а пять энергетических объектов в этом городе и Джалал-Абаде также переведут на уголь. Нужно в течение двух-трех лет найти источники финансирования строительства ТЭЦ на угольном месторождении Кара-Кече мощностью 1200 мВт.
Напомнил Джоомарт Кайыпович и о проектах возведения ГЭС на реке Нарын — уже реализуемых или еще только находящихся в стадии разработки ТЭО.
В такой сложной ситуации, посетовал глава кабмина, нужно бы представителям регионов давать центру предложения: какие проекты можно запустить, сколько средств на это потребуется, сколько появится рабочих мест, какие результаты ожидаются. Однако таких инициатив нет. Более того, на недавнем собрании коллегии в Иссык-Кульской области 9 участников спали, если верить сообщениям в Интернете (позже полномочный представитель правительства в той области Эмильбек Каптагаев попытался это опровергнуть).
— Когда покажете резервы? — обратился к присутствовавшим премьер-министр.
Забегая вперед, отмечу, что после выступления Темира Сариева слово предоставили акимам Иссык-Кульского, Базар-Коргонского, Кочкорского и Тогуз-Тороуского районов. Они, словно неподготовившиеся к уроку школьники, озвучили что-то несущественное, но так и не смогли пояснить, есть ли на вверенных им территориях возможности поскорее затеять прибыльное дело. Руководитель аппарата правительства Нурханбек Момуналиев резюмировал их речи: акимы, к сожалению, не понимают, что такое «резервы».
Правда, у главы Тогуз-Тороуского района как раз было предложение: трансформировать территорию Саймалы-Таш, сейчас являющуюся национальным парком из-за одноименного плато с петроглифами, так, чтобы можно было провести там дорогу, ЛЭП и начать добычу угля на месторождении. Неужели нельзя выдвинуть другие инициативы, менее варварские, без угрозы историко-культурному наследию?..

«Виновата ли я?»

     И тут хотелось бы отметить следующее. Конечно, легче всего обвинять во всех наших бедах матушку-природу с ее погодными капризами, торговых партнеров, Узбекистан, перекрывший нам газ, и так далее. Вот только каким образом нам такие жалобы помогут? Не лучше ли призадуматься о собственных промахах да недостатках и попытаться их исправить?
Вот, к примеру, сейчас полеводы жалуются на отсутствие или нехватку поливной воды. Вместо осадков — какое-то редкое подобие дождичка, ледники в горах то ли тают, то ли нет. А меж тем никак не додумаются сельчане собраться всем селом и дружно расчистить каналы да арыки. Потому что где-то на поля не дотекает ни капли, а где-то драгоценная влага расходуется впустую.
— Родственники ругаются из-за воды, а экономить ее не можем! — восклицал на заседании Темир Сариев.
Опять же. Жители приграничных районов Кыргызстана и Таджикистана ссорятся, а закрытие границы между странами в итоге бьет по их экономикам: не проходят через кордон товары, не приезжают в баткенский аэропорт таджикские граждане (чтобы улететь в города РФ). Отдельные алайцы блокируют трассу в своем районе — государство недополучает таможенные сборы.
— Население митингует, требует закрыть завод, построенный на иностранные инвестиции. А на какие средства потом кормить народ, обучать, лечить? — вопрошал министр экономики. — Айыл окмоту должны вести разъяснительную работу!
— Во многих случаях мы сами виноваты, — прозвучало в его речи позже. — Зачастую какие-то группы преследуют свои интересы, а не страны.

«Все, что ни задавали нам, делал я кое-как»

     Совсем не хочется обвинять конкретных акимов (потому поименно называть не стану). Им просто не повезло, что в этот день вызвали «к доске» именно их. Скорее всего, прав Нурханбек Момуналиев, сказавший: если выслушать остальных, и они будут отвечать так же.
Однако отвлечемся от безыдейности и безынициативности местных руководителей и расскажем с их слов о существующих в регионах проблемах. В которых виноваты опять же мы сами.
Так, Джоомарт Оторбаев отметил, что часть туристического бизнеса находится в тени, в ответ на что аким Иссык-Кульского района подтвердил, что иссыккульцы, селящие туристов в своих домах, не платят налоги и не покупают патенты на индивидуальную предпринимательскую деятельность. А крупные отели в свою очередь регистрируются как частные мини-пансионаты. Значит, есть потенциал? Есть. Достаточно навести порядок. Однако о чем можно говорить, если никто не знает, сколько вообще бывает отдыхающих на Иссык-Куле.
Базар-Коргонский район тоже обладает туристической привлекательностью: и кыргызстанцы, и иностранцы приезжают в леса Арстанбапа.        Но аким заявил, что имеющиеся на месте турбаза и пансионат находятся в собственности РК профсоюзов и контролировать их местные власти не могут.
Премьер-министр напомнил, что зарубежные инвесторы приезжают в основном в Бишкек и ведут работу с министерствами, а значит, и муниципалитетам надо взаимодействие с госорганами углубить либо по примеру некоторых областей проводить инвестиционные конференции у себя. Стал было вице-премьер Тайырбек Сарпашев допытываться у акимов, как они будут работать с инвесторами, да так и не смог добиться внятного ответа. Вот вам и одно из объяснений того, почему более двух десятков лет республика все никак не выберется из кризиса: хромает деятельность на местах…

Нацстратегия:
выбиваемся из графика

      Вторым вопросом в повестке дня значилось обсуждение исполнения Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 годы. Докладывал по нему тоже Темир Сариев.
Резюме обсуждения — по срокам отстаем. Джоомарт  Оторбаев пригрозил в случае неисполнения пунктов «дорожной карты» рассматривать ответственность членов правительства, а пока премьер поручил главам министерств и ведомств разработать планы-графики, чтобы регулярно мониторить реализацию стратегического документа.
Ну а в качестве утешения немного информации об успехах.
В целях обеспечения полноты сбора налогов правительство инициировало изменения в Налоговый кодекс КР, в соответствии с которыми парикмахерские, частные стоматологические услуги и прокат рекламных щитов переведены на специальный режим налогообложения на основе обязательного патента; увеличена ставка акциозного налога на алкоголь с 26 до 60 сомов за литр и на ГСМ с 1 100 до 2 200 сомов.

     Внедрены системы электронной подачи налоговой отчетности, услуга оплаты налога на основе патента и за транспортные средства через платежные терминалы, готова к внедрению Единая автоматизированная информационная система в Государственной таможенной службе.

Количество лицензий и разрешений сокращено с 236 до 101 вида. Создана Единая электронная база данных субъектов предпринимательства в центральных подразделениях контролирующих органов, введены новые процедуры предпринимателей с учетом определения критериев риска. Разработана методика проведения анализа регулятивного воздействия нормативно-правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства.
1      Образовано Агентство продвижения инвестиций при Министерстве экономики КР. Проведена инвентаризация государственной собственности с целью создания единого реестра государственного имущества КР. Активно велась работа по внедрению механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Создан Фонд финансирования подготовки проектов ГЧП.
С января 2013-го по апрель 2014 года реализовано 10 национальных проектов, из них 5 — в агропромышленном комплексе (четыре завершены), 2 — в энергетическом секторе и 3 — в сфере транспорта и коммуникаций.
Например, в соответствии с планом идет строительство завода по производству минеральных удобрений (надеюсь, что нитраты мы будем только экспортировать, а не начинять ими наши собственные арбузы и помидоры, в то время как весь мир платит больше за экологически чистую продукцию). Завершено возведение подстанции «Датка» и 248,6 км линии электропередачи, а также высоковольтной линии и подстанции в жилмассиве «Ак-Ордо» в Бишкеке. Подготовлено ТЭО строительства железнодорожной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан, закуплены автодорожная техника, передвижной асфальтобетонный завод, улучшена материально-техническая база МЧС, модернизировано оборудование национальной системы организации управления воздушным движением.

Некомфортная страна

     Ну и, наконец, третий вопрос, которому в тот день уделили внимание члены правительства, — исполнение норм законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья. Докладчиком по нему являлся министр социального развития Кудайберген Базарбаев.
Если коротко, то ситуация выглядит так. В Кыргызстане 155,9 тыс. ЛОВЗ (т.е. 2,6% населения), из них около 26 тыс. — дети. Ежемесячные социальные пособия получают только 59 тыс. человек. Средний размер ЕСП — 2 402,1 сома.
В 2013 году были зарегистрированы 645 безработных ЛОВЗ. Сколько всего трудоустроено — понять не удалось (цифры в раздаточном материале указаны беспорядочно), но 230 обретших работу — инвалиды III группы, а 100 лиц  устроены по квоте. На профессиональное обучение направлены 34 человека.
Только 87,5% лечебных организаций республики оснащены пандусами и другими приспособлениями для передвижения ЛОВЗ. В Бишкеке лишь 4 культурно-зрелищных учреждения из 13 имеют такие. В Оше цифра похожая, правда, там и заведений таких поменьше — всего 6. Из 38 кинотеатров в стране всего в 12 установлены пандусы. Только в столице и Караколе такие пологие подъемы для колясок можно увидеть на авто- и железнодорожных вокзалах.
В Бишкеке всего на шести перекрестках есть светофоры со звукосигнальными устройствами (для незрячих), в планах — оборудовать еще 13. Есть такие в Канте и Таласе.
Не распространяется использование языка жестов, инклюзивное образование для детей с ОВЗ, содействие организации малого бизнеса для безработных кыргызстанцев с ограниченными возможностями здоровья.
В общем, проблем больше, чем успехов. И  Минсоцразвития связывает большинство из них с недостаточным финансированием. Вот только кажется, дело не только в отсутствии средств, но и в нашем менталитете…

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото Сабыра АЙЛЬЧИЕВА.

 






Добавить комментарий