Main Menu

Результаты работы правительства Кыргызской Республики с 4.04.2014 по 13.07.2014

1. Интеграция Кыргызстана в Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство

  •  — Одобрена "дорожная карта" присоединения КР к Таможенному союзу (ТС) и Единому экономическому пространству (ЕЭП).
  •  — Высший Евразийский экономический совет утвердил "дорожную карту";
  •  — подписано Заявление о "дорожной карте" и намерении КР присоединиться к ЕЭП Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
  •  — подписано Соглашение между правительствами КР и РФ о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции;
  •  — достигнута договоренность о создании Кыргызско-российского фонда развития (уставный капитал в размере 500 млн. долларов, заемные средства в размере не менее 500 млн. долларов, грант для реализации "дорожной карты" в размере 200 млн. долларов).

     Правительством КР проведен ряд важнейших  мероприятий  по процессу присоединения Кыргызстана  к Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. 28 мая 2014 года одобрена "дорожная карта"  присоединения КР к Таможенному союзу в целях  обеспечения интеграции Кыргызской Республики (распоряжение ПКР  №92-р).  
     Итогом деятельности рабочей группы правительства явилось утверждение 29 мая с.г. в Астане решением Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) на уровне "тройки" (А. Лукашенко, Н. Назарбаев, В. Путин) Плана мероприятий ("дорожной карты") по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу.  Там же было подписано заявление о "дорожной карте" и намерении Кыргызстана присоединиться к Единому экономическому пространству (ЕЭП) трех государств. В этом заявлении также сказано, что Кыргызстан намерен впоследствии стать полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
     29 мая подписано Соглашение между правительствами КР и РФ о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции. Российская Федерация поможет интегрироваться в Таможенный союз, а потом в ЕАЭС. Общая сумма финансовых средств, предоставляемых Кыргызстану Россией, составит  1 млрд. 200 млн. долларов. На эту сумму планируется запустить Кыргызско-российский фонд развития с уставным капиталом в размере 500 млн. долларов и заемными средствами в размере не менее 500 млн. долларов. Кроме этого, Россия на безвозмездной основе предоставит  Кыргызстану еще 200 млн. долларов  для реализации "дорожной карты" вступления КР в Таможенный союз. В ближайшей перспективе Кыргызстан должен  пройти три ступени — присоединиться вначале к Таможенному союзу, затем к ЕЭП и затем к ЕАЭС, который начнет действовать для "тройки" с 1 января 2015 года.

2.  Продвижение демократических преобразований

     — Кыргызстан получил статус "Партнер по демократии" ПАСЕ Министерством иностранных дел КР в целях поддержки инициативы Жогорку Кенеша  проделана большая работа в рамках процесса получения КР статуса "Партнер по демократии" при Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).
     На апрельской сессии была принята резолюция ПАСЕ о присвоении КР статуса "Партнер по демократии", что является историческим событием в новейшей истории Кыргызстана и стало свидетельством признания и высокой оценки ПАСЕ демократических достижений КР. Такое признание станет действенным стимулом в углублении сотрудничества Кыргызской Республики и Совета Европы по всему спектру взаимодействия. Данное событие стало возможным благодаря  интенсивной и скоординированной работе ЖК, МИДа и посольства КР в странах Бенилюкса и Франции. ПАСЕ поддержала инициативу Жогорку Кенеша, а также высоко оценила комплекс мер, принятых правительством КР в части обеспечения защиты прав человека, свободы слова и других фундаментальных свобод.

3. Улучшение финансовой системы

     — Кыргызстан вышел из серого списка ФАТФ.
     Данное достижение стало возможно благодаря продолжительной и слаженной работе правительства и Жогорку Кенеша. 
     ФАТФ — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — в июне 2014 года вывела Кыргызстан из так называемого "серого списка" в части соответствия стандартам противодействия легализации/отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. ФАТФ приветствовала значительный прогресс республики в устранении выявленных недостатков в данной сфере и отметила, что в стране создана соответствующая нормативно-правовая база. Таким образом, с Кыргызской Республики снят режим усиленного мониторинга ФАТФ и Кыргызстан стал безопасным партнером для иностранных банков и других финансовых институтов. Решение ФАТФ имеет большое значение в свете кризиса в банковском секторе, разразившегося в апреле 2010 года, в сфере отмывания денег. Вывод республики из "серого списка" ФАТФ повышает доверие к отечественной финансовой системе и создает хорошую основу для развития банковского сектора через интеграцию с иностранными финансовыми институтами. 

4. Улучшение взаимодействия с донорами и увеличение количества инвестиций

     — В текущем году Всемирный банк  увеличил финансирование до  200 млн. долларов,  Азиатский банк развития — до 250 млн. долларов, ЕБРР — до 70 млн. евро; 
     — принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.
     Это произошло благодаря эффективной координации усилий, а также профессиональному управлению проектами доноров. 
     В результате переговоров и работы с международными финансовыми организациями   достигнуты договоренности о значительном увеличении финансирования, выделяемого Кыргызской Республике.  Так, общая сумма проектов, финансируемых  Всемирным банком,  в текущем финансовом году составит около 200 млн. долларов. Азиатский банк развития увеличил финансирование проектов в Кыргызской Республике до 250 млн. долларов. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) увеличит сумму инвестиций до 70 млн. евро.  Данные показатели в несколько раз превышают обычную среднюю ежегодную квоту  данных организаций, предоставляемую Кыргызской Республике.
     Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) 26 июня 2014 года завершил шестой и заключительный обзор экономических показателей Кыргызской Республики в рамках программы, поддерживаемой трехлетней договоренностью, по расширенному кредитному механизму (ЕКФ) в размере приблизительно 106 млн. долларов. Завершение обзора означает выделение стране очередного транша в размере приблизительно 14,7 млн. долларов. 
     Правительством Кыргызской Республики в июне 2014 года завершена реализация программ улучшения инвестиционного климата с АБР и реформы государственного сектора с Всемирным банком. Данные соглашения были ратифицированы парламентом. Общая сумма бюджетной поддержки составила 47,0 млн. долларов, из которых 34 млн. являются грантовыми средствами.
     По результатам первого полугодия 2014 года также зафиксирован рост в объеме инвестиций в основной капитал, который  по итогам января-июня 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличился на 20,6%, составив 33,5 млрд. сомов. 
     В целях улучшения инвестиционного климата правительством  проведена важная работа по  внедрению режима стабилизации для инвесторов сроком на 10 лет (постановление ПКР № 168 от 19 марта 2014 года).
     В частности, разработаны и отправлены в ЖК поправки в закон об инвестициях, Налоговый, Таможенный кодексы и другие нормативно-правовые акты, которые позволят решить одну из главных проблем инвесторов — отсутствие стабильности. Согласно поправкам в законодательство, теперь инвестор сможет заключать соответствующие соглашения с  государственными органами и в течение 10 лет, даже в случае ухудшения законодательства, будет иметь право работать на прежних условиях.
     Правительством  также принят план мероприятий по передаче администрирования страховых взносов по государственному социальному страхованию от Социального фонда к ГНС (распоряжение правительства № 149-р от 7 мая 2014 года). По данной мере политики будет внесен ряд изменений в законодательство, пилотная передача планируется в начале  2015 г. Она будет проведена в Октябрьском и Сокулукском районах и далее по всей республике. Данный вопрос в течение многих лет поднимался бизнес-сообществом. Наличие двух контролирующих и проверяющих органов, а также необходимость сдавать отдельно отчеты в ГНС и  Соцфонд значительно увеличивают нагрузку на предпринимателей и приводят к увеличению государственных издержек. Объединение отчетности в Социальный фонд и ГНС будет способствовать снижению коррупции, увеличению страховых выплат и как следствие — улучшению социальной защиты населения.

5. Реформирование и привлечение инвестиций в систему образования 

     — В систему дошкольного образования привлечены дополнительные средства;
     — принят ряд мер по улучшению администрирования и исключению коррупционных механизмов из системы школьного и высшего образования.
     Правительство КР подготовило к ратификации  грантовое соглашение по проекту "Глобальное партнерство в целях образования" (Проект дошкольного образования) между Кыргызской Республикой и Международным банком реконструкции и развития и Международной ассоциацией развития. Ратификация грантового соглашения будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в систему дошкольного образования (постановление правительства КР  от 13 июня 2014 года 
№ 326).
     Была утверждена Концепция оптимизации сети высших учебных заведений Кыргызской Республики на 2014-2015 годы. Постановление принято в целях реформирования системы высшего профессионального образования, адаптации ее к новым экономическим условиям, повышения эффективности использования материального и кадрового потенциала высших учебных заведений, а также эффективного использования бюджетных средств. Концепция определяет принципы, задачи и механизмы, основные критерии и этапы оптимизации сети вузов. План мероприятий по реализации концепции определяет пошаговые действия в решении поставленных задач, сроки реализации и ожидаемые результаты. Согласно принятому документу, будет проводиться  поэтапная реорганизация всех вузов республики (постановление правительства КР № 227 от 23.05.2014 г.). 
     В целях исключения коррупционного механизма и упрощения процесса лицензирования и аттестации вузов правительством была реорганизована Государственная инспекция по лицензированию и аттестации учреждений образования при Министерстве образования и науки КР. Постановление принято в целях реализации статьи 40 Закона "Об образовании"  в связи с изменением процедур лицензирования и внедрением системы независимой аккредитации образовательных программ с 1 сентября 2014 года (постановление правительства КР от 3 июня 2014 года № 298). 
     Правительство также провело работу по улучшению конкурентоспособности кыргызстанских выпускников вузов. Так, результатом стало утверждение  Соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем/высшем профессиональном образовании. Соглашение определяет основы взаимного признания документов о высшем профессиональном образовании, выданных в государствах СНГ, и будет способствовать укреплению сотрудничества в рамках единого образовательного пространства СНГ (постановление правительства КР от 21 апреля 2014 года № 230). Данная мера также будет способствовать предоставлению более широких возможностей для трудоустройства кыргызстанских выпускников за рубежом и выпускников вузов СНГ в КР.
     Другим постановлением правительства в процедуре приема абитуриентов в вузы республики по результатам ОРТ исключен коррупциогенный элемент.  По результатам глубокого анализа принято решение об отмене нормы, действовавшей в рамках пилотного проекта, о прибавлении 150 баллов выпускникам школ, подтвердившим получение аттестата с отличием. Теперь к общим результатам ОРТ выпускников общеобразовательных школ, подтвердивших получение аттестата о среднем общем образовании с отличием в Национальном центре тестирования при Министерстве образования КР и получивших по основному и предметным тестам баллы выше установленных пороговых баллов, будут прибавлять по двадцать баллов к результатам каждого предметного теста.

     Кроме того, для обладателей аттестата с отличием вводится требование к сдаче основного и необходимых предметных тестов ОРТ при получении по ним баллов выше установленного порогового балла. Таким образом, сокращены преимущества при поступлении обладателей аттестатов с отличием, служившие поводом для проявления коррупции. Документ направлен на совершенствование процедуры приема абитуриентов в вузы и ликвидацию коррупциогенных элементов в системе школьного образования (постановление правительства Кыргызской Республики от 16 июня 2014 года №328).

     В рамках реализации проекта "100 инновационных школ" правительством завершена закупка 300 комплектов интерактивных досок, 1000 персональных компьютеров, учебной мебели для кабинетов химии и информатики, оборудования для кабинетов химии. В настоящее время поставка интерактивных досок и компьютерной техники во все 100 школ завершена, учебная мебель доставлена в 80  инновационных школ.
     Завершен конкурс эскизов школьной формы, которая будет введена с сентября 2014 года по многочисленным пожеланиям родительской общественности.

6. Поддержка системы здравоохранения 

     — Проделана большая работа по оптимизации и дополнительному финансированию реформ в системе здравоохранения;
     — упрощены процедуры регистрации лекарственных средств.
     Правительство КР и  Международная ассоциация развития  (МАР) завершили процесс согласования финансирования реализации Национальной программы реформирования здравоохранения "Ден соолук" на 2012-2016 годы. В рамках соглашения  Всемирный банк предоставит Кыргызстану 13,5 млн. долларов (из них 55% — кредит (0,78% годовых), 45% — грант). (13 июня 2014 года Президентом подписан Закон Кыргызской Республики "О ратификации Соглашения о финансировании Второго проекта здравоохранения и социальной защиты) между КР и МАР).
     Также в рамках другого соглашения Международная ассоциация развития предоставит грант в размере 11 млн. долларов на поддержку здравоохранения. Эти средства будут израсходованы на ремонт родильных домов, детских отделений, приобретение оборудования и инструментов, проведение мероприятий по улучшению инфраструктуры больниц и обеспеченности лекарствами детей и рожениц (13 июня 2014 года Президентом  подписан Закон Кыргызской Республики "О ратификации Соглашения о финансировании пилотного проекта "Финансирование на основе результатов в здравоохранении" между КР и МАР).
     3 июня 2014 года в Анкаре (Турция) подписано Соглашение между правительствами Кыргызской Республики и Турецкой Республики о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинских наук. В его рамках медицинские клиники Турции ежегодно будут предоставлять безвозмездную помощь 100 пациентам из Кыргызстана. Также в рамках данного соглашения 21 июня 2014 года состоялась церемония вручения трех автомобилей "скорой помощи" для организаций здравоохранения Кыргызской Республики.
     Правительство одобрило  Стратегию охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года ("Здоровье-2020"), которая впервые основана на многосекторальном подходе и сфокусирована на мероприятиях по профилактике заболеваний. Целью Стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года являются создание социальных, экономических и управленческих условий, необходимых для эффективной профилактики различных заболеваний, обеспечение повышения качества и доступности медицинских услуг в организациях здравоохранения и устойчивости системы здравоохранения. Стратегия направлена на повышение уровня благополучия населения, сокращение неравенства в здоровье между мужчинами и женщинами, снижение детской и материнской смертности, уменьшение числа сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, улучшение условий жизни людей в сельской местности и с низким социально-экономическим статусом. 
     В целях обеспечения большей доступности лекарственных средств  на рынке по более низким ценам правительство упростило процедуру регистрации лекарственных средств на территории Кыргызской Республики. Исключена такая форма оценки соответствия, как государственный контроль. Теперь подтверждение соответствия лекарственных средств будет осуществляться в форме сертификации и/или принятия декларации о соответствии (декларирование). Четко регламентированы формы заявок на сертификацию, схемы сертификации лекарственных средств, порядок проведения анализа состояния производства и инспекционного контроля. Также теперь фармацевтические субстанции не подлежат государственной регистрации и перерегистрации (постановление правительства №346 от 23 июня 2014 года "О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Технического регламента "О безопасности лекарственных средств для медицинского применения"). 

7. Социальная поддержка

     — Были увеличены денежные нормы питания в специальных школах.
     В целях социальной защиты воспитанников специальных школ-интернатов, школ-интернов санаторного типа и детских домов и обеспечения физиологических потребностей учащихся значительно увеличены денежные нормы питания (постановление № 404 от 21 июля 2014 года "О внесении изменений в постановление правительства Кыргызской Республики "О денежных нормах питания в учреждениях социальной сферы" от 15 января 2008 года №7): 
     — в специальных интернатах и школах с 65 до 110 сомов в день;
     — в школах-интернатах санаторного типа с 41 до 110 сомов в день;
     — для воспитанников детских домов и  детей-сирот без опеки (попечительства),  находящихся в  школах-интернатах всех типов, с 65 до 110 сомов в день.

8. Реформа государственного сектора

     — Утверждена "дорожная карта" по реформированию системы государственного управления в КР.
     Для улучшения координации процесса реформ, а также определения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных приоритетов правительство КР разработало и утвердило "дорожную карту" по реформированию государственного сектора (распоряжение правительства № 167-р от 20 мая 2014 г.).
    Основными направлениями реформ обозначены:

  •  борьба с коррупцией, 
  •  реформа государственной службы, 
  •  улучшение системы управления государственными финансами и государственной собственностью, 
  •  реформирование сектора энергетики, горнодобывающей отрасли, 
  •  реформа судебной системы.

     Всего программой предусмотрены более 70 мероприятий, которые должны быть завершены в течение ближайших двух лет.

9. Государственные закупки

     — Внедрена электронная система госзакупок, которая позволит не только существенно сократить расходы, но и снизить уровень коррупции. 
     В июне 2014 года с участием премьер-министра Кыргызской Республики, международных доноров и СМИ запущены электронный портал и электронная система торгов в режиме реального времени с участием пяти пилотных закупающих организаций (Министерства финансов Кыргызской Республики, ОАО "Электрические станции", ОАО "Международный аэропорт "Манас", Институт кардиологии, мэрия Бишкека).
     После успешного проведения торгов в пилотном режиме электронные торги в режиме реального времени будут внедряться в государственных органах Кыргызской Республики поэтапно (т.е. в тех учреждениях и организациях, где имеются обученные кадры, доступ к Интернету, необходимое оборудование и т.д.). До конца 2014 года 100% государственных закупок будут осуществляться через электронный государственный портал, разработанный на основе опыта стран, имеющих развитую систему электронных закупок.

10.  Реформирование энергосектора

     — Принята новая политика прозрачности и деполитизации при утверждении тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ.
Постановлением правительства КР от 18 июня 2014 года № 341 одобрен и направлен на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проект закона Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики", в рамках которого вносятся изменения и дополнения в законы Кыргызской Республики "Об энергетике", "Об электроэнергетике" и "О естественных  и разрешенных монополиях".
     Законопроектом предусмотрено выведение уполномоченного государственного органа по регулированию топливно-энергетического комплекса из подведомственности Министерства энергетики и промышленности Кыргызской Республики и придание ему независимого статуса.  Это позволит обеспечить прозрачность и деполитизацию при утверждении тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ.
     Сформирована необходимая нормативно-правовая база для создания независимого расчетного центра, функционирование которого позволит обеспечить прозрачные и четкие механизмы взаиморасчетов между энергетическими компаниями, а также сбор и обработку информации автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии 
(АСКУЭ), подготовку энергетических балансов, расчета и распределения потерь. Независимый расчетный центр будет являться ключевым элементом для повышения прозрачности в топливно-энергетическом комплексе. Законы приняты Жогорку Кенешем КР 26 июня 2014 года.

11.  Обеспечение честных и справедливых выборов

     — Принят ряд важных мер для создания Единого государственного регистра населения и внедрения биометрии.
     В рамках реализации мероприятий по внедрению Единого государственного регистра населения (ЕГРН) и сбору биометрических данных 30 июня 2014 года Жогорку Кенешем КР был принят Закон "О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики". Данный закон был далее подписан Президентом КР А. Атамбаевым 14 июля 2014 г.
      4 июня 2014 г. был объявлен тендер на закупку оборудования и программного обеспечения для сбора биометрических данных населения методом двухэтапных торгов. 14 компаний представили тендерные заявки.  Тендерная комиссия (в составе депутатов ЖК КР, представителей аппарата правительства, Министерства финансов, Пограничной службы, ГРС, гражданского сектора) объявила результаты оценки предварительных тендерных заявок первого этапа двухэтапных торгов. Во второй этап прошли 7 компаний, соответствующих техническим и квалификационным требованиям.  
     Наряду с первым тендером был объявлен второй тендер на закупку серверного оборудования, программного обеспечения и системы управления базами данных и хранилища. По данному тендеру тендерные заявки представили 5 компаний.
Кроме этого, разработана базовая модель ЕГРН, рассматриваются вопросы интеграции существующих систем учетов министерств и ведомств, а также актуализации и автоматизации базы данных в системе ГРС.

12.  Улучшение системы налогообложения

     — Были упрощены налоги для строительной отрасли с целью увеличения сборов в бюджет и искоренения коррупции в данной сфере.
     Правительством КР был разработан и внесен в Жогорку Кенеш новый порядок налогообложения при строительстве жилья — устанавливается фиксированная ставка налога в размере 900 сомов за кв.м. Данное изменение в Налоговый кодекс позволит упростить налоговое администрирование при строительстве жилья, что увеличит сборы в бюджет и радикально снизит коррупцию. 
     Строителям станет проще работать прозрачно и платить налоги, пропадет стремление продавать квартиры по "серым" ценам. Введение упрощенного порядка весьма своевременно ввиду строительного бума в стране — так, только в Бишкеке строится свыше 170 многоквартирных домов. Динамика строительства в стране сохраняется на высоком уровне, что свидетельствует о позитивных экономических ожиданиях граждан. Это дает основание для значительного увеличения налоговых поступлений от субъектов строительной отрасли.

(Продолжение в следующем номере.)






Добавить комментарий