Сны Каныкей
В глубине маленькой лачуги в сером сумраке вечера слышатся тяжелое дыхание и кашель. Это старик Усен сидит возле небольшого подслеповатого окна за самодельным столом и что-то мастерит. Он очень болен, его усталые глаза слезятся, а седые волосы висят клочьями, закрывая большие уши. Он очень худ, глубокие морщины избороздили лицо, а тонкие обескровленные губы беспрестанно что-то бормочут…
«Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного», — слышится в полумраке, и негромкий стук маленького молоточка прерывает шепот старика.
В этой маленькой саманной «избушке» у подножия Сулейман-Тоо, около горных ворот Дарваза-ий Кух, где разместилось множество различных мастерских кузнецов, плотников, гончаров, ювелиров, Усен-уста давно живет один. Только маленькая ящерица иногда выползет из какой-нибудь щели в стене и, оглядевшись, надолго замирает, прислушиваясь к тишине. В небеленой, с прожилками самана стене у нее много дырок и ходов, и когда становится тихо, она прогуливается по стенам. Тогда ее маленькие глазки наполняются любопытством… Малейший шорох и даже движение воздуха пугают ее, и ящерка, семеня своими короткими резвыми ножками, сразу скрывается в стеновой расщелине. В углу поет свою песню сверчок — хранитель очага, а у самого потолка свил свою паутину большой желтый паук.
Когда полная луна и звезды заглядывают в окно маленького жилища, то в нем становится светло, и тогда ящерица по-хозяйски осматривает содержимое стола ювелирных дел мастера. А на нем обычно в беспорядке лежат кусочки серебра, тонкая проволока, кучка красных кораллов, маленькая наковальня, щипцы и молоточки разных размеров, самодельные тиски…
Старый ювелир раньше украшал оружие и седла лошадей богатых биев, баев и другой родовой знати, а сейчас вот уже несколько месяцев мастер занят очень важным и срочным для него делом. Его любимая внучка Сайкал выходит замуж, а он знает, что скоро умрет… Дни его сочтены, и он хочет успеть сделать любимой наследнице особенный подарок. Такой, чтобы она потом передала его своей внучке, та — своей и так далее. Он хочет, чтобы память о старике Усене осталась жить.
Неизвестно, по каким причинам, но старик считал себя родственником самого Манаса. В молодости Усен был храбрым и сильным воином, много раз приходилось ему защищать свою землю от вражеских набегов. Но однажды кипчаки увезли и продали в рабство бухарским богатеям красавицу-жену Зейнеп и двух его сыновей. Он обошел все базары и караван-сараи Хорезма, Бухары, Бешталыка, Самарканда, Баласагуна, Кашкара в надежде отыскать свою любимую и детей, но так и не нашел их.
Оставив своего третьего малыша у родных в Алае, Усен долгое время жил среди узбеков, думая там встретить своих незабвенных Зейнеп, Тайчи и Акбая. Он так страдал, так скучал, что в конце концов заболел от тоски.
Из жалости к бывшему воину один уста-ювелир (мастер) в Бухаре взял его к себе в подмастерья. Усен там и научился ювелирному делу. Когда же, так и не найдя семью, он вернулся в Ош, то был уже довольно старым человеком. В его лачугу, купленную на последние гроши, не раз наезжали люди в богатых халатах и тебетеях, отороченных мехом соболя или куницы, и он выполнял их заказы, украшая мечи и сабли серебром и драгоценными камнями.
Будучи в молодости смелым баатыром, Усен с раннего детства слушал песнопения манасчи. Он преклонялся перед отвагой, богатырской силой и ловкостью великого Манаса, который боролся за возвращение родных долин Ала-Too, рек и пастбищ, откуда сородичей изгнали чужеземные завоеватели. Так что, когда нападали враги, Усен в битве был самым отчаянным, мужественно защищая Отчизну…
Старик всегда любил слушать эпос, он был его вдохновением. И даже сейчас, убеленный сединой, он многое помнил из древнего героического текста народного сказания. Иногда, оставаясь наедине, Усен-уста нашептывал, распевая любимым речитативом:
Как будто он (Манас) создан
Из сплава золота и серебра,
Как будто создан он
Из опоры неба и земли.
Как будто создан он
Из самого солнца и луны.
Как будто создан он
Из прохлады облаков в небе.
Как будто создан он
Из сияния солнца и луны, что в небе.
Старика все считали немного сумасшедшим, поскольку он постоянно что-то шептал и говорил. Он утверждал, что манасчи еще не рассказали людям об одном сновидении Каныкей — жены Манаса. После отъезда баатыра в Большой поход (Чон казат) на китайские земли. И закрыв глаза, он начинал самозабвенно напевать:
Раннее утро. Большое пастбище. Кругом горы.
В высокой траве пасутся лошади с жеребятами.
В реке нерестятся большие рыбы.
Здесь ставка Манаса.
Возле юрт еще не теплится огонь очагов.
В белой и самой красивой юрте —
Каныкей.
Только вчера она проводила Манаса в большой поход.
Всю неделю она собирала снаряжение
для мужа.
Она устала, она спит и видит сон:
На горизонте красное марево солнца.
Нет ни единой горы, ни одного деревца,
Не слышно звука текущей воды.
Безжизненная степь, дикая пустыня.
Только красный песок, обжигающий
воздух.
Прилетит туда черный гриф — поспешит покинуть,
Обжигая себе небо, прилетит ремез — поспешит улететь,
Обжигая себе хвост, прискачут дикие лошади —
умчатся, обжигая себе копыта.
И тут появляется войско Манаса
в доспехах,
С острыми саблями, с колчанами,
полными стрел,
Которое состоит из:
Буянов, не знающих смерти,
Ловких, у кого мощь в избытке,
Выносливых в схватке с врагом,
В схватках лицом к лицу
Одолевших врага,
Выросших в непокорности,
Смело устремляющихся в бой.
За войском идут колдуны,
Громко трубя, двигается конница.
Впереди — Манас.
У него хватка сокола, ловкость леопарда,
Благородство велико, как море,
Твердость подобна твердости скалы.
Он очень силен:
На острие его меча
Была кровь сорока врагов
На острие его пики —
Душа ста человек.
У самого богатыря
Облик семитысячного войска…
Свою пику в 60 саженей
Прижал локтем,
Драконы и змеи
Поползли следом за ним,
Короткохвостый синий волк —
Помощник сивогривого Манаса —
Побежал за ним,
Пего-голубой архар
Бежит за ним, откидывая комья земли.
Черно-чубарый тигр,
Сорок святых духов —
Товарищи храбреца (Манаса)
Грозен вид у него…
Потом выползет вражеское войско:
Кишат, наполняя холмы и низины,
Идут, охватывая отовсюду,
Как кишащие ядовитые пауки,
Сползают, как сыпучий песок.
Перед всеобщей битвой
Выходят богатыри с обеих сторон,
И начинаются между ними поединки.
Враги очень безобразные,
Страшные, хитрые и ловкие.
Они грязны, у них рога
И сплетенные волосы,
Они питаются насекомыми, зверьками.
Из бороды и усов вылетают галки
и вороны.
Близкие друзья Манаса —
Алмамбет, Чубак, Сыргак…
Всего одиннадцать богатырей —
Побеждают своих противников.
Потом самый преданный советник
Манаса Бакай
Просит его сразиться
С другим богатырем — Конурбаем.
Соперники бьются очень долго
На секирах, на мечах, борются на конях.
С обеих сторон скачут на помощь
богатыри,
И поединок перерастает
в страшную битву:
Наконечники пик сверкают,
Головы людей колышутся плавно,
От копыт земля бороздилась, колыхаясь,
Сердце трепещет при виде этого.
Наблюдая за этим,
Каныкей в страшном беспокойстве.
Она видит, что враги хотят окружить Манаса
И уничтожить его в красных песках.
Она хочет предупредить
о надвигающейся беде.
Она кричит: «Манас! Будь осторожен!»
Тут Каныкей просыпается.
Она обеспокоена и посылает к Манасу
Гонца с письмом, чтобы сообщить ему
О грозящей опасности…
Старик Усен считает, что Каныкей — верная жена, мудрая мать, надежный друг Манаса. Она — воплощение женского достоинства, чистоты и верности. Она всегда предупреждала его о грозящей опасности, только такая жена нужна богатырю. Она рядом всегда… И вот Каныкей возле смертельно раненого Конурбаем Манаса слушает его последние просьбы и наставления…
Старик хочет сделать подарок внучке к свадьбе — серьги и монисто из серебра с кораллами и назвать это украшение в честь этого забытого, как он считал, эпизода о жене Манаса — «Сны Каныкей». Из кусков серебра он заготавливает очень тонкие узкие полоски. На этих полосках уста делает красивый узор. Эти полоски гнет, соединяет… И у него получаются маленькие каркасы эллипсовидной сферы, куда он помещает коралловую бусину. Получается как бы воин в доспехах. У него много таких одетых в серебро кораллов, из которых он делает монисто.
В первом ряду — бусы только из кораллов во — втором — кораллы в серебре, третий ряд — бусы из кораллов, четвертый — кораллы в серебре и так далее. И с каждым рядом все крупнее и крупнее. Всего семь рядов. В последнем ряду к бусам Усен подвешивает тщательно отполированные узкие серебряные подвески, и они, как легкие стрелы, заканчивают композицию.
Серьги у него уже готовы: на треугольной пластине ювелир отчеканил кыргызский национальный орнамент. К основанию треугольника подвесил кораллы — семь штук, а к ним прикрепил длинные серебряные подвески, которые при легком движении шелестят. Красный цвет кораллов у него ассоциируется с красным солнцем, с красным песком, богатыри в доспехах превратились в коралловые бусы, а острые стрелы — в легкие подвески…
Стало совсем темно. Он зажигает чырак (самодельный светильник), который почему-то долго не загорается, чадит. Наконец в лачуге становится светлее. Красота и блеск украшения словно оттеняют, подчеркивают убогое и бедное жилище. Белый блестящий металл в мерцающем свете чырака в красных бликах, кораллы полны таинственного огненного тепла…
Старик садится на маленькую суру (деревянный топчан) и любуется своим творением. Его внучка Сайкал будет довольна подарком деда. Девушка очень похожа на свою бабушку Зейнеп в молодости. Старик очень болен и очень устал… Уже поздно. Чырак, немного подымив, затухает совсем…
… Полная луна и звезды освещают бедную «берлогу» старого мастера серебристым сиянием. Маленькая ящерица, выбравшись на воздух, оглядевшись, замирает, а потом, испугавшись бормотания старика, шустро ползет по стене и, найдя свою норку, исчезает.
“Манас, Каныкей, Бакай, Алмамбет, Чубак, Сыргак, Конурбай…”, — шепчут тонкие бескровные морщинистые губы старика Усена…
Софья НУРМАТОВА.
Related News
Версия премьера
За два года бюджет страны увеличился вдвое. Об этом заявил председатель Кабинета министров Акылбек ЖапаровRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More