Мечты и реалии Страны утренней свежести…
Поездка в Южную Корею — далеко не первый мой зарубежный вояж, но тем более очевидно, что я впервые испытываю неподдельный восторг от того, как можно обустроить страну и комфортно жить в ней! Сеул действительно впечатляет своими достижениями в экономическом, научно-техническом и социальном планах. При более близком рассмотрении понимаешь, что это благополучие стоит жителям Страны утренней свежести не только больших трудов, жесткой трудовой дисциплины, но и колоссального и постоянного напряжения. Ведь Южная Корея вынуждена находиться в состоянии постоянной боевой готовности из-за более чем полувековой разделенности полуострова на две пока еще недружественные стороны. Этот водораздел, как верно отмечают в мировых СМИ, прошел не только по 38-й параллели, он уже вырезал глубокий рубец в душах жителей всего Корейского полуострова…
Сложности корейского диалога
Как я уже сообщала, главной целью недельной поездки в столицу Южной Кореи было участие в работе Международной журналистской конференции. Тема встречи столь же непростая, сколь и широко известная: «Мирное объединение на Корейском полуострове и глобальная журналистика». Организатором этой конференции выступила Журналистская ассоциация Южной Кореи во главе с господином Чонг Паком. Это одно из самых крупных в стране профессиональных объединений, включающих в себя свыше 10 тысяч действующих журналистов. В этом году ассоциация отмечает свое 50-летие. Сам мистер Пак произвел впечатление человека исключительно креативного и коммуникабельного, каким, впрочем, и должен быть работник СМИ.
Принять участие в этой конференции приехали люди из самых разных частей света: Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Европы. Были коллеги из США, Венесуэлы, Малайзии, Бангладеш, Камбоджи, Индонезии, Японии, Австрии, Британии, Чехии и т.д. В том числе из стран СНГ: России, Казахстана и мы — двое из Кыргызстана. Всего собралось свыше 80 журналистов из 50 стран.
Уже на первой сессии, где речь шла о путях мирного воссоединения двух стран и одного народа, населяющего Корейский полуостров, ощущалось, что коллеги из разных частей света, только присутствуя здесь, начали в полной мере осознавать, насколько реально мало мы все знаем о ситуации на этом полуострове. Коллега из Малайзии даже как-то с некоторым недоумением спросил меня перед началом мероприятия: «Как вам тема конференции?»…
А проблема, разделившая корейцев, реально глубокая, и одолеть ее даже усилиями двух стран и военного контингента ООН — задача, как оказалось, очень непростая. За 60 лет, с момента раздела в 1944-м, эта пропасть между некогда единым народом стала просто громадной. Слишком разные идеалы, слишком разные устремления, слишком разные условия и реалии жизни в Южной и Северной Корее. Докладчики конференции, не говоря уже о самих жителях южной части полуострова, отмечали, что разными стали не только менталитет, но даже язык обитателей двух государств.
Корейский полуостров называют «последним Рубиконом холодной войны», результатом противостояния двух супердержав, двух систем: капиталистической и советской. Как бы то ни было, но по судьбам миллионов простых корейцев это лезвие войны прошлось самым кровавым образом, не говоря уже о жертвах войны реальной, в которой погибли миллионы людей.
Редкие репортажи российских и западных журналистов свидетельствуют о том, что северные корейцы по сей день находятся в состоянии войны с Америкой, Японией и, само собой, со своим соседом. Пока никакие мирные инициативы со стороны южнокорейцев, попытки наладить экономическое сотрудничество серьезным образом не продвинули диалог двух обществ.
В этом глобальном противостоянии, которое как будто должно было закончиться с падением Берлинской стены, процессы «размораживания» отношений идут очень и очень медленно. Вот по этой причине и была созвана конференция…
Впрочем, положа руку на сердце, глядя на нынешние события в мире, например, на той же Украине, понимаешь, что в глобальном смысле в мире мало что изменилось за полвека. Да и войны в разных частях света, не только холодные, но и «горячие», где бомбят, стреляют и убивают, увы, все еще не стали архаичным воспоминанием во взаимоотношениях народов и стран…
Очень скоро стало понятно, что, пригласив к себе журналистов из более чем полсотни стран, коллеги Южной Кореи хотели не просто привлечь внимание СМИ к своим болезненным точкам, они реально понимают, что урегулировать диалог двух Корей можно, только приложив усилия всего мирового сообщества.
ДМЗ
Короткая и хлесткая аббревиатура ДМЗ означает Демилитаризованная зона. Она возникла в результате достигнутого соглашения о перемирии 27 июля 1953 года, когда обе стороны отошли на два километра вглубь своих территорий, очертив тем самым военную демаркационную линию в 4 км, но тянется она на все 241 км по полуострову. В селе Пханмунджом, где было подписано упомянутое соглашение, как рассказали, до сих пор происходят переговоры между представителями двух стран. ДМЗ находится не более чем в двух часах езды от Сеула. Туда нас и повезли после первого дня конференции.
В свое время (в 60-70-е годы) — а тогда южане жили даже хуже, чем сейчас северные корейцы, — отец нынешнего президента Южной Кореи президент Пак Чон Хи начал строительство стены, которая должна была удержать южан от бегства на север. Высота сооружения составляла 5-8 метров, ширина в нижней части — 10-19 м, в верхней — 3-7 м. Стена поделила тогда все вплоть до сел и оросительных каналов. Затратили немыслимые даже по тем временам деньги — 32 млрд. вон (это почти столько же долларов США).
Кстати, Пака Чон Хи — отца нынешнего президента мадам Пак Кын Хе, и сейчас в Южной Корее называют диктатором, человеком очень жестким, во времена правления которого имели место массовые политические репрессии. Тем не менее южнокорейцы почитают мистера Пака за успешную экспортоориентированную реформу экономики страны, которую он в конечном счете выстроил за время своего правления. К тому же он, хоть и стоял во главе военного переворота 1961 года, все же к власти пришел в результате демократических выборов в 1963-м: оставив генеральский пост, стал президентом. Его дочь Пак Кын Хе стала первой в регионе женщиной-президентом.
В приграничном поселке ДМЗ Пханмунджом, как рассказали, есть скульптура, изображающая две семьи, которые пытаются соединить расколотый шар, на разрезе которого высечена карта Корейского полуострова. Но нам увидеть его не довелось…
Вообще посещение ДМЗ, скорее, напоминало хорошо отлаженный туристический маршрут. Поскольку мы в трех автобусах были все организованной журналистской группой, у нас даже паспорта не стали проверять, хотя при въезде в зону эта процедура обязательна. Нам надели голубые повязки с надписью «Press» и строго группами повели в сторону границы.
Офицер-южнокореец в черных очках на шикарном английском рассказывал об истории создания ДМЗ и строго следил за тем, чтобы журналисты фотографировали только разрешенные объекты и только в определенном ракурсе. Если бы он тут же в общении с водителем автобуса не переходил на корейский язык, я была бы готова подумать, что перед нами американец. Форма, язык, очки, что не очень-то давали возможность разглядеть азиатские черты… Однако американцы убрали своих военнослужащих из ДМЗ в начале двухтысячных, теперь тут служат только южнокорейцы.
Кстати, темные очки — это не просто военный «выпендреж», их южнокорейские пограничники стали надевать по приказу командования, чтобы не контактировать с противником даже глазами. Как показал опыт, «гляделки» (а солдаты двух государств стоят лицом к лицу друг к другу) иной раз заканчивались весьма драматичными провокациями…
Рассказывают, что за более чем полувек противостояния здесь было прокопано около двух десятков тоннелей с северной стороны на юг. Во всяком случае, один из таких проходов был обнаружен в 1978 году южнокорейскими пограничниками. По одной из версий, о тоннеле узнали благодаря перебежчику с севера. Подкоп был вырыт на глубине 73 м, его длина — 1 635 м, почти 500 метров его проходит под ДМЗ. Самое поразительное, что путь проложен в гранитной породе! А выйти из него можно буквально в 44 км от Сеула. Правда, о тоннеле мы только слышали, увидеть его не пришлось…
Зато мы увидели саму границу и смогли зайти в барак, где стол расположен на черте, перегораживающий два государства.
Мы также остановились на площадке Торасан. Здесь можно посмотреть в сторону КНДР. По идее, тут можно лицезреть соревнование флагштоков двух стран, но из-за большой влажности и постоянно висящего тумана разглядеть что-то было сложно. А суть в том, что две Кореи устроили состязание. Когда южная сторона поставила вышку со своим государственным флагом длиной 100 метров, КНДР ответила тем, что поставила флагшток высотой 160 метров. Он, кстати, занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Южная Корея отказалась от дальнейшего соперничества.
Нам также указали на горизонте на очертания Пропагандистской деревни КНДР. Ее так называют по аналогии с потемкинскими деревнями, потому что считают, что там люди фактически не живут, а лишь создают такую видимость, бывая там только днем. И указали на работающих на полях жителей Freedom village (Свободная или Объединенная деревня, как ее тут называют) с южной стороны от ДМЗ.
В конце 90-х — начале 2000-х — южнокорейский автоконцерн «Хюндай» начал строительство своих предприятий в межкорейском Кэсоне, где предоставил работу тысячам северных собратьев. Это было начало экономического сотрудничества двух государств. Говорят, что сейчас этот процесс несколько приостановлен по инициативе Северной Кореи. Жаль…
Известно, что уровень жизни в КНДР очень низкий. Люди живут в среднем на 40-50 долларов в месяц, не хватает самых элементарных вещей. Медицина, образование, другие социальные гарантии государством сведены к минимуму. Ежегодно продовольственную помощь Северной Корее оказывает, например, Китай, поставляя 400 тысяч тонн риса в год. В северной части полуострова жителей убеждают, что их нищенское положение — это результат экономических санкций, введенных против них со стороны США.
Состояние временно приостановленной войны со стороны севера полуострова заставляет жить и южную его часть в постоянном напряжении. Так, например, войска ООН, воевавшие на стороне Южной Кореи, добились лишь соглашения о временном прекращении огня. В 2009-м КНДР заявила, что отказывается от всех договоренностей.
Южную Корею особенно беспокоит, что КНДР, несмотря на полуголодное население, в свое время начала разработку оружейного плутония. На севере есть баллистические ракеты, направленные на соседей по полуострову. Они периодически заявляют о намерении разморозить свой ядерный реактор. На юге стоят японские и американские системы ПРО, готовые перехватить опасные заряды с севера.
Да я без всякого осуждения хочу сказать, что даже свою национальную проблему — разделение народа на две страны — южнокорейцы сумели превратить в выгодный туристический объект. Работает целая индустрия, которая изготавливает сувениры со знаком ДМЗ, налажены туристические рейсы для всех желающих, работают магазины в зоне, да даже бинокли, в которые можно рассмотреть север, открывают свои окуляры, если туда кинуть 500 вонн. Все так!
Но за время разделения вся ДМЗ превратилась в огромную минную территорию, где зарыты миллионы убийственных зарядов! Вся эта земля четыре километра шириной и больше 200 км длиной просто дышит смертельной опасностью… Вот что такое на самом деле ДМЗ!
Привет от Псая!
Именно так на нашем деловом маршруте совсем внезапно возник этот теперь всемирно известный южнокорейский рэпер!
Мне вовсе не из деликатной благодарности хотелось бы отметить, что вся программа конференции была продумана и организована принимающей стороной просто блестяще! Все выверено и отработано до минуты, все продумано, четко выделено время и на работу, и на отдых, и на познание страны.
Вскоре после посещения довольно мрачной ДМЗ нас привезли в центр Сеула, в один из самых престижных торгово-развлекательных центров, чтобы мы подивились на всемирную корейскую знаменитость — рэпера Psy. Нет, конечно, не реального, а голографического.
Psy, как известно, псевдоним южнокорейского певца рэпа Пак Чэ Сана, его хит «Gangnam Style» набрал к маю 2014 года свыше 2 млрд. просмотров в Интернете, побив все мыслимые рекорды. Интересно, что сам Psy признавался в одном из интервью, что намеревался уже заканчивать свою певческую карьеру и напоследок решил написать какую-нибудь веселую песню. Он не ожидал, что прославится сам и прославит свою страну на весь мир.
Песня «Gangnam Style», откровенно говоря, ни о чем, но… весело. И, как отмечали на MTV, этот южнокореец заставил танцевать весь мир. «Ханг» — название одного из фешенебельных районов Сеула, происходящее от названия реки, слово «нам» означает берег. Обращение «Оппа», что звучит в песне, как рассказала нам наша гид Ония, это типичное корейское панибратское обращение к молодому мужчине типа братан» или «старик»…
Так вот, голографический театр «K-Live» от Psy — довольно креативное изобретение и, наверное, недешевое. Вас разогревают на большом танцполе реальные дэнсеры, а вы пока можете сфотографироваться, вставив свое лицо в «туловище» корейских поп-исполнителей. Потом, когда наблюдаете голографические клипы с Псаем и его командой танцоров, вас (в смысле вашу сфотографированную физиономию) вставляют в лица его бэк-вокалистов. Таким образом, вы не только наблюдаете за почти реальным концертом рэпера, а еще и танцуете с ним. «Прикольно!» — как сказала бы современная молодежь, а главное — самому Псаю плясать под «Gangnam Style» уже нет никакой необходимости… Голограмма вполне реально его заменяет.
Конечно, культурная программа не ограничивалась попсовым рэпером. Мы видели императорские дворцы, посетили действующий буддистский монастырь, смогли увидеть завораживающий танец с веерами и выступления музыкантов, играющих на народных инструментах. Мы посетили одну из семи традиционных корейский этнографических деревень. Мы могли увидеть золотые доспехи древних правителей и гигантский колокол в историческом музее. Мы отведали совершенно потрясающую, на мой взгляд, корейскую кухню, богатую овощами, травами, грибами и другими вкусными, а главное — очень здоровыми блюдами.
Но все же хочется еще раз побывать в Южной Корее. Есть в этой поразительной стране с ее пятитысячной историей развития что-то совершенно притягательное, какая-то нераскрытая тайна. Ты уезжаешь с ощущением, что тебе надо еще что-то понять про эту загадочную Страну утренней свежести. Как же точно ее назвали! Не перестаю удивляться…
Чинара АСАНОВА.
Фото автора.
Related News

Версия премьера
За два года бюджет страны увеличился вдвое. Об этом заявил председатель Кабинета министров Акылбек ЖапаровRead More