Main Menu

Быть первым…

Осень радует своим разноцветьем и непредсказуемостью. То светит яркое солнце и стоит почти летняя жара, то внезапный ветер нагоняет тучи, сыплет мелкий дождь, который также быстро проходит…

Так было всегда и много лет назад, когда в один из осенних дней в семье  Байтерековых  родился мальчик. Сегодня это  заведующий кафедрой информационных технологий и математического моделирования  Государственного технического университета им. И. Раззакова, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки, обладатель ордена «Манас» III степени, лауреат государственной премии в области науки и техники республики,  советник президиума Национальной академии наук, академик Аманбек Жайнакович Жайнаков. Ему исполняется 70 лет со дня рождения, и он отмечает 50 лет научно-педагогической деятельности.
Малышу было всего четыре месяца, когда его отец Жайнак Байтереков добровольно уехал на фронт. В селе оставались только женщины, старики и дети. Мать от зари до зари трудилась на табачной плантации,  а воспитанием Аманбека занималась бабушка.  Она рассказывала ему сказки и легенды, в том числе и про родное село Кырк-Казык Таласского района. Здесь в 1896 году ученые нашли рунические памятники. Люди рассказывают, что сам легендарный Манас некогда забил здесь сорок колышков для своих сорока белых кобылиц, а еще говорят, что в давние времена по земле путешествовал добрый волшебник. Ему так понравилось здесь, что он решил вернуться сюда снова, вот и застолбил полюбившееся место сорока колышками.  Забивал ли Манас колышки, возвратился ли волшебник, неизвестно, а вот название «Кырк-Казык» осталось.
— Это было время, когда не было детства, — вспоминает Аманбек Жайнакович, —  дети сразу становились взрослыми, приучались к труду и свято верили, что скоро закончится война, что вернутся папы, дяди, братья  и будет много хлеба… В 1945 году вернулся     отец инвалидом, израненный, а  грудь — в орденах и медалях. Мне было четыре года, когда началась эпидемия тифа. Слабый организм отца из-за полученных ранений не выдержал.  Мама тяжело перенесла смерть отца, все не могла поверить, что, пройдя всю войну от Волги и до Берлина, он умер от тифа.  Это подкосило ее здоровье. Она стала часто болеть. Для бабушки смерть отца стала большим горем: ведь она потеряла единственного сына…
Она умерла на моих руках в моем доме в возрасте 90 лет. Я любил ее, и даже сегодня мне ее не хватает.
Аманбек Жайнакович вздохнул и продолжил:
— В 1948 году бабушка определила меня в кырк-казыкскую среднюю школу. Мне повезло, она была одна-единственная в Таласском районе. Учеба давалась легко. Окончил я школу в 1958 году с отличием, поговаривали и о золотой медали.  Но то ли руководство школы отправило мои документы в Министерство образования с опозданием, то ли там слишком долго их рассматривали, только золотую медаль я так и не получил. Приехал во Фрунзе,  сдал документы в государственный университет на экономический факультет. Те, кто успешно сдал экзамены, волновались, я — не исключение. Абитуриенты ждали, когда вывесят списки поступивших. Я был страшно огорчен, когда не нашел в них своей фамилии.
Забрать документы и уехать я не мог, откровенно говоря, не было денег на дорогу.  От отчаяния я ежедневно приходил к университету и сидел на скамейке. Однажды ко мне подошел аксакал. Он сказал, что давно приметил меня, и спросил, почему я здесь сижу. Как оказалось, это был декан физико-математического факультета Жапар Юсупов. Он предложил мне доздать экзамены и поступить на его факультет — у физиков был недобор. Дополнительные экзамены я сдал на «отлично», их у меня принимали физик Полтавский и математик Иманалиев. Я был счастлив. Впереди меня ждали общежитие, стипендия, я  — студент физико-математического факультета!
Не хвалюсь, но стал первым студентом на факультете. В моем становлении как личности ученого сыграли роль такие преподаватели, как Айтыгул Иманкулов, Ташмат Карашев, Асанбай Арынов, Рахим Усубакунов, Сейтбек Садыков, Лев Спектров и  Ташмурза Айтмурзаев, который впоследствии стал моим руководителем дипломной работы, и многие другие.
Аманбек в 1963 году с отличием окончил физико-математический факультет. А через шесть лет его рекомендовали в аспирантуру. Уже в 1970 году Жайнаков защитил  кандидатскую  диссертацию. Его научным руководителем был Владимир Семенович Энгельшт. В новосибирском Институте теплофизики СО АН СССР кыргызстанец защитил докторскую.
Под его руководством был создан Республиканский межвузовский вычислительный центр — впоследствии Институт информатики и информационных технологий, который положил начало копьютеризации системы образования и науки в республике.
Аманбек Жайнакович также является одним из основоположников нового научного направления в Кыргызстане в области теплофизики и теории тепло- и массообмена высокотемпературных процессов на основе численного моделирования и вычислительного эксперимента. Под его руководством впервые были разработаны модели расчета характеристик электрических дуг, которые широко используются в сварочных технологиях. Его моделью пользуются и по настоящее время институты электросварки им. Е.Патона (Украина), им. Н.Баумана (Москва) и др.
Ж. Жайнаков представляет интересы научной мысли на многих международных форумах в Индии, Франции, Германии, Южной Корее… Полвека он преподавал в вузах страны. Им подготовлены 5 докторов и 15 кандидатов наук, он автор более 300 работ, в том числе 11 монографий, 10 учебников и учебных пособий.
За огромный вклад в международное сотрудничество и развитие научных связей он избран почетным академиком Национальной инженерной академии Республики Казахстан, академиком Международной академии информатизации, членом Всемирного инновационного фонда. За заслуги перед отечественной наукой и  в подготовке высоковалифицированных кадров Аманбеку Жайнаковичу присвоено звание заслуженного деятеля науки,  он  удостоен Георгиевской медалью «Честь, слава, труд» II степени Международной академии рейтинга «Золотая фортуна»…
Еще одну награду совсем недавно он получил ко Дню независимости Кыргызстана —  «Народный учитель».
Безусловно, перечислить все заслуги и награды Аманбека Жайнаковича невозможно, как и нелегко рассказать о всех его встречах с интересными людьми. Кстати, он дружил с Капицей и Чингизом Айтматовым, другими видными людьми.
— Аманбек Жайнакович, вы старались всегда быть в первых рядах. Удавалось?
— Представьте себе человека, идущего по глубокому снегу. Он прокладывает дорогу остальным. Легко ли ему? Второй идет след в след, а последний вообще шагает по проторенной дорожке. Да, я действительно был первопроходцем в области математического моделирования и численности методом решения задач теплофизики.  И горд этим.
— У вас много наград, в том числе и международных. Какая из них вам дороже всего?
Аманбек Жайнакович улыбнулся:
— Судя по количеству моих учеников — «Народный учитель».

С юбиляром беседовала Нурия ШАГАПОВА.
Фото из семейного архива юбиляра.






Добавить комментарий