Main Menu

Планировать будущее, корректируя настоящее, — вот цель поиска путей укрепления государственности и страны

     Как укрепить кыргызскую государственность? О проблемах и механизмах этого серьезнейшего для любой страны процесса шла речь на днях в  бишкекской Госрезиденции «Ала-Арча», где собрались представители кыргызской научной элиты, чиновники аппаратов  главы государства и правительства, депутаты, представители международного сообщества и  общественности, журналисты.

Конференция «Проблемы и механизмы укрепления кыргызской государственности» прошла по инициативе Национального института стратегических исследований (НИСИ КР) при поддержке Фонда им. Фридриха Эберта в Кыргызстане и в  рамках реализации Указа Президента КР А. Атамбаева, объявившего 2014-й Годом укрепления государственности.

Многое достигнуто, сделать надо еще больше

     Открывая конференцию, замглавы аппарата Президента КР Дуйшен Ирсалиев отметил: «Кыргызстан в последние годы пережил две сильнейшие угрозы  государственности — в марте 2005-го и апреле-июне 2010-го. Это повлекло за собой смену политических режимов. Страна стояла на пороге утраты своей независимости и государственности. Пережив эти события, сейчас мы понимаем: для нас нет ничего важнее, чем сохранить целостность, единство и государственность. С изменением  политического курса, принятием новой Конституции появилась необходимость выработки новых направлений и приоритетов, новых стратегий видения будущего страны. В этих целях с начала 2013 года реализуется Национальная стратегия устойчивого развития на  2013-2017 годы. Ее важная цель — показать вектор совместного движения государства и общества по пути строительства новой страны, ввести республику в круг стран с высоким уровнем образования, общественной стабильностью, здоровой окружающей средой,  хорошим международным имиджем, устойчивым ростом экономики и привлекательностью для инвесторов. Но для достижения этих целей нужен комплексный подход. Подчеркну: в последние годы мы сделали заметные шаги для обеспечения транспортной, экономической, продовольственной безопасности: заложены основы реальной политической конкуренции, обеспечена свобода слова в СМИ, идет борьба с коррупцией, проводятся судебная и военная реформы, выборы становятся все более прозрачными. В рамках Указа главы государства об укреплении государственности нужны конкретные шаги по укреплению  этих основ, правовой системы, обеспечению законности. Среди путей — привлечение в систему управления квалифицированных кадров нового поколения, меры предотвращения политического и религиозного экстремизма, преодоление разрушительных для государства тенденций в межрегиональных и межэтнических отношениях. Это мероприятие — хорошая площадка для поиска новых подходов к решению этих задач, конкретных рекомендаций».
По словам директора НИСИ  Таланта Султанова, сейчас Кыргызстан  находится в таком моменте своего  развития, когда крайне своевременен поиск путей, спектр подходов к достижению целей укрепления государственности. Эксперт отметил необходимость обсуждать как различные аспекты темы — исторические, политические, правовые,  так и разные рецепты.  Он подчеркнул, что в прошлом году Кыргызстан, показав заметный экономический рост, улучшил свои показатели в ряде мировых рейтингов: «Независимая оценка международных организаций показала: Кыргызстан идет по верному пути, но надо прилагать больше усилий для больших  результатов».
Бритта Утц, региональный директор Фонда им. Ф. Эберта в Кыргызстане и Таджикистане,   считает, что сейчас нашей стране как никогда нужна преемственность в действиях — связь истории, культурного наследия, экономических тенденций для формирования крепкого фундамента государственности: «С принятием новой Конституции Кыргызстан заявил о себе как о прогрессивной стране.

Хочу, пользуясь случаем, поздравить страну с получением статуса партнерской организации Парламентской ассамблеи Совета Европы. Наши ценности направлены на достижение экономической и политической независимости, укрепление суверенитета, экономического, социального и гендерного равенства. Мы готовы обсуждать с вашей страной  также проблемы миграции, региональной безопасности», — заявила она.
Д. Ирсалиев добавил: «Почему в этот сложный период нашего развития не слышны голоса элиты кыргызского народа? Зато хорошо  слышны голоса  торговцев с базара. На днях прошел ряд мероприятий,  на которых обсуждались проблемы идеологии. Дискутировать и критиковать мы умеем, а где конструктивные идеи? Нужно, чтобы голос элиты был громче голосов торговцев».

З. Курманов: «Не будем лгать друг другу! Реформы превращаются в борьбу за власть»

     Зайнидин Курманов, доктор исторических наук, профессор КРСУ, задав тон дискуссии и вызвав резонанс, много  размышлял на тему реформы управления как фактора укрепления современной кыргызской государственности: «В процессе трансформации и обретения независимости Кыргызстан перешел из первого мира в мир второй. Сейчас задача —  в условиях глобализации — выбраться в мир третий. Для этого необходимо опережающее развитие, потому что, как подсчитали наши экономисты,  если республика будет ежегодно показывать 10 процентов прироста ВВП, среднеразвитой страной мы станем к концу этого века. Мы с вами не увидим кыргызского экономического чуда — не доживем. Из истории известно, что из 90 тюркоязычных народов  лишь шесть обладают собственной государственностью. Есть народы более могучие  по численности, чем мы, но не имеющие этого атрибута. Кыргызы трижды создавали государство: в 201 году до нашей эры, о чем есть свидетельства  в китайских летописях, второй раз — в борьбе кыргызских племен за создание своего каганата, который просуществовал 74 года, и последняя попытка — наша с вами — с 1991 года. «Черные политологи» причисляют Кыргызстан к категории несостоявшихся стран и рисуют  нам довольно мрачные перспективы разделения страны между соседними, более развитыми державами. Сегодня, в условиях глобализации, важно, чтобы Кыргызстан занял достойное место в мировом сообществе. Чтобы вступить на путь опережающего развития, нужно показывать, как Азербайджан,  рекордный 30-процентный рост.
Но если у нас убрать показатели Кумтора, то мы вновь вернемся к любимым пяти процентам. Не будем лгать друг другу. Что необходимо в условиях глобализации? Я думаю,  нужно опираться на возможности глобализации и кооперации. Но у глобализации есть одно правило: богатые страны становятся богаче, бедные — беднее. Если не будем бороться за свою государственность, мы можем закрепить свой периферийный статус.  Нужно планировать будущее и программировать настоящее. К сожалению, системной работы в этом направлении я не вижу. Путь современных реформаторов — понять, в чем особенность современной эпохи для Кыргызстана. Идет цивилизационный переход от одной культуры к другой.  Все страны перешли на этот способ, кроме нас, потому что, к сожалению, революции все время отбрасывают страну назад, и мы все время начинаем с нуля.
Нужен свежий проект: «Кыргызстан — новая страна». Самая главная катастрофа в мире — это исчезновение смысла. В политике, экономике, духовности, образовании. Реформы превращаются в борьбу за власть,  деньги, передел собственности. К сожалению, этот процесс виден и в соседних странах. Чтобы преодолеть это зло (все религии призывают нас творить добро), нужно построить мир понимания — сообщество людей, понимающих друг друга.  Вот на Украине люди абсолютно друг друга не слышат. Реформаторам нынешнего дня следует противопоставить всяким политтехнологиям организацию конкретных изменений».
Он схематично представил рекомендации: во-первых, нам нужно построить мир понимающих людей; во-вторых, реформаторы должны противопоставить популизму конкретные рецепты;  в-третьих, правительство должно решить вопрос: с чего начинать? «Жалко, что этот вопрос мы задаем на 23-м году суверенитета, обычно их решают в первые два, когда создаются герб, гимн и прочая атрибутика. А мы до сих пор обсуждаем герб и обвиняем в наших бедах  неправильные символы! А может, проблема не в этом, а в людях, которые никак не могут реализовать наш потенциал? Вопреки установке, что начинать надо с экономики, которая принесет иные изменения, считаю, что реформы надо начинать с идеологии, с изменения будущего видения нашей страны», — сказал   З. Курманов.
Также  известный политолог подчеркнул, что успех реформ всегда связан с командой, что подтверждает опыт Чили, Южной Кореи, Малайзии: «Умные и ответственные политики пришли к власти и реализовали прогрессивные модели управления. У нас есть возможность использовать их опыт. А в Кыргызстане сложилось бюрократическое государство постсоветского типа с доступом к «кормушке» и возможностью быстро разбогатеть, не прилагая больших усилий. И такое государство исчерпало возможности для развития.  Пока не демонтируем такое государство, где правящим классом выступает компрадорская торгово-ростовщическая демократия, мы будем двигаться вперед миллиметровыми шагами. Как писал академик Т. Койчуев, в 1990 году мы занимали по уровню ВВП в мире примерно 80-е место, рядом с Казахстаном и Таджикистаном. Сейчас — на 144-м месте в мире. Казахстан же с 80-го места дошел до 56-го.
Почему пятимся? Нужна реформа политической системы.  В нее входят не только парламент и правительство, но и армия, бюрократия, религия, гражданский сектор, СМИ и прочие. Страна не добилась пока политической стабильности.  Две революции, зигзагообразное развитие, смена 26 премьеров за 23 года, 18 спикеров ЖК КР, 10 раз меняли Конституцию, из шести созывов парламента три распущены досрочно. Как в такую страну придут инвестиции? Надо планировать политическую систему и стабильность. И хотя мы  декларируем себя как парламентская республика, у нас крен в сторону президента как более стабильной ветви власти вместо премьер-министра. Коалиционные правительства нестабильны и недолговечны, все страны стараются этого пути избежать. Мы почти  догнали Италию. Успех республики зависит от внешней среды, которая не совсем благоприятна для нас. В стране идет архаизация общества —  и это, к сожалению, процесс контрглобализации. Общество расколото, раздроблено и мелкофрагментировано. У каждой группы элит свой президент, отсюда ощущение анархии и безвластия в стране. К тому же  налицо  кризис нравственности, отсутствие  духовных ценностей. И все это вместе — непреодолимые препятствия для кыргызского экономического чуда».

История — часть государственности

     Тынчтыкбек Чоротегин, доктор исторических наук, профессор КНУ,  в своем докладе «Тенир-Тоо и кыргызская государственность» обратился к историческим  истокам страны, народа. Он вновь коснулся  значения сохранения кыргызского языка, а также, возражая З. Курманову, подчеркнул прогрессивность революций для любой страны: «Революции — это способ политического развития, выработки нового демократического механизма и укрепления государственности. Еще в эпосе «Манас»   шла речь об укреплении кыргызской государственности. Еще в советское время наш соотечественник Мунаев призывал Кыргызстан выйти из состава СССР и стать независимым». Также историк выразил недоумение, почему глава нашего государства, встречаясь с другими президентами, говорит по-русски, а не по-кыргызски (с переводчиком). Также он напомнил, что еще в древнекитайских летописях, которые датируются около 200 годом до нашей эры, имеются упоминания о существовании древнего кыргызского государства. Кроме того, авторитетный  русский и советский востоковед  Василий Бартольд еще в 1927 году издал монографию о кыргызах в Азии, подтвердив исторический факт наличия у них независимого государства до середины X века уже нашей эры. «Этот этнос — кыргызы — не мононациональный, он всегда ассимилируется и должен сохранять свою многонациональность», — подчеркнул ученый.
Что касается рекомендаций по укреплению государственности, Т. Чоротегин  напомнил: «Наша государственность имеет свои исторические истоки. Когда-то Чингиз Айтматов в своем великом произведении сказал о недопустимости манкуртизма,  о том, что нельзя забывать свою историю, культуру. Изучение истории — это часть процесса укрепления государственности. В советское время мы хорошо знали из уроков школьного курса о русских царях, жизни Ленина, но в то же время ничего не знали о своем прошлом, о наших героях».
Советник посольства России в Кыргызстане Алексей Зареулов, принимающий участие в конференции, посчитал необходимым отметить: «Присутствуя по поручению посла РФ в КР Андрея Крутько на этом мероприятии в день, когда Россия отмечает  очередную дату своей независимости, мы видим в этом признание особой роли России в поддержке строительства кыргызской государственности».

Есть ли в стране элиты?

     По словам представителя аппарата правительства КР Кубанычбека Шадыбекова,  проблему укрепления государственности в стране действительно нужно рассматривать глубже. «Что понимать под государственностью? Это понятие является предметом дискуссий не только у нас, но и в странах СНГ, Восточной Европы.  Где-то  этот термин рассматривается с точки зрения развития государства, в других странах — через развитие общества, в третьих — с точки зрения  его правовой природы. Каждый из нас по-своему формулирует это понятие. За последние 20 лет страна обрела элементы независимости и государственности. Но являются ли количественные характеристики (площадь территории, количество населения, географическое расположение) основой для формулирования категории государственности? Безусловно нет, и здесь большое поле деятельности для ученых. Можем ли мы сказать, что за годы независимости наше общество качественно изменилось, что в нем идет укрепление основ исторического развития? Необходимо говорить о качественных признаках, на которых мы можем делать акцент и строить свою государственность.
Докладчики говорили о разных видах элит в обществе Кыргызстана. На мой взгляд, мы  постепенно растеряли это понятие. У нас есть управленческая номенклатура, есть научная интеллигенция и религиозный вождизм. Но где элита? За исключением нескольких публичных людей нам трудно говорить о том, что у нас есть состоявшаяся, сложившаяся элита, которая может выступить объединяющим началом для всего общества! Поговорим о качественной характеристике этих моментов: какой признак послужит, чтобы эти виды сообществ могли бы взять на себя объединяющее начало? Это и есть большая проблема, ведь Президент страны не случайно объявил  2014-й Годом развития государственности. Идеологическая составляющая — это очень важно. Но не менее актуально определить, как запустить и активизировать те позитивные процессы в развитии общества,  истоки которых сегодня уже есть?
Государство и государственность —  понятия родственные, но не идентичные. Признаками государства являются динамичность, конкретность (реальность власти), системность работы внутренних органов управления и, наконец, целостность. А что является признаком государственности?  Надо размышлять в этом направлении. Подчеркну, что я не согласен с теми, кто называет революциями события 2005-го и 2010 годов. На мой взгляд, революция у нас была в 1991-м, когда Кыргызстан принял Декларацию независимости, и в 1993-м, приняв первую Конституцию суверенной республики. Революция тогда произошла и в экономике с появлением новых форм собственности».

Елена МЕШКОВА.
Продолжение в следующем номере.

 






Добавить комментарий