Main Menu

К вам едет ревизор

Это «пренеприятнейшее»  известие, со слов   классика русской литературы Николая Гоголя,  перестает быть таковым в ХХI веке. И название  получило другое: аудитор. По  сегодняшним меркам аудитор — это высокоэрудированный  специалист, тот, кто  укрепляет финансовую дисциплину в стране.

Стать им непросто,  нужно иметь  не только высшее экономическое образование, но и не менее пяти лет  стажа работы в финансовых органах, добавьте сюда  международные сертификаты, знание современного бухучета,  аналитическое мышление.
Должность эта особенная, конкурс  — более  десяти человек на место. У нас парламентская республика, аудиторский состав Счетной  палаты   формируется так: от коалиции большинства, от  оппозиции — по три кандидатуры, столько же выдвигает  Президент. Этот принцип позволяет избежать риска влияния  административного аппарата на работу Счетной палаты (при прежнем режиме весь состав  Счетной палаты утверждал  Президент).  Перевыборы происходят  каждые пять лет.
Подкупить аудитора или предложить ему взятку — нет смысла, да и возможности, ведь  нынче широко практикуются  совместные проверки  с аудиторами других стран.  Они делают свою работу, обнаружив нарушения, выдают предписание, обязательное к исполнению. Не просто фиксируют ошибки в бюджетных организациях, но и, проанализировав ситуацию, советуют, как лучше поступить в том или ином  случае, подсказывают, в каком направлении  следует работать  внутреннему аудиту.
Эти специалисты  — «штучный и дорогой товар», они, как  врачи-рентгенологи, замечают все подводные камни, а потом  на своем «консилиуме» коллегиально  принимают решение.
Наша республика, как известно, находится  в процессе реформирования  системы государственного управления. Далеко не каждый  министр  или другой руководитель госучреждений  умеет рачительно распоряжаться  казенными деньгами. Этому надо учиться.
Не случайно  тема  состоявшейся на берегу Иссык-Куля  международной научно-практической конференции была архиважной — прозрачность бюджета. Не секрет, что  этот  документ  все еще непонятен простым гражданам, особенно его расходная часть.  Министерство финансов проекты  документов на своем сайте, конечно, выставляет, обещает  подготовить так называемый гражданский бюджет,  написанный   доступным языком.
Будет хорошо, если кыргызстанцы   смогут  прочесть  и официальное заключение  сотрудников Счетной палаты о расходах того или иного министерства,       ознакомиться с   замечаниями  аудиторов, их профессиональными  предписаниями. Тогда, глядишь, и  появится доверие людей  к власти.
На конференции  как раз об этом и шел разговор — о  прозрачности аудиторской деятельности, спорили, как лучше донести до населения содержание бюджета, объяснить людям, зачем  в основной финансовый документ страны вносят  поправки и изменения.
У каждого суверенного государства свой  опыт. Расскажем о нем читателям «СК».
Начнем с прибалтийских  стран, они парламентские, более продвинутые. Государственный контролер Латвийской Республики госпожа Судраба нисколько не пожалела, что добиралась до Кыргызстана двое суток самолетом, чтобы  один-единственный  день провести с коллегами  на Иссык-Куле. По ее словам, в Кыргызстане чрезвычайно гостеприимный народ и хорошие  финансисты. Наша гостья  убеждена:  чтобы  экономическую политику государства  сделать стабильной, предсказуемой, аудиторы  должны работать   в содружестве с парламентариями и правоохранительными органами.
Политика развития страны  должна быть подчинена  экономическим задачам, а эффективная система надзора позволит  оценить результат. Следует не просто публиковать отчетность,  нужно изменить  всю систему  государственного контроля, подсчитывать,  сколько вложили  ресурсов в тот или иной госзаказ и соизмеримы ли  затраты  с полученным.
Судраба  обозначила  фундаментальную  общую для всех стран СНГ проблему:  не разработаны критерии оценки,  а также ответственность должностных лиц,  здесь надо поработать. Это нужно для того, чтобы в правительстве могли  заниматься  среднесрочным финансовым планированием.
Ее эстонский коллега  Михель Овийра обратил внимание на  то, что  в парламентском государстве  работа Счетной палаты  направлена на общественность, народ. Задача состоит в том, чтобы  члены правительства  говорили правду  об использовании государственных денег,  периодически отчитывались о том, что сделано или приобретено на деньги  налогоплательщиков.
Парламентская система требует от  аудиторов в отношении определения эффективности гораздо больше труда и усилий, чем это было при президентской системе.
В России эти проблемы решаются  в процессе происходящей   бюджетной реформы, повышения  открытости  социально-экономической политики на всех уровнях государственной  власти.  Об этом на конференции говорил заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации   В.  Горегляд.
Глобализация, усилившая  взаимозависимость  национальных экономик, обострившиеся  долговые проблемы — все это взывает к прозрачности  использования  казенных денег. Специалист из России рассказал о  критериях, предложенных Международным валютным фондом, по обеспечению открытости  в бюджетно-налоговой сфере.
Суть бюджетной  реформы заключается  в  смещении акцентов  от управления казенными деньгами  к  управлению результатами. В России, так же, как и в Кыргызстане, перешли на среднесрочное  финансовое планирование.
Счетная палата Молдовы занята  продвижением международных стандартов в аудите государственного сектора,  повышением профессиональной компетентности персонала. При содействии Всемирного банка и Национального  аудиторского офиса Швеции  разработан новый закон «О Счетной палате». Во главу угла поставили предсказуемость и сбалансированность бюджета.
Член Счетной палаты Республики Молдовы Валериу Кицан рассказал о государственных закупках, повышении их публичности. Все  аукционы в Молдове передаются в прямом эфире, материалы аудита и соответствующие  решения по ним  доступны общественности.
Георгий Самусь — главный контроллер,  директор Департамента  по вопросам использования  средств государственного бюджета  в регионах  Украины — свой доклад посвятил систематизации лучшей международной практики счетных палат. Достижение прогнозных показателей проходит  в Украине ежеквартально, в том числе местных бюджетов. Украина относится к тем странам, где государство  по законодательству  является гарантом  деятельности   органов местного самоуправления.
Председатель Счетной палаты Кыргызской Республики  Сабырбек  Молдокулов   отметил, что деньги — главный ресурс, при помощи которого парламент осуществляет политику, на которую получил согласие народа. Прежде чем тратить  бюджетные средства, нужно, чтобы в правительстве  четко представляли, чего хотят добиться, что нужно сделать для достижения намеченной цели и будет ли она того стоить.
«Государственные аудиторы  должны быть группой давления, не дающей правительствам отчитаться только о том, сколько денег пришло в казну и сколько потрачено. Нужно требовать от исполнительной власти, чтобы в представленных парламенту отчетах наблюдалась четкая взаимосвязь потраченных денег с достигнутыми результатами. Это и есть один из ключевых вопросов прозрачности бюджета, иначе налогоплательщик не сможет понять, что же все-таки делалось на его деньги».
В резолюции, принятой на конференции, представители высших органов  государственного аудита в своей дальнейшей деятельности решили руководствоваться понятными и доступными  людям  результатами, периодически обмениваться опытом,  стремиться к применению международных стандартов аудита.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий