Main Menu

Два шага назад или наоборот? Главное для Центральной Азии сегодня — не попасть между «молотом» и «наковальней»

     Мы сообщали о том, что в майские дни на Иссык-Куле прошла организованная Дипломатической академией МИДа Кыргызстана и Фондом Аденауэра  международная  конференция с участием дипломатов Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, казахстанских, кыргызстанских и молдавских экспертов, представителей Германии, бишкекской Академии ОБСЕ и Фонда им. Конрада Аденауэра, на которой обсудили процессы, происходящие  в Центральной Азии, и высказали рекомендации, как избежать рисков и угроз. 

По мнению министра иностранных дел Кыргызстана Эрлана АБДЫЛДАЕВА, серьезным  внешним  вызовом  для  Центральной  Азии  на ближайшую перспективу остается афганский фактор, включая расползание религиозного экстремизма и терроризма. С учетом сложности охраны границы, которая проходит в основном в горных районах, не исключается  проникновение отдельных террористических групп с территории Афганистана. На сегодня более 600 000 афганцев насильно перемещены в пределах своей страны, в то же время более двух миллионов до сих пор являются беженцами в соседних Иране и Пакистане. Негативный сценарий развития событий может привести к притоку беженцев и в страны ЦА. Кроме того, ныне  именно  через  территории  республик  региона идет поток наркотиков из Афганистана в Россию и Европу. По сведениям ООН, по данному маршруту каждый год проходит около 90 тонн кокаина. От этого страдают не только страны ЦА, но и Россия, Европа и  Китай. Расширение наркобизнеса значительно укрепило наркомафию, сделав  ее  более агрессивной  в транснациональном  масштабе. Одновременно наращивается контрабанда  оружия. Таким образом, укрепление безопасности в Центральной Азии, бесспорно, позитивно скажется и на глобальном уровне. Поэтому, по убеждению дипломата, странам региона необходимо прийти к единому пониманию и поиску решений общих проблем как в торгово-экономической сфере, так и в обеспечении безопасности. Пока же совместные проекты пробуксовывают, несмотря на географический, транзитный, ресурсный и людской потенциалы и историческую, культурную, языковую, этноконфессиональную общность. В качестве примера Э. Абдылдаев назвал тот факт,  что до сих пор  не согласованы 371,34 км границы между Кыргызстаном и Узбекистаном и 410 км между Кыргызстаном и Таджикистаном.
Экономическую интеграцию в Центральной Азии сдерживает явно недостаточный уровень взаимодействия республик в реальном секторе экономики. Это обусловлено, конечно, их разными инвестиционными возможностями, но прежде всего отсутствием стремления к взаимовыгодному решению проблем в энергетике, водопользовании, грузоперевозках, развитии транспортной инфраструктуры, сельскохозяйственном производстве. До сих пор остается актуальной и проблема миграции, основная причина которой — слабость хозяйственно-экономических связей.  Как известно, в региональном аспекте Россия и Казахстан являются сейчас принимающими странами, а Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан — отправляющими. Доля трудовых мигрантов, по оценкам независимых экспертов, в Узбекистане составляет 10% населения, в Кыргызстане и Таджикистане — более 25%. Этот процесс,  являющийся международным, невозможно решить мерами, действующими только в отдельно взятой стране. Однако сотрудничество, включая региональное, пока развивается недостаточно активно.

1Какое будущее нас ожидает?

По убеждению Э. Абдылдаева, эффективно противодействовать новым угрозам, надвигающимся в том числе из Афганистана, можно только  совместными усилиями стран региона и международных организаций. От государств ЦА требуется  в первую очередь создание конкурентоспособных экономик, проведение своевременных политических реформ, укрепление общественного согласия, межэтнического и межконфессионального мира. Например,  Таможенный союз предполагает достаточно высокий уровень интеграции и согласованность действий в экономической и политической сферах: республики  должны иметь схожие структуры экономики, согласованные цели и синхронизированную политику, обеспечивающую стабильность и относительную устойчивость развития.  На региональном уровне необходима и активизация механизмов ОДКБ, ШОС и ОБСЕ.
Кандидат политических наук казахстанец Досым САТПАЕВ представлял на Иссык-Куле консалтинговую фирму «Группа оценки рисков» и  «Альянс аналитических организаций Казахстана». По его мнению, страны региона должны сотрудничать прежде всего для того,  чтобы быть готовыми  к глобальным климатическим изменениям.
Согласно выводам экспертов, Центральная Азия ежегодно теряет около $1,7 млрд., или 3% своего ВВП, в результате неэффективного управления водными ресурсами, что снижает урожайность сельскохозяйственных культур. Кроме столкнувшихся водных интересов стран ЦА, есть еще третий игрок в лице глобальных климатических изменений, который уже серьезно сократил количество ледников в регионе. За 50 лет их объемы уменьшились на 40%, а в последние годы темпы сокращения составляют около 1% в год. В проекте государственной программы «Экология Казахстана» на 2010-2020 годы четко указывается, что вследствие потепления климата  урожайность яровой пшеницы может снизиться более чем на 25%. За последние 100 лет средняя температура в Казахстане повысилась на 1,8°С, что более чем вдвое превышает мировые значения. А дальнейшее потепление усилит деградацию земель и опустынивание, что приведет к росту пыльных бурь и пересыханию водоемов.
Поэтому Д. Сатпаев убежден в необходимости создания в ЦА водноэнергетического консорциума. Объединившись, республики могли бы   отработать все механизмы экономического и политического взаимодействия и решить  водную проблему. Таким образом, из источника раздора она превратилась бы в платформу для взаимовыгодного сотрудничества.
Второй фактор, который подталкивает к интеграции, — ужесточение глобальной конкуренции. Чтобы не застрять в сырьевой периферийной зоне мировых экономических процессов, республикам нужно кооперироваться и  коллективно защищать свои интересы.
Это в немалой степени зависит от грамотно выстроенной самостоятельной  политики без участия посредников.
И наконец, по мнению Д. Сатпаева, ЦА должна быть экономически конкурентоспособной и политически стабильной, находясь между двумя державами — Россией и Китаем. Таким образом, региональная кооперация —  это эффективная защита от недружественных экономических, политических и идеологических интервенций со стороны старых и новых центров влияния. Это особенно важно в связи с изменениями мировой экономической и политической архитектоники. По сути, речь идет о подходе к той самой точке бифуркации, за которой возможна смена гегемонов. И здесь главное для нашего региона — не попасть между «молотом» и «наковальней» и понять, что свои региональные проблемы мы должны решать сами, не уповая на третьи силы.
Экономическая кооперация даст толчок развитию и каждой республике в отдельности. Экспертами ПРООН подсчитано, что только сокращение торговых издержек могло бы за 10 лет увеличить ВВП Казахстана на 20%, а Кыргызстана — на 55%. К тому же инвесторы будут ориентироваться на больший по размерам рынок (почти 60 миллионов человек).
Однако Досым Сатпаев завершил свое выступление на  пессимистической ноте.  Движение стран Центральной Азии навстречу друг другу идет по изначально бесперспективной траектории:  шаг вперед, два шага назад. Чего стоит хотя бы тот факт, что ни один совместный региональный проект так и не запущен, будь то создание единого экономического пространства или решение экологических проблем. Возможно, это связано с тем, что у местных политических элит так и не выработалось ощущения связи между перспективой собственных стран и будущим всего региона, констатирует политолог.
Посол Казахстана в Кыргызстане Бейбит  ИСАБАЕВ, так же, как и Э. Абдылдаев, главным для региона считает обеспечение стабильности и безопасности. Он тоже предполагает, что  в связи с планируемым выводом основных сил Международной коалиции из Афганистана резко активизируются  «Талибан», «Аль-Каида», Союз исламского джихада и другие религиозно-экстремистские организации. Поэтому первоочередную угрозу региональной безопасности представляет недостаточная укреплённость границ. Прежде всего нужно надежно защитить границы Таджикистана и Кыргызстана, которые в основном проходят по горной местности и  трудноконтролируемы.
Б. Исабаев предложил КНБ, МВД, Агентству по делам религий, пограничной, таможенной и другим службам Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана перейти на «оперативный режим тесного взаимодействия и координации». Во-вторых, ускорить  внесение дополнений и изменений в соответствующие межгосударственные документы. В частности, в Договор между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности. Это соглашение было заключено еще в 2000 году в Ташкенте.
Общеизвестно, что международный терроризм и религиозный экстремизм в основном подпитываются доходами, поступающими от торговли наркотиками. По официальным данным    Центральноазиатского информационно-координационного центра в Алматы, в страны региона ежегодно направляется до 15% всех произведенных афганских наркотиков. В натуральном виде это около 130 тонн героина и 250 тонн опия. В основном они транспортируются по «Северному маршруту»: через так называемый Ошский узел (Баткен — Ош) — Узбекистан — север Кыргызстана — Казахстан и далее.
Некоторые наши политики и эксперты считают, что «Талибан» не поддерживает идею наркопроизводства, обращает внимание посол Казахстана, однако, по сведениям неофициальных источников, это не соответствует действительности. Свидетельство тому постоянный рост наркотрафика с территорий, контролируемых талибами.  В связи с этим Б. Исабаев с сожалением констатировал, что антинаркотические меры в регионе недостаточно эффективны. Он рекомендовал  максимально активизировать совместную работу правоохранительных органов и спецслужб и регулярно проводить скоординированные превентивные мероприятия.  Также необходимо повысить уровень деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС, дислоцированной в Ташкенте,  Бишкекского отделения Антитеррористического центра по Центральной Азии и упомянутого выше Центральноазиатского  информационно-координационного центра в Алматы.
Б. Исабаев подчеркнул, что в последние годы экстремистские и террористические организации стали активно использовать передовые информационные технологии, в частности Интернет. По этим самым эффективным сегодня глобальным коммуникационным каналам идет активный процесс консолидации исламистских сил. Направленный на усиление борьбы с правящими властями Центральной Азии, он осуществляется под лозунгом «глобального джихада» и нацелен  на открытие третьего по значимости после Ирака и Афганистана «Исламского фронта». Дипломат посоветовал создать региональную информационную систему, которая оперативно разрабатывала бы и осуществляла меры по эффективному противоборству киберпреступности.
Так же, как Э. Абдылдаев и Д. Сатпаев, казахский посол считает одной из потенциальных угроз региона проблему водноэнергетических ресурсов. Напомнив, что в 1994 году все государства региона  поддержали инициативу Казахстана о создании Центральноазиатского водноэнергетического консорциума, он выразил сожаление, что  конструктивное предложение в силу ряда причин, в том числе глобального экономического кризиса 2007-2009 годов, так и не реализовалось, хотя большинство аналитиков и специалистов признают, что идея отвечает интересам всех стран региона.

Назгуль АСАНАЛИЕВА.
Фото автора.

 

 






Добавить комментарий