Main Menu

Возрождение «Раймонды»

     В  мировом  театральном  искусстве  есть  спектакли,  интерес  к  которым с  течением  времени все  более  возрастает.  Именно  таким  стал  легендарный  балет  «Раймонда»  композитора Александра  Константиновича  Глазунова,  премьера  которого  состоялась  7 января 1898 года  на  сцене  Мариинского  театра  в  Санкт-Петербурге.  За  более  чем  столетие  со  дня появления первого  спектакля   «Раймонда» была  поставлена  на  многих  мировых  балетных  сценах,   стала  признанным  хореографическим  шедевром,  покорившим  миллионы  зрителей.  

2     Вот и на сцене  нашего оперного  театра  «Раймонда»  начиная  со  дня  первой  премьеры  в 1947  году  поставлена  уже  в  пятый  раз. Секрет  такой  ошеломляющей  популярности этого  балета заключен   в  музыке  композитора,  представляющей собой  законченный  образец  единого  музыкального  стиля  эпохи  и  уникальной  хореографии  балетмейстера-постановщика  М. Петипа.
Либретто  балета  Л. Пашковой  основано  на  сюжете из  средневековой  рыцарской  легенды.  В  канун  дня  рождения  юная  Раймонда охвачена  внезапно  вспыхнувшей  любовью  к  прекрасному  рыцарю  Жану  де  Бриену,  гобелен  с  портретом  которого  преподнес  ей в дар   отец  Жана,   приехавший  в  замок,  чтобы  просить ее руки для своего  сына.  Поздравить  Раймонду  прибывает  и  сарацинский шейх Абдерахман  с  пышной  свитой.  В  разгар  празднества  он  пытается  похитить девушку,  но  внезапно  появившийся  Жан  де  Бриен поражает  шейха  ударом  меча.  В  замке  пышно  празднуется  свадьба  Раймонды  и  Жана  де  Бриена…
Дополнение к  либретто,  внесенное  постановщиками  «Раймонды»  в 40-х  годах ХХ столетия,  существенно  изменило его  содержание и, самое  главное,  характеристики героев.  Революционные  события,  потрясшие  все  мировое сообщество,  преобразили  жизнь  людей, открыв  им  путь  к свободе  и  демократии,  что  особенно  сказалось  в  жизни  женщин  Востока, дало им право  на  свободную  личную жизнь. Актуальность  этой  темы  отразилась  и  в  судьбе главной  героини  спектакля из  далекой  Венгрии.  Раймонда осталась гордой, свободолюбивой  девушкой….
И  вот  наконец-то состоялась  премьера  балета  «Раймонда»    выдающегося  балетмейстера-постановщика  М. Петипа  в  редакции  А. Корсакова,  заслуженного  артиста  России. Свое   блистательное  танцевальное  искусство он уже  продемонстрировал  на  сцене  нашего театра  в  балете  «Баядерка»  Л. Минкуса,  заслужив  единодушное  признание  кыргызстанских  любителей  хореографического  искусства.
Его  герой   Жан  де  Бриен в  балете  «Раймонда» — юный прекрасный  принц —  впервые  появляется  в  сновидениях  героини и очаровывает  её.   В  сцене  поединка  с   сарацинским  щейхом  Абдерахманом (заслуженный  артист республики  Досмат  Садыркулов) Жан де  Бриен — А. Корсаков предстает благородным,  элегантным  рыцарем,  отважно  вступающим  в  бой  с  грозным  преследователем Раймонды.  Выпускница  Санкт-Петербургской  академии  русского  балета  им. А. Я. Вагановой  Татьяна  Ткаченко  исполняет  в  балетной труппе  Мариинского  театра  ведущие  и  сольные  партии  в классических  и  современных  постановках.  С коллективом Мариинки она гастролировала  в  Голландии,  Финляндии,  Греции,  Гонконге. Романтическая  внешность, тончайшая  музыкальность и  особая  духовная сосредоточенность позволяют Татьяне  Ткаченко  создать  удивительно  жизненный  и  трепетный  образ  Раймонды,  технически   безупречно танцевать сольные  вариации,  окрашенные  венгерским  танцевальным  фольклором.
И  в  финале   спектакля  в  заключительном  гранд-па  —  свадебном  торжестве  счастливых  Раймонды  и  Жана  де  Бриена — Татьяна Ткаченко  и  Антон  Корсаков  во  всей артистической  полноте  представили  замечательную  академическую  школу  русского  балета, признанную  во  всем  мире.  Спектакль стал  торжеством  танцевального  искусства  для  всех его участников.
Очаровательные  подруги  Раймонды — солистки  балета  А. Айдарова и  Кабатай  кызы Эльмира  и их  партнеры-трубадуры — артисты  Н. Алмазбеков  и А. Садыркулов,  темпераментные  солистки  И. Исаева  и А. Литовская  в  зажигательном  танце  «Панадерос»,   ведущие солистки балета  Е. Овчинникова, Г. Садыбакасова,  артисты  всей  балетной  труппы  танцевали  вдохновенно  и  радостно.  А  совсем  юные исполнители арабского  танца,  воспитанники народно-образцового  танцевального  коллектива  «Шаттык»  под  руководством  хореографа  Э. Латыпова,  заслужили,  пожалуй,  cамые  бурные  и  продолжительные  аплодисменты  восхищенных  зрителей.  Успех   нынешней постановки  балета  определен дружной,  напряженной  работой постановщика,  народного художника  республики, лауреата международных премий  М. Сыдыкбаева,  балетмейстеров-репетиторов  Н. Корсаковой (Санкт-Петербург),  заслуженной  артистки республики  Р. Таировой, М. Касымовой, Г. Дуйшембиевой,  концертмейстеров  Е. Баялиновой и  Ч. Мухтаровой.   Оркестр  театра  под руководством  главного  дирижера Н.Полотова,  раскрывая  музыкальное  богатство  партитуры  композитора, образно  представил слушателям  и  зрителям  удивительное слияние основ симфонии и классического и характерного танца.

Роберт  УРАЗГИЛЬДЕЕВ,
народный  артист республики,  доктор  искусствоведения,
профессор,  академик.

 Подготовил Вилор АКЧУРИН



« (Previous News)



Добавить комментарий