Main Menu

Девальвация среды обитания. Это неизбежное следствие девальвации государственной политики в сфере градостроительства в Кыргызстане

     В сонме разных экономических, социальных и политических проблем, существующих в стране, как-то почти не выходит на передний план проблема стратегии градостроительного развития и обустройства территорий. Наш автор доказывает на фактах — хотим мы этого или нет, а от порядка в этой сфере напрямую зависит успех всего политического управления государством… 

 

Политика, как известно, это концентрированно выраженная экономика, которая опирается на определенные ресурсы. Главными из них являются территория (то есть пространство) и народонаселение (социум). При этом территория — это не только природный ресурс, но еще и среда обитания социума, а это уже интеллектуальный потенциал государства. Их взаимообусловленность и порождает экономику, она оценивается уровнем человеческого развития (УЧР).
Этот показатель УЧР, устанавливаемый ООН, определяет в том числе коэффициент полезного действия государственного механизма, его дееспособность. Госмеханизм по мере своего естественного износа требует замены, профилактики. Периодически обновляя его, социум избирает президента, парламент, правительство. И при этом важно не использовать при профилактике «деталей с истекшим сроком годности». И тут возникает вопрос: почему, если президент страны не имеет права оставаться у власти более одного срока (или двух), это дозволено депутатам? Наш ЖК (надеюсь) — это не персональная биржа труда, не постоялый двор со своими завсегдатаями. А посмотришь, уже по двадцать с лишним лет в нашем парламенте или на его подмостках мелькают одни и те же личности. И здесь тоже возникает резонный вопрос о новых элитах: где они?
Согласно нашему национальному обычаю (адату), настоящий бешбармак делают только из свежей баранины и только на один раз. В этом есть глубокий смысл, установленный жизненным опытом предков. Может, стоит задуматься о мудрости, опыте и преемственности власти, учитывая условия тотальной коррупции, о которой заявил даже Президент страны в своем Указе «О системной и политической коррупции в органах власти»?
Прошлый год был ознаменован чередой отставок госчиновников, включая спикера палаты ЖК и премьера. Все они были обусловлены, как правило, неблаговидными поступками госмужей. Надо бы наконец не формально, а реально и регламентированно подходить к вопросу выборности власти в стране, чтобы не деморализовывать социум и дальше.
Увы, но за годы суверенитета было пущено на самотек немало государственных программ, начиная с УЧР. А вся история человеческого развития доказывает, что единственное, на что не жалуется человек, так это на недостаток своего ума…
Возьмем, к примеру, деятельность Государственного агентства архитектуры и строительства при правительстве Кыргызстана, т.е. Госстроя. Он, как агентство при правительстве, является лишь исполнительным органом по взаимодействию с государствообразующими ресурсами (территория и население). И призван исполнять задачу путем осуществления нормативно-технической, координирующей и контролирующей функций в сфере градостроительного развития и обустройства территории, т.е. в архитектуре, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. И при этом Госстрой — это всего лишь агентство при правительстве, а не его самостоятельный субъект.
Однако главная цель Госстроя ПКР, как она отражена в Положении о Госагентстве, — это формирование устойчивой и благоприятной среды жизнедеятельности (обитания) граждан Кыргызской Республики. И здесь возникают следующие вопросы: какой орган в государстве формирует госполитику развития в сфере градостроительства и обустройства территории страны? И каким образом это возможно при отсутствии государственной политики в этой сфере?
Спросите, почему она отсутствует? А ее нет в Национальной стратегии по устойчивому развитию Кыргызской Республики до 2017 г. Нет таковой и в новом проекте стратегии до 2030 г.
А какова должна быть стратегия строительной отрасли? И если таковая имеется, то лучше всего, видимо, ее знают строители. Самый главный вопрос здесь — это сейсмическая безопасность и минимизация такой угрозы. Может ли отрасль сама ответить на эти требования? Градостроительная политика совсем не пустой звук, за ней жизнь человека!
Между прочим, проблемы, которые приписываются у нас экологии, по существу являются следствием несоблюдения порядка, регламентируемого градостроительной дисциплиной. Сама по себе экология здесь ничего не решает, она лишь констатирует ущерб для окружающей среды. Проблемы экологии как раз и созданы в результате коррупционных условий при ведении бизнеса. И это стало возможным из-за полного попустительства и несоблюдения градостроительной дисциплины. Никакой градостроительный совет любого ранга не заменит отсутствие градостроительной документации (проектов детальных планировок и схем правового зонирования). Он не заменит главного архитектора города, функции которого у нас формально исполняет начальник управления архитектуры. А положение о главном архитекторе города отсутствует вовсе! Вот где заложены условии для коррупции!
Кому было выгодно исключить градостроительный аспект как дисциплинирующий фактор в развитии любой отрасли экономики из пунктов требований Национальной стратегии устойчивого развития,  — отдельный вопрос. Но кумторский прецедент, в результате которого был уничтожен целый ледник Давыдова на миллионы кубометров пресной чистейшей воды, доказывает, что без наведения порядка и безусловного соблюдения градостроительных требований сама государственная политика попадает под угрозу абсолютной девальвации!
Вот как раз реализовывать эти нормы и требования и должен сильный Госстрой, укомплектованный специалистами градостроительного профиля с опытом практической работы. Это должен быть точно такой же госорган с самостоятельной функцией по координации деятельности муниципальных органов власти в обращении с государствообразующими ресурсами (территориями и населением), как, к примеру, Национальный банк в финансовой отрасли. Правительства могут приходить и уходить, но ресурсы должны иметь устойчивый характер. Земля — первое и главное условие существования государства, как и финансы в экономике, и она должна иметь абсолютно стабильные условия для развития!
Трудно не согласиться с нашим Президентом, который подметил, что за истекшие годы государственного суверенитета Кыргызской Республики в сфере государственного управления в высших эшелонах власти так и не сформировалось устойчивое понимание государственной политики. И не только в градостроительстве! Просто в видении перспектив целей и задач в сфере развития и обустройства территории это положение стало катастрофичным.
Государство, неоднократно меняя статус и функциональные качества уполномоченного государственного органа по архитектуре и строительству от министерства, комитета, агентства, комиссии, инспекции до развития регионов и жилищно-коммунального хозяйства, очевидно, не имеет и сейчас четкого мировоззрения в вопросах управления формированием среды жизнедеятельности населения.
За эти годы потерян авторитет профессии архитектора-градостроителя. Все это результат девальвации государственной политики, а соответственно и градостроительной документации, превалирование трущобного характера застройки Бишкека, сомнительной трансформации земель, ухудшения качества и безопасности среды обитания, а стало быть, и роста социальной напряженности. Государствообразующие ресурсы страны оказались под колпаком партоклановой структуры страны.
Но наводить порядок надо. И начать необходимо с градостроительного кодекса — это законодательный документ, регламентирующий государствообразующие ресурсы в градостроительном аспекте. Он не просто устанавливает правила игры (порядок), но и преследует главную цель: очертить госполитику по формированию функционально устойчивой, экологически сбалансированной и эстетически осмысленной среды жизнедеятельности. Достижение ее реализуется на основе градостроительной документации в масштабе всего государства, начиная от Генеральной схемы градостроительного развития территории государства и заканчивая проектами детальных планировок среды жизнедеятельности населенных пунктов.
Конечно, Градостроительный кодекс должен содержать только факторы первостепенного (общегосударственного) порядка. Его не следует перегружать требованиями второго порядка, такими как проектирование и строительство, сертифицирование и экспертирование, строительные материалы, специалисты и т.д. Для этого должен быть создан свой строительный кодекс.
Разработка градостроительной документации — это не проектирование, а территориальное планирование, руководящий документ для органов власти всех уровней по градостроительному развитию собственной территории. Это прежде всего генеральная схема расселения, природопользования и размещения производительных сил Кыргызстана и т.д. Без такого ориентира мы не знаем, что будет с государствообразующими ресурсами через 30, 50 лет, хватит ли нам ресурсов сейсмически пригодной территории для надела новым гражданам страны или обеспечения сельхозпроизводства, да и в целом для развития Кыргызстана…
Согласно Закону КР «О государственных закупках», для разработки градостроительной документации всех уровней стоимостью более 500 тыс. сомов необходимо проведение тендера. Цель его — в определении минимальной цены разработки градостроительной документации и привлечении широкого круга исполнителей. Но тут возникает вопрос. Каковы будут эффективность и качество государственной политики, реализуемой на основе такой градостроительной документации, разработанной за минимальную стоимость, обусловленную демпингом цен? Какой уважающий себя специалист будет напрягаться и «выносить себе мозг» за копеечное вознаграждение? Вопросы абсурдны! Но таковы требования антимонопольного ведомства Кыргызстана сегодня, такова нынешняя госполитика…
Бесспорно, градостроительная документация — руководящий циркуляр власти и архитектуры по территориальному планированию — должна разрабатываться специализированным государственным проектным институтом. Но не на условиях тендера, а по государственным расценкам. Градостроительная документация не является объектом инвестиции! Она не преследует цели извлечения прибыли! Не может государственная политика по формированию среды обитания социума быть предметом торга и зависеть от условий тендера. Достижение надлежащего качества на основе применения норм Закона «О госзакупках» здесь является абсолютным, но, увы, столь же устойчивым заблуждением!
Эти требования никак не способствуют созданию действительно квалифицированных дееспособных коллективов градостроительного профиля, способных решать задачи государственного значения. Не говоря уже о том, что такие нормы ведут к дискредитации профессии архитектора-градостроителя (ведь заказчик сам себе архитектор), дезорганизации процесса развития и обустройства территорий.
Вот вам иллюстрация. На побережье озера Иссык-Куль в последние годы укрепилась практика застройки территории отдыха коттеджами. Вначале заказчик продает эти строения, потом продает под них земельные участки, и в конечном итоге территория из объекта отдыха превращается в обыкновенное сельское поселение со всеми нуждами в социальной (детсады и школы) и инженерной инфраструктуре. И это теперь громадная и неподъемная головная боль местной администрации. Коттеджи, как и вся территория объекта отдыха, теряют при этом свое целевое значение, налоговую базу для страны и в перспективе превращаются в серьезный очаг социального напряжения. И происходит это не без ведома уполномоченных органов власти…

Юсуф ТАГИРОВ,
доцент кафедры архитектуры КГУСТА,
член Союза архитекторов КР.

 

 






Добавить комментарий