Main Menu

Письма из 40-х: «Желаю вам всего крашего…»

«Об одном прошу тех, кто переживет это время, не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых, терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя, за вас».

Юлиус Фучик.

1

Украина разделена.  Бандеровцы уничтожают память о Великой Отечественной войне, пытаясь доказать, что были правы они, прислуживая гитлеровцам. Другая часть страны восстала против  чудовищной лжи  и грудью защищает свою историю и великий подвиг, совершенный отцами. Политрук Алексей Тихонович с типичной украинской фамилией  Шевченко  родился в украинской деревне с красноречивым названием Домоткань, возмужал в Казахстане,  похоронен в России. Биография тоже показательная для советского человека, для которого вся большая страна была Родиной. Алексей Тихонович не сомневался в том, что война справедливая и Победа необходима.  Светлая память ему и всем, кто ее для нас завоевал!

Предыстория

О своем дяде (муже маминой сестры), три долгих года сражавшемся с фашизмом и умершем через пятнадцать лет после войны от последствий полученного в висок тяжелого ранения, бишкекчанка Нина Александровна Величко рассказала нам в общих чертах  год назад, обещав принести в редакцию сохранившиеся документы и написать о ветеране более подробно. Однако последующие месяцы в ее семье выдались нелегкие, поэтому она смогла осуществить задуманное  только сейчас. Подстегнули события на Украине. Все публикуемые сегодня фотографии и документы предоставлены Ниной Александровной. После смерти Алексея Тихоновича его жена Анна Устиновна прожила еще  30 лет. А не стало его в 1958-м. Холмик над его могилой вырос в городе Каменске Ростовской области России, сама Анна Устиновна покоится в земле Кыргызстана. Это объясняет, как попали документы к Нине Александровне. До последнего своего дыхания  Анна Устиновна — «Нюра, дорогая супруга Анна», как  нежно называл  ее в письмах с фронта супруг, — хранила документы, а умирая, передала  племяннице. С тех пор прошло еще почти 30 лет.
…Сколько лет  живут бумаги? Сто лет,  тысячу, вечность? Опытнейший архивист высочайшего класса, Нина Александровна сумела их хорошо сохранить, но фронтовые письма, выведенные карандашом, читаются  уже с большим трудом, о некоторых словах приходится догадываться.  Мы разложили бумаги на столе в хронологическом порядке. И бумаги заговорили — пусть скупо, но каждая деталь этой информации бесценна, потому что свидетельствует о минутах жизни одного из миллионов воинов, сражавшихся против порабощения фашизмом.

1Алексей Тихонович родился в 1908 г. в селе Домоткань Верхне-Днепровского района. В 20-е годы прошлого века в городах и селах Украины свирепствовали голод, разруха, и семья Шевченко, как и многие другие, перебралась в Петропавловский уезд Акмолинской губернии (нынешняя Акмолинская область Казахстана). Отсюда в 1930 г. Алексея призвали в ряды Красной Армии. К тому времени за его спиной были пять классов начальной школы, он успел освоить  трактор,  а также повстречать свою любимую Нюру — Анну Петренко — и жениться на ней. Свидетельство об их браке, выданное «образцовым волостным исполнительным комитетом Петропавловского уезда Акмолинской губернии К.С.С.Р.Ф.»,  уже поистрепалось, истончилось и стало мягкое, как тряпица, но по-прежнему передает всю значимость и торжественность момента. Неизвестный делопроизводитель, красиво и сложно расписавшийся под документом, также старательно, фиолетовыми чернилами вывел имена молодоженов и заключил, что с  того момента носить им обоим фамилию «Шевченковы». Красивая и одухотворенная  была пара, о чем говорит снимок, сделанный в первые годы семейной жизни: он — в буденовке, она — с модной в те времена короткой стрижкой.
…После окончания срочной службы Алексея волею судьбы направили учиться на его  родину — в  Днепропетровское пехотное училище. После завершения, через год, —  в Харьковское военное училище политруков. И уже в звании политрука он получил назначение на должность военкома Каменского района Ростовской области. Военную работу полный сил офицер успешно сочетал с общественной. Посвидка (удостоверение на украинском  языке) говорит о том, что он был избран депутатом Царичанской районной рады Днепропетровской области. Избирался и депутатом Верховного Совета Украины от Днепропетровской области. Военкомом Алексей работал три года. В начале войны его как кадрового офицера призвали в действующую армию. Воевал в составе 1-го Украинского фронта, в   509-й части.
…В романах, повестях, рассказах чаще всего пишут о героических подвигах летчиков, танкистов, артиллеристов, моряков, но очень мало информации о пехотинцах. Комиссар полка майор Шевченко поднимал  в бой пехоту. Письма  с фронта шли редко и с большим опозданием. Типографии, выпускавшие почтовые карточки для солдатских весточек, как могли, поднимали дух народа. На лицевой стороне присланных Алексеем писем с обязательным штампом «Просмотрено военной цензурой» улыбаются, подняв в приветствии руки, пехотинец, танкист и летчик. За их спинами — боевая красная звезда с изображением серпа и молота. На другой карточке — цитата Ленина: «Чтобы победить, нужна величайшая борьба, нужна железная, военная дисциплина». И здесь же призыв: «Воины Красной Армии! Постоим за Родину, как стояли Суворов, Кутузов, Александр Невский». На самом видном месте: «Смерть фашистским оккупантам!» — главная цель, на достижение которой направил все силы народ.

 

Здравствуйте, дорогая жена Анна Устиновна и мамаша! Передаю вам свой пламенный горячий привет и крепко-крепко целую вас. Затем сообщаю вам, что жив-здоров, чего и вам желаю. …Обо мне не беспокойтесь. Я такой, какой был, такой и есть. Правда, с кем встречаемся из знакомых, то говорят, что постарел очень, но я даже не замечаю. Конечно, перенести пришлось за последнее время очень большие трудности. Но в трудностях мы выросли и к ним привыкли, так что они нам не страшны. Желаю вам всего крашего и скорее встретиться. До свидания.

9.4.43 г.

* * *


Здравствуйте, дорогая супруга Анна и мама!
Шлю вам свой боевой горячий привет и крепкий поцелуй. … Сейчас высылаю  фотокарточку, хотя плохую, потому что не …(неразборчиво — ред.), а полевая. Думаю, что вы не обидитесь и за такую. Состояние здоровья улучшилось, в настоящее время нормальное. Пока все еще нахожусь в тылу. Учеба очень напряженная. Скоро уйдем на передовую, потому что уже подучились и отдохнули со своими орлами. Готовы нанести сокрушительный удар.  Остаюсь жив-здоров, чего и вам желаю. До полной победы в новой послевоенной жизни»

5.7 43 г.

 

О себе Алексей писал очень скупо. О ранениях — между делом, о подвигах — ни слова. Поэтому сейчас ничего не известно о том, за что он был награжден сначала медалью «За боевые заслуги», а потом орденом Красной Звезды, который был  одной из высших советских воинских наград и носился на правой стороне груди после ордена Отечественной войны II степени. Прислал одну-единственную фотокарточку: обведенные черными кругами глаза,  воспаленные от постоянного недосыпания. По ней  видно, как изменился выпускник Харьковского военного училища. «…С  кем встречаемся из знакомых, то говорят, что постарел очень, но я даже не замечаю» — это, видимо, к той  фотографии относятся слова Алексея из письма.
4«Письма не пишите, пока не пришлю новый адрес, ожидайте. А пока что набираюсь сил для дальнейшего сражения», — сообщил он 6 августа 1942 г. Это было после первого ранения. 2Затем майора направили в Пензу, в пехотинское училище, для набора и подготовки нового пополнения. «Были очень большие трудности, — получили  несколько строк из Пензы мать и жена, — но  в трудностях мы выросли и к ним привыкли, так  что они нам не страшны. Находимся в тылу (на учебе), скоро уйдем на передовую, потому что уже подучились и отдохнули со своими орлами. Готовы нанести сокрушительный удар». И в конце: «До полной победы в новой послевоенной жизни». Это была последняя весточка перед отправкой на передовую вместе с «орлами» — курсантами.

В начале сентября 1943 г. Алексей получил тяжелое ранение осколком в левый висок. Долгие месяцы находился безвестным в госпитале — не мог вспомнить свою  фамилию, родных. Когда вспомнил,  сотрудники госпиталя написали домой — Анне Устиновне, которая к тому времени была  эвакуирована в Узбекистан. В конце января 1944 г. майор, как всегда, лаконично сообщил родным: «Дорогая Нюра! И мама. …Нахожусь в настоящее время в госпитале на излечении после ранения».
Он так и не смог после этого поправиться.  Выписали его  в День Красной Армии — 23 февраля 1944 г. Врачебная комиссия эвакогоспиталя № 1648 напишет в справке: «…Разговаривает неразборчиво, говорить может отдельные слова. Способность к письму  утрачена». Анна Устиновна нашла его и увезла в Нарпайский район Самаркандской области, где  еще находилась в эвакуации. С 1 марта финансовое отделение Самаркандского областного военкомата Народного комиссариата обороны СССР назначило Алексею Тихоновичу как инвалиду Великой      Отечественной войны пенсию в размере 488 рублей.
…До конца войны оставалось еще больше года. В июне 1944-го Анна Устиновна вместе  с мужем села  на станции Зирабулак на поезд и увезла его  в Каменск, где они жили до нападения гитлеровцев. Свободное передвижение по стране было еще запрещено. Сохранившийся пропуск  Нарпайского отделения НКВД УзССР за № 58071 удостоверяет, что супругам Шевченко вместе с матерью Христиной Павловной «разрешается проезд от ст. Зирабулак до г. Каменска на место жительства».
Победу Алексей Тихонович встретил в постели. Благодаря хорошему  уходу  жены он смог прожить еще четырнадцать лет. Был не мертвым, но и не совсем живым, постепенно  уходя из жизни. Жаль, что дети у них  так и не родились.
После похорон мужа Анна  Устиновна переехала во Фрунзе к своей сестре и прожила здесь до самой кончины в 1989 г. в возрасте 84 лет.
Мы не случайно привели эпиграфом слова Юлиуса Фучика. В мае-июне 1930 г. известный пражский журналист коммунист Фучик приезжал во главе делегации чехословацких рабочих  в Киргизскую ССР, чтобы познакомиться с достижениями молодой советской республики. Во Фрунзе  они встретились с земляками, которые успешно трудились  в составе кооператива «Интергельпо». Юлиус  был вдохновлен увиденным  и мечтал построить такую же свободную, целеустремленную Чехословакию. …В 1943 г. его зверски замучили в застенках фашистского гестапо. Перед смертью он написал:  «Я хотел, чтобы товарищи, которые погибли, честно и мужественно сражаясь на воле или в тюрьме,  не были забыты, не ради славы, а как пример другим, ибо обязанность быть человеком не кончается с этой борьбой, она и в дальнейшем потребует от человека героического сердца, пока все люди не станут настоящими людьми».

Нина ВЕЛИЧКО,
Кифаят АСКЕРОВА.
Фото Кифаят АСКЕРОВОЙ.

От редакции. 
Мы благодарим Нину Александровну Величко.  Ровно год назад ее усилиями в нашей газете была опубликована хроника эвакогоспиталя № 4178, который в годы войны находился во  Фрунзе. Нина Александровна, в руки которой случайно попал его архив, сберегла  документы, тщательно изучила их, систематизировала, составила опись и отправила  в Военно-медицинский музей Вооруженных сил в Ленинграде. К нам в редакцию принесла  вторые экземпляры документов эвакогоспиталя, надеясь, что публикация   поможет хоть кому-то выйти на след  пропавших без вести в годы войны солдат.






Добавить комментарий