Main Menu

Молодые лидеры Алая

 Для начала приведем несколько, на наш взгляд, впечатляющих цифр. Сегодня дети представляют одну треть населения всего мира. В Кыргызстане молодежь (люди от 14 до 28 лет) составляет 32% всего населения. Две трети их проживают в сельской местности. Численность учащихся молодых граждан в республике достигла 35%, из которых более одного миллиона человек посещает свыше 2 200 общеобразовательных школ. 

8Однако около 20% не учатся и не заняты в трудовой деятельности. Именно поэтому стимулирование активности молодежи, создание условий для самостоятельного решения стоящих перед ней проблем путем обеспечения ее прав и свобод, поддержки прогрессивных молодежных инициатив являются одной из приоритетных задач Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы. А одним из ключевых  направлений в реформировании отечественной системы образования  определено создание безопасной, толерантной и поликультурной образовательной среды в каждой школе. Вместе с этим планируется также совершенствование методики преподавания основ правовой культуры и курса по правам человека.

Принимая во внимание обозначенные приоритеты, Программа поддержки развития  горных сообществ Кыргызстана (MSDSP KG), инициатива Фонда Ага Хана,  продвигают в нашей стране новые проекты, направленные на поддержку тех, кому от 14 до 18 лет. С 2007 года  в ее формате организовано 60 школьных комитетов здоровья (ШКЗ), функционирующих в отдаленных горных районах Ошской области. Тренеры и эксперты программы обучили членов ШКЗ соблюдению правил здравоохранения, гигиены и санитарии. Время показало, что опыт работы с ШКЗ стал успешным в пропаганде здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных школ и их сообществ.

Учитывая программный опыт, а также извлеченные уроки, MSDSP KG разработала проект укрепления школьных парламентов и с 2011 года занимается его реализацией при поддержке Европейского союза и Фонда Ага Хана. Его реализация стартовала 1 мая 2011 года, охвачены учащиеся 177 школ в пяти целевых районах. Его общий бюджет составляет 528, 607 евро. Он нацелен на повышение потенциала детей таким образом, чтобы они могли осознавать и анализировать вопросы, связанные с их правами и благополучием, а также понимать сегодняшние проблемы и находить возможности их преодоления. В рамках проекта школьные парламенты поддерживаются в качестве эффективной структуры школьного самоуправления и важного инструмента развития молодых лидеров.

3Основная его идея состоит в создании условий для расширения возможностей ребят  в горных регионах КР и обеспечения ведущей роли в  развитии своем и своих сообществ. А осуществляется это через эффективное их участие в принятии решений на местном и региональном уровнях. Ведь школьный парламент и есть место, где юные учатся их принимать, разрабатывать платформы и проекты, проводить конструктивные дебаты по актуальным вопросам,  общаться  и работать в команде, управлять, строить планы и выполнять их. Молодежь — это еще и немаловажная часть сообщества, с которой должны сотрудничать практически все, начиная от простых жителей и заканчивая бизнесменами и госструктурами. За три  года в рамках проекта проведена работа в 177 школах с общим охватом 62 тысяч детей в Нарынском, Ат-Башинском районах Нарынской области и Алайском, Чон-Алайском и Кара-Кульджинском районах Ошской области.

2Двадцать школьных команд оснащены всем необходимым компьютерным оборудованием для кабинета школьного парламента, для них разработаны и распространены материалы о правах детей и парламентаризме, тренерском искусстве, социальном партнерстве, а также проектной деятельности. Кроме того, проведены встречи с участием не только школьников, но и представителей местных властей, родителей и школьной администрации. Состоялись 4 форума школьных парламентов, разработано и издано руководство по школьному самоуправлению. Проведены обменные визиты для 40 учеников Нарынской и Ошской областей, а также сняты видеофильмы «Менин, сенин жана биздин — мектеп парламентибиз» и «Мектеп парламентинин ишмердуулу».

К важным итогам деятельности проекта можно отнести и подписание трехстороннего меморандума о взаимном сотрудничестве между Министерством образования и науки КР, Фондом поддержки образовательных инициатив (ФПОИ) и MSFSP KG. Определено 20 ресурсных школ и школьных команд, куда вошли 140 человек. В формате проекта также подписано соглашение о сотрудничестве между пятью айыл окмоту и MSDSP KG.

4Перед тем как запустить проект, его специалисты провели ряд мероприятий, одним из них был опрос на знание детьми прав ребенка. Опрос показал, что только 4 % опрошенных учеников успешно прошли тест. Большинство же их считают, что они недостаточно знают свои права, а вот многие учителя думают, что знания детей достаточны. Проверили на осведомленность о правах ребенка и взрослых. Оказалось, что большинство педагогов и родителей не считают право ребенка на участие и в принятии решений важным, и только 30 % опрошенных учителей сами проходили подготовку по правам ребенка за время работы в качестве преподавателя.

Опрос определил и основные факторы, препятствующие детскому участию в принятии решений. Это отсутствие потенциала, опыта и навыков  у  ребят, их собственная низкая самооценка и слабая уверенность в своих силах, дискриминация и отсутствие поддержки со стороны взрослых. Исследованы и вопросы детских инициатив и социального партнерства. Выяснилось, что большинство «детских инициатив» фактически исходили от взрослых, а предложенные учениками носили развлекательный и образовательный характер. Социальное же партнерство ограничено уровнем школы и семьи, нет документальной информации, подтверждающей предложения детей на школьном, местном или областном уровнях; местные органы власти ею просто не владеют. Что касается детского участия в принятии решений, то опрос показал, что на региональном и национальном уровнях оно недостаточно. Дети также способны видеть проблемы сообщества и предлагать эффективные решения, однако их мнение часто игнорируется. Изучили разработчики проекта и роль ученического самоуправления. Исследования подтвердили факт того, что существующие его структуры заняты прежде всего в организации образовательных, развлекательных и административных (уборки и субботники) школьных мероприятий, но не участвуют в решении проблем детского благополучия и развития сообществ. Акции, реализуемые ими в сотрудничестве с местными органами власти, как правило, инициированы различными организациями гражданского сектора.

5 Как же обстоят дела теперь, когда реализация проекта завершается, какова эффективность работы школьных парламентов?  Программа поддержки развития горных сообществ Кыргызстана провела для журналистов пресс-тур. Мы побывали в ряде школ Чон-Алайского и Алайского районов Ошской области. Как рассказал в беседе с нами специалист проекта «Школьный парламент» по Чон-Алайскому району Абдылда Темирбердиев, из 17 школ района две выбраны как ресурсные центры, остальным придан статус класерных школ. На базе ресурсных обучили четырех тренеров из числа школьников и двух педагогов, а потом уже те в свою очередь вели обучение ребят в кластерных. Тренинги шли по санитарии и гигиене, правам ребенка, социальному партнерству, проектной деятельности. Как правило, в состав школьного парламента входят учащиеся, начиная с 5-го класса.

6Поближе удалось познакомиться с работой школьного парламента средней школы имени Саита  Алайчи уулу в селе Доорот-Коргон. В ней 800 учащихся, 30 класс-комплектов, 70 учителей, педагогическими кадрами она полностью укомплектована. Учатся дети в две смены. Наш приезд совпал как раз с заседанием такого органа, на которое пригласили и депутатов местного айыл окмоту. Члены школьного самоуправления старшеклассники Бексултан Абдибаитов и Умутаит Абдималикова отчитались о поездке в Бишкек в составе делегации юных парламентариев района, где они провели день в профильном комитете Жогорку Кенеша по образованию, науке и культуре. Ученики встретились с его главой и замом К.Осмоналиевым и Р.Акназаровой, которые организовали для учащихся экскурсию по ЖК, рассказали ребятам о его работе, познакомили их с деятельностью своего комитета. Школьные же парламентарии провели для взрослых презентацию собственной деятельности, рассказали нардепам о поездке в Нарын на выездное заседание всех школьных парламентов-участников проекта, где их члены обменялись опытом работы. Наше знакомство продолжилось в кабинете школьного парламента, где планами работы с прессой поделилась его президент Барабия Нурисламова. Парламентарии вступили с инициативой проведения районных школьных спартакиад,  ведь раньше такие организовывались только в масштабах школы. Район в административном плане молодой, и подобной практики школьных спортивных стартов просто не было.

1Как сообщила нам менеджер проекта «Школьный парламент» Алия Буркетова, в его рамках  выделено для финансирования различных детских инициатив 42 мини-гранта на общую сумму свыше 3 млн. сомов. Один из таких помог школьникам небольшого предгорного села Кулчу Чон-Алайского района осуществить их давнюю мечту — приобрести музыкальные инструменты для фольклорного ансамбля учащихся и педагогов. Школа в селе малокомплектная,  в ней всего 115 учеников, обучаются дети с 1-й по 9-й класс. Не секрет, что достаточного внимания ее нуждам не уделялось. И вот с помощью проекта  на выделенный Евросоюзом мини-грант закуплены музыкальные инструменты — гитары, комузы, аккордеон, микрофоны, пошиты концертные костюмы. Дети и педагоги ригласили нас на свой концерт, где исполнили веселую музыкальную композицию. С концертами ученический и учительский ансамбли побывали уже в ряде сел своего района, творческий дар школьников и педагогов по достоинству оценен,  и у них уже есть много предложений на дальнейшие  выступления.

7В Гульче участники пресс-тура попали прямо на ежеквартальную встречу школьных парламентариев Алайского района, которая состоялась в актовом зале школы-гимназии имени Т.Отунчиева.  Из выступлений учеников, прозвучавших во время встречи, весьма заинтересовала речь выпускника как раз  этой гимназии Алисбека Джаркимбаева, который рассказал об осуществлении двух собственных проектов. Первый из них касался создания в школе географической площадки, которую помогают оснастить всем необходимым оборудованием  сотрудники метеорологической станции, расположенной неподалеку от райцентра. Скоро здесь к установленным ранее приборам добавятся еще осадкомер и дождемер, и тогда предсказания предстоящих изменений климата будет выдавать сельчанам школьное бюро прогнозов.

А к написанию второго проекта Алисбека подтолкнул как раз местный холодный климат, из-за которого в Гульче овощи вырастить в огородах непросто. Нужно для этого создавать особые условия. Вот старшеклассник и придумал проект создания школьной теплицы. Агрозадумку ученика одобрили менеджеры проекта  «Школьный парламент», и на его реализацию Фонд Ага Хана выделил 90 тысяч сомов. В парнике высадили редис, огурцы, помидоры и зелень, урожай уже принес доход. В этом году Джаркимбаев покидает школу, собирается учиться на архитектора в Томском политехническом университете. Но дело его есть кому продолжать, инициативных и креативных парней и девушек в школе-гимназии, по словам ее директора Мухаммеда Асанова, хватает. В ней обучаются 1 200 учеников, учащиеся 39 классов углубленно изучают  русский, английский языки и математику, есть в школе и свой балетный кружок, который ведет педагог-хореограф, что, согласитесь, для школы в сельской глубинке — явление пока редкое.

Проекты, инициированные учащимися в  школах Алайского района, приносят учебным заведениям конкретную помощь. Это подтвердило наше знакомство с сельской школой-интернатом имени Абдыразака Кадырмаат уулу. На гранты проекта «Школьный парламент» тут по инициативе самих ребят открыт швейный цех, комнаты по ремонту обуви и парикмахерского дела, для которых  закуплено необходимые оборудование и станки. Девочки шьют женские платья и костюмы, национальную одежду, свадебные женские наряды. Парни ремонтируют обувь  своих же сверстников, а двое школьников уже стригут воспитанников интерната и делают прически девочкам. В школе-интернате 300 учащихся, а 47 воспитанников живут тут же в интернате, это дети-сироты, ребята из уязвимых семей. Все школьные проекты, как сообщили нам сотрудники  Фонда Ага Хана, в Алайском районе доходоприносящие. В районе есть школы, где имеются даже фотопринтеры, и школьные фотографы уже оказывают необходимые услуги населению отдаленного района.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий