Main Menu

ВОЛШЕБНЫЕ МЕЛОДИИ ЭКРАНА

75 лет назад, в 1939 году, во Фрунзе начал работу корпункт Центральноазиатского (Ташкентского) отделения «Союзкинохроники», что стало точкой отсчета “кыргызского киночуда». За короткий срок наш кинематограф стал выдающимся явлением мирового киноискусства. Через два десятилетия, в 1959 году, на экраны вышли первый фильм-портрет великого народного акына «Токтогул», 150-летие которого отмечает сегодня весь тюркский мир, и уникальный фильм-балет «Чолпон — утренняя звезда», который знаменовал собой расцвет современного искусства Кыргызстана. 

1Этот взлет предопределен всем опытом национальной художественной традиции, и с самых первых шагов отечественного кинематографа неизменной его спутницей была музыка.

Однако мы так привыкли к музыке на экране, что не всегда отдаем себе отчет, зачем она нужна. И является ли композитор полноправным автором фильма наряду с другими его создателями? Ответом на эти вопросы может стать только тот фильм, который действительно «задевает» зрителя благодаря системе органично спаянных в одно целое элементов — драматургии, режиссуры, актерской игры, операторских находок и, конечно, музыки. После встречи с фильмом зрители уносят с собой его песню, такую, например, как шедевр бардовского жанра «Кино, кино…» Эрнеста Абдыжапарова.

 

Юность

История киномузыки началась еще в эпоху “великого немого”. Но фильмы без звука, даже снятые Чаплином и Эйзенштейном — «это серое движение теней, безмолвных и бесшумных», писал М. Горький. Поэтому кадры обычно сопровождались игрой пианиста-импровизатора. С появлением звука в кино перед композиторами открылись не только новые возможности, но и трудности творческого порядка. Постепенно складывались законы музыкальной драматургии, рождались знаменитые мелодии.

Свой вклад в развитие диалога музыки и кино за его более чем 70-летнюю историю внесли  ведущие композиторы Кыргызстана и многих других стран.

Этапное значение имела снятая совместно с «Мосфильмом» первая полнометражная игровая кинокартина «Салтанат» режиссера В. Пронина с музыкой  маститого А. Хачатуряна (1955). В рамках строго отмеренных кадров великому композитору, автору балетов и симфоний, музыки к фильмам «Отелло», «Секретная миссия», «Адмирал Ушаков» приходилось разумно ограничивать свой творческий темперамент, поэтому он оставил для молодых авторов несколько полезных практических советов.

Арам Хачатурян: «В кино мы обязаны выразить самые сложные мысли и чувства в строго определенный секундомером и большей частью довольно жесткий срок».

Фильм «Трудная переправа» М. Убукеева выдержан в суровой тональности античной трагедии. Эта стилистика компенсируется музыкой В. Кончакова большой эмоциональной силы, таким образом, музыкальной фонограмме отводится далеко не прикладная роль. В картине Т. Океева «Небо нашего детства» — фильме-раздумье о необратимости вторжения нового в традиции предков — величественная и суровая тема гор характеризует и старшее поколение. Слушая музыку Таштана Эрматова, вспоминаешь симфонизм Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, К. Караева в советском кино. Старый беркут, которому Бакай, покидая жайлоо, дарит свободу, с трудом летит вслед за хозяином… Эта пронзительная музыка повторена и в эпизоде прощания Бакая с сыном, который направляется в город, ее продолжает тема печального кошока «Карагул ботом» в варианте акына Ашыралы Айталиева.

Таштан Эрматов: «Для меня при создании киномузыки изображение играет ведущую роль. Возникает нечто вроде соревнования…»

В фильме «Поклонись огню» Т. Океева жизнерадостной мелодии Уркуи противостоит гротескная тема ее классовых врагов. Однако гениальная игра Таттыбюбю Турсунбаевой, Сабиры Кумушалиевой, Муратбека Рыскулова и музыка Таштана Эрматова переосмысляют драму о противостоянии не людей, не социальных систем, а целых эпох. Поэтому в трагической финальной сцене тема Уркуи звучит как послание в будущее.

Толомуш Океев: «В идеале фильм должен захватывать зрителя, атакуя его с самых разных флангов и самыми разнообразными средствами. Уже с зарождения замысла у меня, как правило, возникают музыкальные ассоциации. И когда снимаешь, это ощущение не проходит, а обостряется».

В камерной драме «Зеница ока» Г. Базарова Калый Молдобасанов подарил Эркину, замечательно сыгранному Болотом Бейшеналиевым, волшебную мелодию, которая позже легла в основу фантазии-импровизации «Раздумье» для фортепиано и «Легенды» для симфонического оркестра. Таким образом, некоторые страницы творчества выдающегося композитора и дирижера обязаны своим рождением именно кинематографу.

 

Зрелость

В 1978 году по инициативе Союза кинематографистов Кыргызстана состоялась дискуссия на тему «Музыка и  кино». Эта область творчества пополнилась новыми жанрами — телевизионным и мультипликационным, на «Кыргызфильме» учреждена должность музыкального редактора, в кино пришло новое поколение композиторов — Эсенгул Жумабаев, Жылдыз Малдыбаева… Документалисты создали большую серию творческих портретов, среди них великий манасчы С. Каралаев, акын Э. Турсуналиев, композиторы А. Малдыбаев, К. Молдобасанов и Н. Давлесов, дирижер А. Джумахматов, солисты театра оперы и балета Б. Бейшеналиева, Б. Минжилкиев, Ч. Базарбаев, К. Сартбаева, А. Токомбаева, Д. Жалгасынова и др.

Тем временем в остросюжетных фильмах «Волчья яма» Б. Шамшиева и «Провинциальный роман» М. Убукеева музыка В. Лебедева и А. Журбина, известных по таким фильмам, как «Шерлок Холмс» и «Гардемарины», включается в детективную фабулу, ведет зрителя по «лабиринту» сюжета.

Беспрецедентный для кыргызского кино двухсерийный блокбастер «Потомок Белого барса» снят Т. Океевым по мотивам эпоса «Кожожаш». Перед композитором-дебютантом Муратбеком Бегалиевым, приглашенным на фильм маститым режиссером, стояла задача передать сложный строй эпического повествования, образы множества действующих лиц. Ему удалось создать цельное музыкальное полотно и в то же время сохранить динамизм, свойственный современному прочтению эпоса.

Не претендуя на историческую конкретность, «Миражи любви» Т. Океева воссоздают дух восточного Ренессанса через судьбы безымянных художников, зодчих и музыкантов. Постановочному размаху отвечает щедрое обилие музыки — для фильма написано 46 номеров. Узбекский композитор Р. Вильданов много лет успешно сотрудничал с кыргызским кино, «Миражи любви» — его крупнейшая и, как оказалось, последняя работа на «Кыргызфильме».

 

Наследие

Важное место в нашем кино занимает традиционное наследие кыргызского народа — песни, кїї, акынские жанры, великий эпос. Строки героического «Манаса» впервые прозвучали в документальной картине «На высокой земле» режиссера Марианны Варейкис в 1941 году. Авторы фильма «Манасчы» о сказителе Саякбае Каралаеве сценарист К. Омуркулов, режиссер Б. Шамшиев создали фильм-размышление о значении эпической культуры, и подчеркнуть этот ракурс помогла музыка М. Марутаева.

В одном из эпизодов «Материнского поля» режиссера Г. Базарова Толгонай берет в руки темир-комуз:

«Это сразу делает ее какой-то очень понятной своему зрителю, — рассказывала народная артистка СССР Б. Кыдыкеева. — И к тому же здесь та естественность, к которой я все время стремилась и которую искала».

Непревзойденному С. Чокморову удалось соединить в своих ролях документальность, романтику и эпос, пожалуй, в этом и заключается секрет “кыргызского чуда», одним из творцов которого является Болот Шамшиев, режиссер фильма «Алые маки Иссык-Куля». Образ пограничника открывается для зрителя иной гранью, когда Карабалта — Чокморов поет «Темир тас» казахского акына Биржан-сала.

…По последней воле усопшего к нему пригласили кошокчу. Но, узнав в нем виновника несчастий, обрушившихся на нее в сталинские годы, плакальщица впервые не находит слов… Призвание героини фильма  «Кошокчу» режиссера А. Суюндукова — нести людям свой редкий дар. Актрисы Ш. Касмалиева (героиня в юности) и М. Далбаева (в зрелости) талантливо сыграли судьбу целого поколения.

Мелодии в исполнении мастера-мультиинструменталиста Нурланбека Нышанова несут в «Бешкемпире» Актана А. Кубата  необычную смысловую нагрузку: «Я не снимал, а словно вспоминал свой фильм», — сказал режиссер автору этих строк. Так из генетической памяти прорастают музыкальные символы кочевья.

 

Айтматов

В начале 60-х годов кыргызское кино обратилось к творчеству Ч. Айтматова, однако не всегда поискам экранного эквивалента его прозы сопутствовала удача. Так, фильм «Перевал» А. Сахарова, снятый в 1961 году, стал лишь серией иллюстраций к сюжетным коллизиям повести «Тополек мой в красной косынке», в которых утрачена пронзительная лирическая интонация. Музыка Ю. Левитина тоже осталась «на поверхности», хотя и обильно снабжает видеоряд.

В повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз» немало «звучащих» строк, отражающих психологию героев: «Встречный ветер нес с собой звенящее звучание степного простора и весенней чистоты». Поэтому в фильме «Зной» Л. Шепитько детально продумана звуковая палитра Романа Леденева. Фильм «Красное яблоко» поставлен Т. Океевым по одноименному рассказу Ч. Айтматова также в манере психологической новеллы, наряду с музыкой Шандора Каллоша в него включены образцы классического искусства.

К работе над картиной «Белый пароход» режиссером Б. Шамшиевым был приглашен Альфред Шнитке. Киномузыка этого выдающегося композитора обладает эффектом первозданности: персонажи фильма помещены в «оправу» живой, одушевленной природы, и музыка включена в мир реальных звуков, кроме того, она предвещает события на экране, комментирует их или наполняет новым содержанием. С первых титров она помогает ощутить философскую глубину картины. Тема Мальчика (Нургазы Сыдыгалиев), близкая поначалу жанру арман, многолика в своем развитии — от трепетной пасторали до поп-стиля, лирического гимна и в финале — реквиема по маленькому герою.

Художественно-публицистический фильм «Айланпа — Мир на кругах своих» В. Виленского и К. Орозалиева — свободно-ассоциативное повествование, в которое вплетены факты биографии великого писателя. Отражая его поистине огромный музыкальный мир, здесь звучит музыка разных эпох —  от Баха до Шостаковича. В «Восхождении на Фудзияму» Б. Шамшиев также раздвигает заданные пьесой Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова камерные рамки. Автор музыки к «Восхождению…» — белорусский композитор Олег Янченко — расширяет объем экранного кадра до внушительных масштабов, когда сдвигаются тектонические глыбы пространства и времени на рубеже столетий.

Легенда о Раймалы-ага и Бегимай из романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день…» словно создана для музыкального киножанра. Фильм Дооронбека Садырбаева «Махабат дастаны» звучит как песнь о любви. Героям, которых играли А. Эшимбекова и Т. Абдиев, известным автором и исполнителем Тугелбаем Казаковым подарены прекрасные напевы.

Режиссер Бакыт Карагулов нередко  сотрудничает с известным композитором М. Бегалиевым. Его «Буранный полустанок» насыщен глубокими символами: пустые бешики-колыбельки посреди песков Арала; тюндюк, который несет, будто крест, Абуталип… Им отвечает пронзительная по драматичности музыка, прежде всего это возвышенный хорал. К слову, в новелле «Шестеро и седьмой» и эпизоде в музее из романа «Плаха» Айтматов обращается к той же высокой очищающей силе хорового пения. Муратбек Бегалиев написал музыку к более чем двадцати игровым и мультипликационным фильмам, отмеченным на многих международных фестивалях.

 

Гармония

Фильмов комедийного жанра в копилке нашего кино, к сожалению, пока мало. Прежде всего это «Легенда о ледяном сердце» с музыкой Ю. Левитина. Первенец А. Сахарова и Э. Шенгелая занимает достойное место как в фильмографии известных режиссеров, так и в киноискусстве Кыргызстана. Интересно, что «Моя ошибка» — один из первых фильмов в творческой биографии Александра Зацепина, впоследствии автора музыки к фильмам «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев» и др.

По словам продюсера, режиссера и сценариста Садыка Шер-Нияза, идея «Первого кадра» родилась в процессе съемок другого фильма, когда в течение целого дня в силу обстоятельств группе удалось отснять лишь один кадр. Приключения незадачливых киношников сначала кажутся шуткой, затем гротеском и, наконец, выходят к катарсису благодаря песне «Кино, кино…». Дебют удостоен приза международного фестиваля «Новое кино — XXI век» в Новгороде за лучший комедийный сценарий и диплома Иссык-Кульского кинофестиваля стран ШОС за музыку, написанную Э. Абдыжапаровым, в копилке которого, кстати, более 30 песен! Неудивительно, что один из своих фильмов он посвятил будущим музыкантам — студентам консерватории. «До+Фа» тепло принят молодыми зрителями, они узнают на экране своих кумиров: в фильме снялись звезды эстрады Гульнара Тойгонбаева, Бактыгул Бадыева, Мирбек Атабеков и др. Социальная разница между юными героями могла бы стать непреодолимой преградой, если бы не друзья и… музыка, которая помогает им обрести свою любовь.

Иной метод у Актана Арым Кубата: музыка в фильме «Где твой дом, улитка?», написанная композитором и пианистом А. Юртаевым, хрупкая и нежная, как чувство первой любви юных героев картины. В фильме «Селкинчек» режиссер попытался уйти от музыкального сопровождения.

Актан Арым Кубат: «Я склонен к тому, чтобы  звукооператор записал массу шумов и дирижировал ими как музыкой».

В одной статье невозможно, конечно, охватить всю «симфонию» кыргызского кинематографа, но она должна стать, мы уверены, предметом серьезного исследования.

И напоследок: композитор Бакыт Алишеров приоткрыл нам тайну темы Курманджан датки из нового исторического фильма режиссера С. Шер-Нияза, над которым в настоящее время завершается большая и ответственная работа. Задумчивая и экспрессивная, порученная виолончели и кыл кыяку, эта тема свяжет своей суровой нитью этапы экранной жизни Алайской царицы.

Бакыт Алишеров: «Мировая киномузыка не стоит на месте, появляются новые тенденции: несмотря на высокие технологии, усиливается роль оркестра, традиционных инструментов и народного пения. У нас, кроме этого, есть богатая национальная культурная почва, неповторимый природный и музыкальный колорит, есть своя гармония…».

Доверяя музыке как древнейшему языку общения, режиссеры во многом доверяют и таланту музыкантов, композиторов, которые выбирают путь сохранения и развития лучших традиций национального и мирового киноискусства, признающего за музыкой способность обогащать фильм и нести с экрана общественно значимую мысль.

 

Екатерина ЛУЗАНОВА,

кандидат искусствоведения, профессор. 



« (Previous News)



Добавить комментарий