Main Menu

Главный индикатор устойчивости правительства и парламента — это 70 тыйынов за кВт.ч, говорят эксперты новому составу правительства и депутатам

На днях в Бишкеке прошла активная дискуссия, организаторы которой — информагентство «24.kg» —  задали громкую тему «Вместо политического переворота — экономическое чудо? Или плохие времена с исключительно хорошими возможностями». Преамбула, объясняющая выбор темы, напоминает о тревожном факторе — угрозе Евросоюза ввести экономические санкции для России. 

1Но для Центральной Азии, в частности Кыргызстана, этот  невыгодный и не продуманный Европой шаг может обернуться неожиданными дивидендами: изменяется конфигурация внешнего рынка, Россия в большей степени повернется  к Центральной Азии и Китаю.  Для Кыргызстана евросанкции могут стать экономическим катализатором, но что нам нужно делать в этом случае? Могут ли последствия политического кризиса других стран положительно повлиять на наше экономическое развитие? Что нам мешает и что поможет?

В диалоге участвовали Валерий Диль — вице-премьер по экономике и инвестициям, Темир Сариев — министр экономики, Омурбек Текебаев — депутат ЖК, Талайбек Койчуманов — глава Нацсовета по развитию бизнеса и инвестициям, и эксперты Зайнидин  Курманов, Марс Сариев, Бакыт Бакетаев, Игорь  Шестаков. Модерировал обсуждение   известный экономист, аналитик Джумакадыр Акенеев.

Д. Акенеев поздравил членов нового правительства с назначением и переназначением, а О. Текебаева — с возможностью формировать новую коалицию большинства в парламенте: «Мы не должны забывать, что у нас парламентская  республика. Хотим услышать от депутата Текебаева, как депкорпус и коалиция планируют свою работу. Не следует забывать, что в прошлом году в стране отмечен небывалый рост — 10,5 % по сравнению с 2012-м. Динамика роста экономики есть, но в то же время упал курс тенге, рубля, а соответственно и сома. Подорожала некоторая продукция, упали темпы перевозок».

О. Текебаев: «У нас политическая репутация становится  политическим капиталом»

О. Текебаев: Правительство Ж. Сатыбалдиева отправлено в отставку с формулировкой «недоверие премьеру». Это наиболее безболезненный для республики и ее экономики вариант роспуска правительства. Если бы это случилось позже, то последствия для экономики были бы  значительнее. В целом коалиция не имеет особых претензий к работе правительства, а только к деятельности  премьер-министра в качестве  главы Гендирекции по восстановлению  Оша и Джалал-Абада. Парламентское расследование обнаружило очень много нарушений, появились подозрения в отношении Ж. Сатыбалдиева, некоторых других персон.

Но состав правительства в основном сохранился, программа — НСУР до 2017 года — также, программных изменений не ожидается.  Отмечу, что ситуация меняется не только в Кыргызстане, но и вокруг.  События в Украине оказывают влияние на геополитические процессы. Замедлятся они или ускорятся — зависит от воли участников и обстоятельств. Недавно один из новых руководителей  Украины сказал: «Давайте воспользуемся ситуацией и попросим Европу списать наши долги».  Украинским кризисом хотят воспользоваться все — и Европа, и США, и Россия, и Беларусь. Кыргызстан тоже должен извлечь экономические дивиденды из ситуации. Ученые заявляют: центральноазиатские страны могут почувствовать последствия того, что Россия хорошо усвоила технологию дистанционных смен правительства. Впервые мир подозревает, что  Россия, как до нее и Европа, применяет такие шаги. У нас сейчас сложное положение: с одной стороны, мы должны соблюдать нейтралитет, неприкосновенность территории; а с другой — учитывать интересы главных союзников. В первую очередь речь о Таможенном союзе, где Кыргызстан  добивается особых условий для себя, чтобы компенсировать возможные потери от вступления. Идет трудный переговорный процесс. Надеюсь, что наши партнеры проявят понимание к нашей ситуации.  Но, по мнению ряда аналитиков, Россия может не пойти на уступки и применить политику не пряника, а кнута. Вряд ли станет полезно ей самой, нам и  нашему региону. Надо говорить с Россией и о наших трудовых мигрантах, чтобы они без проблем находились  там с кыргызскими паспортами.

 В. Диль: «Экономическое чудо» будем делать сообща!»

В. Диль: Сейчас перед страной стоят главные вопросы: об уровне экономики и о способах достижения  намеченных целей. Отрадно, что сохранился  костяк правительства и легко перейти к работе в новом составе. Что касается экономической ситуации в стране и вокруг, пока последствия экономического кризиса 2008 года ощутимы для нас по  мировым ценам на продовольствие и продукцию горно-металлургического комплекса. Это затрагивает экономику Кыргызстана. НСУР — очень амбициозная программа. Чтобы ее выполнить, мы должны стабилизировать экономику и правовые нормы. В основе стратегии — эволюционные изменения. Но пока люди в регионах страны недостаточно ориентируются в планах властей. Локомотивом экономики может и должна стать горнодобывающая отрасль, но нельзя забывать и об энергетике, ведь у нас отмечен ежегодный прирост потребления до 10  процентов.  Поэтому в первую очередь нужно задуматься о росте генерирующих электроэнергию мощностей в ближайшие  два-три года.  Следует учитывать и то, что страна вступила в период маловодья.

Украина и Россия — два братских государства. Конфликт между ними может серьезно изменить вектор внешнеэкономических связей. А нам предстоит определить приоритеты вступления в ТС, и справедливо  сейчас учитывать изменение вектора России, которая вместе с партнерами заинтересована в расширении  ТС и Единого экономического пространства,  — в результате украинского кризиса она обратила взор на Восток. К примеру, уже идут переговоры с Китаем по крупномасштабным поставкам  российского газа.

Что касается вероятности «экономического чуда» —  народ ждет этого от правительства. Но нужны усилия всех: в части повышения конкурентоспособности наших товаров,  большинство которых пока не соответствует критериям ТС, в части изменения технологий хватит работать по старинке в новых условиях.

Т. Сариев: «Как член правительства, считаю: вступать в ТС надо!»

Министр экономики Т. Сариев:  Может ли произойти «экономическое чудо»? Кыргызстан уже сделал одно — построение парламентаризма. Конечно, есть проблемы, мы переживаем издержки прошлых лет и отсутствие навыков в построении парламентской республики. Но у правительства есть много способов достижения результатов. Какие проблемы стоят перед нами? Во-первых,  укрепление власти, повышение доверия к ней, правительству, чего пока не хватает. В 2010 году мы сделали важный шаг — изменили Конституцию страны, создали систему сдержек и противовесов среди разных ветвей власти.

Во-вторых, в отношении Таможенного  союза  напомню: решение  примут парламент и правительство. Но как  министр правительства считаю: мы должны вступить в ТС с учетом интересов и специфики нашей экономики как части мировой, где все борются за рынки сбыта. Куда идут наши товарные потоки и откуда могут прийти инвестиции? 70-80% всего экспорта (кроме золота) поступает в Россию и Казахстан. Переговоры по присоединению к ТС идут, но  пока остались нерешенными 6 вопросов: о передвижении валютных потоков и валютном контроле, движении товаров и автотранспорта,  о соглашении по санитарно-ветеринарному контролю и др.  Подчеркну: по большинству позиций у нас с членами межведомственной межгосударственной комиссии по ТС  есть взаимопонимание. Сейчас  обсуждаем пункты соглашения между КР и РФ об оказании финансовой и иной помощи нашей стране при вступлении в ТС. Достигнуты результаты в переговорах о таможенном переустройстве общей границы — для   этого требуется 300 млн. долларов. Об этом мы говорили в Сочи с В. Путиным. Также важен вопрос создания инвестфонда России и Кыргызстана для переориентации товарного рынка.

Куда пойдут будущие вероятные инвестиции? Мы  намерены расширять лизинг сельхозтехники и перерабатывающего оборудования, чтобы повысить процент переработки агропродукции, сейчас он не выше 10%. Далее развернем  государственно-частное ипотечное строительство жилья, а это и новые рабочие места, и логистические  центры, и социальный момент.

В-третьих, стране как воздух нужны инвестиции! К примеру, возьмем «Кыргызгаз» — ну кто бы его купил с гигантскими долгами и крайне обветшавшей инфраструктурой? Пришел солидный инвестор — Россия.  За пять лет «Газпром» обязуется обновить всю систему, что крайне важно для нас в условиях дефицита электроэнергии, который составляет 5 млрд. кВт.ч.  Даже все станции Верхне-Нарынского каскада покроют лишь 1,2 млрд., и только Камбарата-1 выправит  положение, но этого надо ждать 5-7 лет.

Т. Койчуманов: «Я не оптимист, а прагматик»

Т. Койчуманов, как «главный по инвестициям», считает, что «экономическое чудо» светит Кыргызстану  только при радикальной реформе управления: «Привлечь инвесторов можно, но как инвестициями управлять? Я не оптимист, а прагматик. Почему не оптимист? Потому что знаю, сколько реально предстоит сделать — в настоящее время инвестиции к нам текут не очень охотно. Нужно использовать такие методы управления денежными средствами, чтобы не было нареканий со стороны общества. Вот, к примеру, «Газпром» — компания с мировым именем. Но они 6 лет назад взялись разрабатывать два месторождения у нас на юге, результатов пока не видно».

В ответ на вопрос   корреспондента «СК», что в стране есть много идей, способных вывести  нас из прорыва (в частности, это идея пилотного проекта создания кластера «Энергия» на базе  топливно-энергетического комплекса КР,  реализация которого способна  решить проблемы и  энергоснабжения, и притока инвестиций, и интенсивного  роста ВВП), но  их осуществлению мешает тормоз на уровне местных сообществ, и как выйти из этого положения, Т. Койчуманов ответил: «Надо прежде всего учесть их интересы. Возьмем Иссык-Куль: в элитный пансионат ворвались в прошлом году местные жители и выдвинули свои требования. Мы рассматривали вопрос защиты частной собственности. Да, местное сообщество нарушает закон, но прежде его нарушили сами бизнесмены. Т.е. перманентное нарушение закона ведет к его нарушению другой стороной. Поэтому опять подчеркну: нужно эффективное, открытое госуправление.  У нас как? Принимается решение, а потом мы не можем расхлебать его последствия. Сейчас российские, китайские инвестиции прибывают к нам. Но если это делать непрозрачно, без тендера, то вновь возникнут проблемы. Что касается повышения ответственности местного самоуправления, если деньги пойдут в местные бюджеты, то  люди на местах будут видеть выгоды от предпринимательства».

Эксперты: «Коррупция стала  системой управления в стране»

Эксперт З. Курманов, выслушав оптимистов и пессимистов, заметил: «Если Кыргызстан ежегодно будет обеспечивать 10 процентов  прироста ВВП, то среднеразвитой страной мы станем к концу ХХI века. Значит, нужно обеспечить 30 процентов! Реально ли это? Но иначе мы отстанем навсегда».

Что  касается улучшения качества госуправления как наиважнейшей задачи на сегодня, он уверен, что реформу нельзя сделать без новых  людей, свежих кадров. Смысл реформы, по его мнению, в том, чтобы Кыргызстан перешел из одной формы цивилизации в другую. «Экспертов спрашивают, с чего начинаются реформы? Одни говорят: с базисных тарифов. Но мы недостаточно участвуем в интеграции, и кроме ТС, альтернатив у нас нет. Кыргызстан находится между Россией и Китаем, и из этого следует извлекать максимальные выгоды. Если же мы не будем участвовать в интеграционном процессе,  в глобализации, нас ждет нехорошее будущее. Должны появиться свои ценности — национальный интерес. Но начинать надо с идеологии, попытавшись по-новому увидеть новую систему ценностей: что такое стратегический партнер и партнер,  кто сосед, кто брат. За 20 лет суверенитета в стране создана политическая система, ориентированная на конфликт, а не на развитие. Сколько у нас сменилось правительств, сколько составов ЖК? К тому же главным тормозом продолжает оставаться коррупция, которая стала системой управления в  Кыргызстане. И она уходит ныне в подполье. Также  отмечу,  что  нет  в стране долгосрочных программ развития — на 30-40-50 лет, только краткосрочные, перспектив не видно. Я оптимист, но информированный. Может быть, надо  подумать о децентрализации управления?»

По мнению эксперта И. Шестакова, ситуация в стране и регионе сложна и без украинских событий. Он рассказал, что 12 апреля на  экономическом форуме в Алматы шла речь, в частности, и о вероятности выхода Казахстана из ТС, поскольку многие приводят минусы членства в нем. «Часто сменяющиеся у нас правительства не успевают решать две главные задачи:  сокращать коррупцию и защищать права инвесторов. Пока отдельный населенный пункт решает, разрешать  инвестору разрабатывать месторождение или нет, толку не будет. Нужна четкая позиция правительства по этому вопросу. Что касается усиления децентрализации, о которой говорит З. Курманов, это пугает: если вопросы будут решать органы МСУ, тогда зачем нужны парламент и правительство?                                                                                                                                                              А насчет мигрантов, думаю, правительство должно создавать условия, чтобы из Кыргызстана ехали на заработки не просто рабочие руки, а люди с высокой квалификацией. Так что инвестиции в первую очередь нужны в слабенькое, но пока еще не умершее профтехобразование», — считает он.  Ему ответил Т. Сариев: «В вопросе разработки месторождений мы повышаем ответственность ОМСУ».

По мнению Б. Бакетаева, «политический фон в стране  — развивающийся парламентаризм, но есть болезни роста. Критиковать легко, но вот обеспечить революционный рост экономики  — очень сложно. Ваш индикатор результативности деятельности, Омурбек Чиркешович, как политического архитектора кыргызской революции, — это 0,70 сома за кВт.ч электроэнергии! И до 2017 года вы должны следить за его уровнем. А что касается коррупции — японец, немец и швейцарец тоже хотят украсть, как и кыргыз, но в их странах нет условий для этого. Вот и создадим эти условия».

Эксперт М. Сариев, анализируя внешние события, отметил: «Украина — взгляд в будущее Кыргызстана, и если не удастся переломить ситуацию и направить действия в новое русло, нам не избежать постоянной смены власти. Проблема — в кадрах, которые по-прежнему решают все.  Мы  лаборатория не только революций, но и будущей цивилизации. Нужна новая технология мышления».

Подготовила Елена МЕШКОВА.

Фото пресс-службы правительства.






Добавить комментарий