Main Menu

Вклад его в музыкознание неоспорим

Восьмой десяток разменял Камчибек Шаменович Дюшалиев — ученый- музыковед, педагог, профессор, заслуженный деятель культуры Кыргызстана, первый доктор искусствоведения. Его вклад в развитие современного теоретического музыкознания весьма значителен:  7 книг, монографий, учебных пособий, около двухсот научных и публицистических статей, посвященных кыргызской народной музыке.

1Сближение К. Дюшалиева с музыкой началось в юные годы, когда сестра Турдубек научила его играть на мандолине. По сути, она стала первой учительницей, приобщившей мальчика к музыке. А образование Дюшалиев получил в музыкально-хореографическом училище имени М. Куренкеева у музыковеда Владимира Викторовича Янковского — выпускника Московской консерватории, который заложил фундамент будущей профессии Дюшалиева, определив его склонность к теории. В дальнейшем он учился на историко-теоретическом факультете Алматинской консерватории имени Курмангазы у известных ученых-музыковедов, профессоров И. Дубовского, П.  Аравина, В. Дерновой, И. Блузского, З. Визеля. Дипломную работу на тему «Ладоинтонационные особенности кыргызской народной песни» писал сначала у Дубовского Иосифа Игнатьевича, а затем у Байгазкиной Асии Есимовны. Во время учебы  в консерватории определилась тематика исследований: стал изучать кыргызские народные мелодии и песни. Окончив обучение по классу этномузыкознания,  Камчыбек Дюшалиев защитил  кандидатскую диссертацию на тему «Теоретические основы кыргызского народного песенного мелоса».

Его имя впервые появилось в печати в 1972 году в журнале «Ала-Тоо». Это была статья на кыргызском языке об А.  Затаевиче — первом собирателе кыргызского музыкального фольклора. И это не случайно. Впоследствии Дюшалиев в своих работах дополнил положения работ классиков кыргызской музыкальной фольклористики Александра  Затаевича, Виктора  Виноградова и Виктора Беляева, ведь ни в одном из трудов исследователей народное песенное творчество не было представлено всесторонне. Однако именно эти работы послужили материалом для дальнейшего исследования. Из отдельных статей раннего периода можно упомянуть «О видах одночастной формы кыргызской народной песни», «О ладовой системе кыргызских народных песен», «Мелодия и стих в кыргызской народной песне», «Кыргызская музыка», «Пути развития кыргызской музыки», «Проблемы кыргызской народной музыки»…

С тех пор прошло сорок лет. Шаг за шагом стали появляться научные труды по истории и теории музыкального искусства, по проблемам изучения кыргызского традиционного песенного творчества.

Необходимо отметить исключительное трудолюбие К. Дюшалиева-ученого, работающего системно, аналитически, вникающего в суть проблемы. Он дисциплинирован, исполнителен, целеустремлен.

Монография Камчыбека Дюшалиева «Кыргызская народная песня» является первым теоретическим исследованием морфологии кыргызской народной песни. В сборнике его статей «О кыргызской народной музыке»  рассматриваются проблемы изучения не только кыргызского песенного, но и инструментального творчества. Именно на основе анализа нотных материалов и сборников трудов А. Затаевича и В. Виноградова Дюшалиев разрабатывает ряд положений музыкальной теории — национального мелоса. Но автор не ограничился этим и провел собственное детальное теоретическое исследование.

Следующая работа «Песенная культура кыргызского народа» стала докторской диссертацией, защищенной в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В ней автор обратился к проблемам жанровой типологии вокального фольклора.

Итоги исследований отражены в фундаментальных трудах «Кыргызское народное музыкальное творчество» в соавторстве с Е. Лузановой и «Кыргыз эл музыкасы» на кыргызском языке. В этих учебных пособиях освещаются пути развития национальной традиционной музыкальной культуры,  разветвленная жанровая система вокальной и инструментальной музыки, соотношение вокального и инструментального начал в кыргызской монодии, музыкальной диалектологии, анализируется творчество наиболее известных представителей древней и современной традиции в области песенного, акынского и эпического жанров.

Следует отметить, что эти работы, в отличие от других учебных пособий в Кыргызстане, имеют фонозаписи в компакт-дисках в соответствии с содержанием учебного пособия из лучших образцов кыргызской традиционной музыки. Логическим продолжением этих трудов является нотный сборник «Кыргыз эл ырлары, термелери жана дастандары» («Кыргызские народные песни, терме (речитативы) и дастаны»), некоторые из которых были записаны автором в экспедициях по Кыргызстану.

Можно смело констатировать, что работы Камчыбека Дюшалиева посвящены той части богатейшего кыргызского фольклора, которые представляют органический синтез самобытного музыкального и поэтического наследия народа.

Научная монография «Вокальное творчество кыргызских композиторов»,  опубликованная на кыргызском и русском языках, посвящается светлой памяти Абдыласа Малдыбаева. В ней освещается история развития вокальной музыки композиторов Кыргызстана и роль в ней Абдыласа Малдыбаева как основоположника профессиональной национальной музыкальной культуры.

Книгу «Традиционная музыка: теория и методика»,  вышедшую на кыргызском и русском языках, автор посвящает своим учителям — профессорам, докторам искусствоведения Б. Ерзаковичу и С.  Назайкинскому. В пособии поднимаются вопросы, связанные с проблемами музыкальной фольклористики. Основное внимание уделяется ее методике.

Важной вехой жизни Камчыбека Шаменовича является работа в Национальной консерватории имени К. Молдобасанова и в Институте искусств имени Б. Бейшеналиевой (ныне университет), где Дюшалиев-ученый и Дюшалиев-педагог составляют органичное целое. Педагогическая работа стала  стимулом его научной деятельности, рождая наиболее плодотворные из его идей. Его разработки теоретических основ кыргызской музыки сложились именно из практики учебного специального курса истории национального мелоса и музыкально-этнографической практики, где он применяет результаты своих теоретических работ.

Анализируя труды К. Ш. Дюшалиева, приходишь к выводу, что именно в фундаментальной книге «Кыргыз эл музыкасы» подводятся итоги многолетней научной деятельности в области музыкального творчества.

Труды музыковеда являются ценными и полезными исследованиями, цель которых — комплексный анализ вокальных жанров фольклора, изучение их эволюции, поэтических и музыкально-стилевых особенностей.

Работы, опубликованные ранее, не утратили научной ценности и сегодня. Музыковед идет в ногу с музыкальным искусством, его волнуют реалии сегодняшней жизни народного песенного творчества, которая стремительно меняется. Следует отметить, что появление серьезных исследований, объектом которых является народная музыка, представляется весьма актуальным. Системность подхода к общим проблемам народного музыкального искусства и составляет заслугу К. Дюшалиева. Его научно-музыкальная деятельность во многом определяет сегодня лицо кыргызской музыкальной культуры.

Счастье, что Кыргызстан имеет в лице Камчыбека Шаменовича Дюшалиева музыковеда, педагога, исследователя, внесшего неоценимый вклад в историю музыкальной культуры страны. Его книги должны остаться следующим поколениям.

 

Алтынай АКИМЖАН, 

магистр международных отношений, член Союза композиторов, музыковед, обозреватель Общественной 

телерадиокорпорации.






Добавить комментарий