Main Menu

Право на жизнь

Демократия, цивилизация — все это исчезает в один миг, когда в государстве не могут решить наболевшие вопросы гуманными способами. Из года в год перед началом зимы бишкекчане бьют тревогу об увеличении численности бродячих животных.  Такая ситуация не обошла и мой район.

1По статистике фонда «Право на жизнь», в Бишкеке и его окрестностях обитает свыше 200 тысяч  бездомных собак, в среднем приносящих в год около 300 тысяч потомства. Из них 70%  не доживают и до года. На отстрел одной собаки выделяется в бюджете мэрии 300 сомов.

Мировой опыт предлагает следующие пути решения проблемы: отстрел, усыпление, отравление, инъекции, стерилизация, помещение в приюты.

Первым и одним из действенных способов, по мнению некоторой группы граждан и в их числе представителей мэрии города,  является отстрел.  Собаку убивают, затем труп отвозят в так называемую яму Беккари — специальное сооружение на свалке, где при помощи термической обработки происходит ускоренный процесс разложения.

Ветеринары считают физическое уничтожение бездейственным, потому что  включаются природные механизмы саморегуляции и в результате  численность наоборот возрастает. Происходит это за счет увеличения потомства и преобладания в нем женских особей. Из личных наблюдений знаю, что после такого «очищения» в моем квартале  не прошло и недели, как появилась новая стая.  А те собаки, что уцелели, теперь готовы напасть на человека! Действенен ли этот метод? Гуманен ли он? Нет!

Вторым  способом по популярности признана стерилизация. Тут  существует своеобразная дискуссия между ветеринарами. Кто-то считает, что данный метод помогает уменьшить агрессию. Другие твердят, что он не дает никаких результатов, да и дорог. Зайдите в любую  ветеринарную поликлинику: начальная ставка  —  500-700 сомов.

Третий способ, излюбленное оружие догхантеров (убийц бездомных животных) — применение различных отравляющих веществ.  Самым распространенным называют «адилин», после которого животное умирает в муках в течение 5-6 часов на глазах у людей. Перед этим может свободно покусать, и пострадавший будет тоже умирать в муках. Это все равно, что стрелять, не целясь!

Четвертый способ — эвтаназия (усыпление). Как говорят, нет собаки — нет проблемы! Его практикуют во многих зарубежных странах.  Животное вводят в глубокий наркоз, затем перестает работать нервная система, дальше идет умирание, при этом не происходит сильного стресса.

И наконец, пятый — размещение в приюты или передача в добрые руки. У нас на территории  Бишкека 15 частных приютов. Но они почти всегда переполнены, и у них не хватает  средств для содержания.

«Бродячие, точнее, безнадзорные, животные есть не только в Бишкеке, — прокомментировали мне ситуацию по телефону в управлении по контролю за здоровьем животных республиканской    Госинспекции ветеринарной и фитосанитарной  безопасности. — Упущения в работе у нашей службы есть, отрицать не будем, но в советское время контролировать поголовье животных было легче. Человек берет собаку, не хочет кормить — выгоняет. Поэтому в ближайшее время мы хотим внедрить обязательную паспортизацию, которая поможет вести конкретный учет».

По неофициальной статистике, количество безнадзорных братьев меньших  в Бишкеке сегодня составляет 500 000. И с каждым годом это число увеличивается.

Люди забыли цену жизни человеческого существа! О собачьей преданности  и разумности сложена не одна история. К сожалению, только слепой осознает важность своего четвероного поводыря. Понимают ли многие из  нас важность беззаботной улыбки малыша,  больного аутизмом,  от присутствия нелепо вертящегося в ногах щенка? А скольких вытаскивают из-под обвала крупные «водолазы»?

Мы в ответе за тех, кого приручили!

Татьяна СУДАКОВА, 

студентка факультета журналистики

КНУ им. Ж. Баласагына. 

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий