Main Menu

Наука и образование -показатели уровня развития страны

Объявление 2014-го Президентом Кыргызстана Алмазбеком  Атамбаевым Годом укрепления государственности я, как человек неравнодушный к судьбе своей страны и представитель народа, принял с одобрением и воодушевлением. 

Наш народ за свою более 2000-летнюю историю пережил много трудностей и сложных времен. Однако в  перипетиях эпох, в жестоких схватках за существование смог сохранить свою национальность, государство, язык, обычаи и традиции. Сколько народов исчезло с лица Земли, от некоторых, живших в свое время по соседству и имевших связи с кыргызами, остались только названия. Доблестный кыргызский народ, изначально обладающий чувством собственного достоинства, не ассимилировался и не исчез. Иметь свою государственность — его многовековое стремление и желание. В конце XX столетия независимый Кыргызстан как свободное государство занял достойное место в мировом сообществе.

Однако мы не ожидали, что легко доставшийся суверенитет принесет кыргызскому народу столько испытаний. Когда каждая страна, вышедшая из состава СССР, стала грести под себя, когда стали разрываться  устоявшиеся социально-экономические и культурные связи, когда кризис расправил свои крылья, только тогда мы поняли, что на нас обрушится много тягот.

Годы суверенитета сопровождались объективными и субъективными трудностями.  Кризис охватил все сферы жизни общества, стали властвовать бедность и безработица. Мечты и стремления о строительстве независимого, демократического государства сталкивались с различными опасностями, и причиной стали набирающий силу политико-экономический кризис, не совсем правильная политика экс-руководителей государства,  авторитарное администрирование в управлении, усиление семейно-кланового режима, отказ на деле от демократических принципов.

Свободолюбивый кыргызский народ, не привыкший вставать перед кем-либо на колени, дважды изгнал авторитарных, ненавистных руководителей государства. Он не мог терпеть сосредоточения государственной власти в руках одной семьи, разграбления национальных богатств. Апрельская революция 2010 года воплотила большие надежды и мечты. Намерение новой власти не допускать прежних ошибок единодушно заслужило доверие народа.

Но, несмотря на легитимность всех ветвей государственной власти, принятие Стратегической программы устойчивого развития страны и решительное намерение ее реализовать, появились силы, угрожающие целостности и единству народа.

Наличие оппозиции, многообразие взглядов — приемлемые, более того, необходимые явления в демократическом обществе. Их следует направить на развитие государства, а не на его раскол. К сожалению, у нас этого не происходит. Прикрываясь демократией, некие силы желают внести раскол в единство государства, выдвигая разъединяющие лозунги, делят народ на роды и племена. В каждом шаге власти они  ищут недостатки, преувеличивают их, сеют слухи и стремятся к беспорядкам.

Мы не должны забывать, что причиной исчезновения некогда мощного кыргызского каганата, вероятно, послужили разрозненность, отсутствие согласия, неспособность объединиться как народ. Нам надо извлечь уроки из истории. И ныне появляются проходимцы, ставящие превыше всего псевдопатриотизм, собственные интересы, день и ночь мечтающие о власти (некогда изгнанные из нее), наносящие ущерб целостности государства.

Недаром Президент, хорошо знающий нынешнюю ситуацию и ставящий целью становление Кыргызстана как многонационального государства, увеличение и развитие его экономической мощи, объявил 2014-й Годом укрепления государственности.

Это означает возобновление деятельности по реформированию всех сфер жизнедеятельности общества, стремление реализовать намеченные цели. Хотя есть некоторые сомнения и проводятся митинги, ощущается социально-экономический рост, это хороший знак. Однако не стоит успокаиваться на этом. Всеобщей задачей должны стать скорейший выход из кризиса, взаимодействие всех отраслей экономики, направленное на укрепление государственности. Ясна и наша стратегическая цель — строительство сильного, образованного общества, обеспечивающего права и свободы человека.

Испокон веков в культурном обществе быстрее идут позитивные преобразования. Укрепление государственности и ее стабильное развитие напрямую связаны с успешным решением вопросов образования, науки, культуры. Человечество свой завтрашний день,  надежды и мечты всегда рассматривало в этом  контексте. Поэтому будущее кыргызской государственности напрямую связано с состоянием дел в этих сферах. Задача государства — уделять им достаточное внимание,  их достижения эффективно использовать для укрепления государственности.

Обратимся к нашей истории. В годы советской власти впервые большое значение стали  придавать образованию, ликвидации неграмотности. Несмотря на  трудности, открытие школ рассматривалось как значимая забота государства. И сегодня образование и наука должны стать самым приоритетным направлением. Жизнь не стоит на месте, ставит  новые задачи. Если раньше лозунгами  были всеобщие грамотность и  среднее образование, то сейчас наблюдается  всеобщая компьютеризация. Передовая  Япония ставит перед собой целью переход на всеобщее высшее образование.

В настоящее время реформирование в этой области  происходит не только в Кыргызстане. Это процесс мирового масштаба, потому что изменения в данной сфере неразрывно связаны с общественным развитием. Страны с передовой наукой и высоким образованием считаются самыми мощными и сильными. Причиной роста в них  является то, что они придают решающее значение финансированию этой сферы.

В советское время в Кыргызстане эти отрасли развивались достаточно интенсивно,  мы гордились тем, что образованная страна. Во многом это обеспечивалось общим средним образованием. Высшее же подняли на довольно высокий уровень, наука начала развиваться во всех отраслях. Ученые совершали открытия союзного и мирового масштаба, в частности в технике.  Придавалось особое значение связи наука — производство. Обучение, практические научные открытия и изобретения внедрялись в производство. Республика имела стабильный состав научно-педагогических кадров. Уделялось особое внимание  укреплению материально-технической базы научных учреждений, высших учебных заведений, школ. Их  достаточно обеспечивали необходимыми учебниками, учебно-наглядными пособиями, методической литературой, техническим оборудованием.

Однако в  период перехода на рыночные отношения образование и наука, как и все отрасли, столкнулись с кризисом. Это отрицательно сказалось на  государственности. Различные политические силы и группы извлекли из этого  выгоду,  стали использовать трудности в качестве факта, ставящего под сомнение укрепление государственности.

Должно признать: несмотря на то что государство уделяет внимание реформам в сфере образования и науки, оно не может достичь здесь действенных результатов. Система образования, соответствующая плановой стабильной экономике советской эпохи,  не смогла стать адекватной рыночной. В переходный период здесь наметились отрицательные тенденции, снизились доступность образования для малообеспеченных слоев населения, его престиж,  качество, неэффективно используются финансовые и материальные ресурсы, органы и учреждения образования до сих пор не могут  приспособиться к рыночным условиям. В частности, приведение учебников и учебных программ в соответствие с требованиями времени обернулось  длительным процессом.

По этому поводу высказываются справедливые замечания в адрес профильного министерства, Академии образования. Это свидетельствует об отсутствии усилий в пересмотре содержания общего среднего образования, выпуске учебников, составлении учебных планов и программ, отвечающих требованиям времени, о невозможности эффективно проводить реформы в этом направлении. Несмотря на нехватку средств, на выпуск учебников для школ ежегодно  предусматривается 80-100 миллионов сомов. На эти цели направляются и большие средства за счет международных грантов. Однако Министерство образования и науки до сих пор не обеспечило школы качественными учебниками:  только на 70-85 процентов.

На реализацию проекта подушевого финансирования системы образования Всемирный банк выделил 15 миллионов долларов, однако это не дало положительных результатов.

Реформа в этой сфере хромает, вошло в привычку связывать все с недофинансированием. Однако существующие проблемы — явный итог безрезультативного и нецелевого использования  бюджетных средств и международных грантов. Стало социальной проблемой  полное привлечение детей школьного возраста к образованию.  По республике ежегодно тысячи ребятишек  остаются на улице, без присмотра. Несмотря на десятки учебных заведений, готовящих педагогические кадры, в школах наблюдается нехватка учителей, их подавляющая часть — пенсионного возраста, и это отрицательно сказывается на качестве обучения.

На каком бы уровне ежегодно ни говорили, Министерство образования и науки республики не смогло решить вопрос обеспечения школ качественными учебниками и программами, педагогическими кадрами, полностью охватить детей. Эти упущения уполномоченного государственного органа, обязанного реализовать образовательную политику в стране,  свидетельствуют о том, что государственное управление отраслью образования в этой сфере неэффективно. Состояние школ, их материально-техническая база, обеспечение  современным оборудованием стали проблемой, и здесь министерство расписалось в своем бессилии, не смогло провести совместную работу с Министерством финансов и Государственным агентством архитектуры и строительства, разработать  четкую программу  выхода из создавшегося положения.

Родители и общественность высказывают замечания и мнения об оценке и определении уровня знаний выпускников. Порождает множество вопросов предоставление частной компании  права на проведение Общереспубликанского тестирования. В апреле 2013 года в Жогорку Кенеше говорили о проведении ОРТ государством, а не частной фирмой, о недопущении коррупционных явлений и приняли постановление. Несмотря на то что постановление парламента следует исполнять всем государственным органам, Министерство образования и науки не проводило никакой работы.

Наверное, удобнее передать частной фирме судьбы тысяч учащихся, оценку их знаний. Тем же постановлением министерство обязали наряду с Общереспубликанским тестированием (ОРТ) ввести единый государственный экзамен. Это постановление тоже не исполнено. Высказывают много замечаний, что ОРТ не показывает реальный уровень знаний выпускников. Непонятно, почему министерство игнорирует введение единого государственного экзамена. В России и других государствах  ЕГЭ при поступлении в высшие учебные заведения показал, что он имеет преимущества по сравнению с тестированием, что посредством его можно справедливо, беспристрастно и объективно оценить знания учащихся. Министерство, вместо того чтобы выбрать альтернативный путь поднятия авторитета школ, учителей и образования, превратило Общереспубликанское тестирование в монополию частной фирмы. Почему при проведении единого государственного экзамена мы не доверяем учителям, школам, которые обучали  в течение одиннадцати лет? Они не могут беспристрастно и справедливо оценить знания учащихся? Уверен, что эту задачу можно осуществить при жестком контроле и активном участии общественности, родителей и попечительских советов.

Нужно ли говорить, что в сфере образования очень много проблем? В соответствии с Законом «О статусе учителя» местные государственные администрации и органы самоуправления обязаны принять меры, обеспечивающие социальную защиту работников образования. Однако в реальности эти требования не выполняются. Министерство образования и науки как уполномоченный государственный орган в сфере образования ни разу не подняло этот вопрос на правительственном уровне. Многие положения Стратегии развития образования и науки остались на бумаге. Комитет Жогорку Кенеша по образованию, науке, культуре и спорту несколько раз рассматривал вопрос об исполнении Закона «Об образовании», указывал пути решения вышеизложенных проблем. Однако министерство, вместо того чтобы принять действенные меры, ссылается на различные причины. Ни один проект, разработанный министерством, не дал положительных результатов.

До сих пор не решается проблема полного охвата детей дошкольными образовательными организациями. Жогорку Кенеш принимает меры по возврату незаконно приватизированных и отданных зданий детских садов, несколько уже возвращены и используются по назначению. Однако вызывает сожаление, что правительство и Министерство образования и науки показывают вялость в этом вопросе. По республике охват детей дошкольными учреждениями составляет всего 15 процентов. Постепенно улучшается жизнь народа, из года в год повышается рождаемость, поэтому было бы хорошо, если бы правительство приняло действенные меры по увеличению числа дошкольных образовательных организаций, поиску различных путей их финансирования, развитию государственного и частного партнерства.

Принятие соответствующих мер требует внесения необходимых изменений и дополнений в законы. Жогорку Кенеш к этому всегда готов, однако кабмин и Министерство образования не проявляют инициативы.

В последнее время высказываются различные мнения об увеличении числа высших учебных заведений. Здесь есть положительные и отрицательные стороны. Мы открыли филиалы вузов  от районных центров до сел. Что это дало? Нет качественного образования, мы только создали армию безработных с сомнительными дипломами. Вузы для получения лицензий идут на всевозможные уловки. Встречаются случаи, когда один и тот же академик, доктор наук или кандидат зарегистрированы в нескольких учебных заведениях.

Качественное высшее образование, подготовка специалистов в соответствии с потребностями рынка остаются злободневными проблемами. Рост количества контрактных групп в вузах, преследующих только свою выгоду, привело к появлению лишних специалистов. До сих пор Министерство образования и науки не определило хотя бы примерный план подготовки по специальностям, необходимым на рынке труда, имеющим спрос. Большинство вузов преимущественно выпускают юристов, экономистов и работников банка, это обстоятельство до сих пор не урегулировано. Как бы то ни было, университеты увеличивают количество студентов,  не задумываясь об их судьбе, устройстве на работу. Министерство не разработало перспективной плановой системы подготовки кадров, не определило списки и количество необходимых специалистов. Много говорится, что в вузах процветает  коррупция,  в частности, на отделениях контрактного обучения. Для искоренения таких явлений необходимо широко использовать практику аккредитации  рейтинга вузов.

При неисполнении требований и стандартов высшего образования надо принимать жесткие меры, вплоть до отзыва лицензий. Если бы государство формировало заказ на специалистов, приняло меры по регулированию рынка труда, то появились  бы условия для целевой подготовки.  Правительство не должно снимать с себя ответственности и обязательств. В его образовательных программах  не увидишь четких мер по поддержке высших учебных заведений, развитию их материально-технической базы и доведению  до уровня конкурентоспособности с зарубежными передовыми научно-образовательными центрами. Не только в них, даже в Национальной стратегии развития об этом сказано в общих чертах. В таких условиях нельзя сказать что-то положительное о состоянии науки в высших учебных заведениях, их давно уже не считают научными учреждениями. Ни один вуз не может похвастать новыми научными открытиями. У большинства  научные структуры, лаборатории, оборудование остались на уровне прошлого века.

Поэтому ныне основная задача государства — резкое улучшение качества обучения  в государственных и негосударственных учебных заведениях, в этой связи в кратчайшие сроки надо упорядочить их деятельность и установить за ними жесткий контроль. Почему не дали ожидаемых результатов оптимизация высших учебных заведений, сокращение дублирующих специальностей? Потому что эта работа проводится на уровне только Министерства образования и науки. Вместо того чтобы принципиально  остановить деятельность учебных заведений, не отвечающих стандартам, отозвать лицензии, идут на соглашательство, закрывают глаза. Несмотря на недостаток преподавателей с ученой степенью, некоторые частные учебные заведения продолжают  обучать студентов.

Недавно на заседании Комитета Жогорку Кенеша по образованию, науке, культуре и спорту рассматривался факт приема студентов в филиал Международного университета Кыргызстана в Джалал-Абаде по медицинским специальностям без лицензии. Правительству следует  создать межведомственную комиссию для  оценки деятельности высших учебных заведений, а не возлагать все только на Министерство образования. Если в нее войдут опытные ученые, педагоги, представители общественности, попечительских советов, Национальной академии наук, то деятельность такой комиссии станет  результативной. К сожалению, проведение этой работы застопорилось.

Мы должны довести конкурентоспособность высших учебных заведений до уровня мировых стандартов. Для этого необходимо изменить в соответствии с требованиями времени систему управления ими, задействовать лучших преподавателей, создать  передовую инфраструктуру, укрепить учебно-научную базу.

Давно уже такие вопросы, как поднятие авторитета профессорско-преподавательского состава, социальная защита, повышение заработной платы, остались вне поля зрения государства, каждое учебное заведение решает их,  исходя из своих возможностей. Министерство не может вести единую политику, решить проблемы на государственном уровне.

В настоящее время в республике наука и образование остались на обочине, не ощущается взаимосвязи, нет совместных  действий. Причина тому — отсутствие единой политики,  связывающей науку, технику, инновации, нет определяющего и координирующего органа. Национальная академия наук, Министерство образования, Государственная служба интеллектуальной собственности и другие, имеющие отношение к науке учреждения, в отдельности проводят свою работу.

Недавние слова уже экс-премьер-министра о сомнении в необходимости финансирования Национальной академии наук вызвали резонанс в научной среде. Но они возникли  не на пустом месте. Причинами стали  отстаивание кыргызской науки по многим направлениям, отсутствие фундаментальных исследований, крупных научных проектов, соответствующих рыночным условиям. Такое вызывающее сожаление состояние открыто и серьезно обсуждалось на прошедших 24 февраля этого года парламентских слушаниях Жогорку Кенеша. Участники особо отмечали отсутствие единой государственной политики в этой сфере. Руководители Национальной академии наук связывают ситуацию с вопросом финансирования.

Я, как человек, проработавший в этой сфере всю жизнь, предложил создать орган, который начнет проводить единую политику в сфере науки. В 2012 году инициировал постановление Жогорку Кенеша «Об образовании Фонда Кыргызской Республики по науке и инновациям». В настоящее время этими вопросами занимаются три учреждения — Национальная академия наук, Министерство образования и науки и Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при правительстве Кыргызской Республики (Кыргызпатент), каждое тянет  телегу в свою сторону.

Сосредоточение в одних руках — фонде — государственных средств, направляемых на науку, даст возможность финансирования больших проектов, фундаментальных исследований в качестве государственного заказа, использования научных достижений в экономике. Однако правительство затягивает исполнение постановления Жогорку Кенеша. В соответствующем отделе министерства  работают всего три человека, как они могут двигать науку?

Возложение на Кыргызпатент проблемы инноваций тоже вызывает вопросы. Он занимается статистическими задачами, а не внедрением инноваций в производство. Не создана система по их разработке, управлению и коммерциализации. Я  преследовал цель создать фонд науки и инноваций, сосредоточить в одних руках научные исследования и использовать их результаты в производстве. Эту задачу в настоящий момент можно реализовать в рамках средств, выделяемых науке. Образование единого органа создало бы предпосылки для проведения научной политики, эффективного использования государственных средств, развития государственного и частного партнерства, привлечения к этой работе бизнес-структур, проведения на конкурсной основе научных исследований, усиления конкуренции между академической и вузовской науками, привлечения зарубежных грантов.

Такая работа успешно осуществляется в России. В целях эффективного использования академической науки в 2013 году  там образовали Федеральное агентство научных организаций. К сожалению, такая приоритетная инициатива не нашла поддержки у  правительства Кыргызстана. Самое главное — не наблюдается сильного желания Национальной академии наук, Министерства образования и науки, каждый гребет под себя. Если бы эта инициатива осуществлялась, появился бы фонд,  эффективно  использовались бюджетные средства, выделяемые на науку, а также зарубежные гранты, и пошла бы отдача.

Всегда наука и образование были показателями уровня развития государства. Некогда разрушенная Япония  стала известна всему миру своими передовыми технологиями. В настоящий момент в Кыргызстане надо принять меры, способствующие сдвигу экономики, социально-политической стабильности, реализации новаторства, поднятию на качественный уровень науки и образования. XXI век — век инноваций и нанотехнологий. Республика не должна оставаться на задворках мировой науки. Пришло время рассматривать ее как перспективное направление государственной политики, один из основных факторов укрепления государственности, и в корне изменить отношение к ней.

К. Осмоналиев — 

председатель Комитета Жогорку Кенеша 

Кыргызской Республики по образованию,

науке, культуре и спорту,

доктор физико-математических наук, профессор.






Добавить комментарий