Main Menu

Знаю… (И снова о пенсии)

Прочитав в прошлом номере газеты «Слово Кыргызстана» статью о пенсиях в интервью с Ниной Горобец, почему-то сразу вспомнилась старая мудрая армянская притча о всезнайке Тангик: 

— Ахчи Телло, как готовят долму? 

— Отбей мясо, — начала объяснять Телло. 

— Знаю! — поспешила с достоинством ответить Тангик. 

— Положи мясо в медную кастрюлю. 

— Знаю. 

— Положи немного соли, перца… 

— Знаю, знаю. 

— Мелко нарежь лука, кинзы, нана… 

— Знаю, знаю. 

— Заверни в виноградные листья, положи в медную кастрюлю. 

— Знаю, знаю. 

— А раз всё знаешь, делай так, как знаешь. Зачем же пришла ко мне и морочишь мне голову? — сердито ответила Телло. 

— Больше ничего не надо? Это всё? — осторожно спросила Тангик и тут же решила, что приготовит такую вкусную долму, что муж оближет от удовольствия пальчики. 

Телло сразу заметила, что Тангик много о себя мнит, и сказала: 

— А ещё возьми куриную тушку, положи её в кастрюлю поверх долмы, и пусть всё хорошенько проварится. 

Тангик не выдержала и сказала: 

— Знаю, знаю! И это я знаю. 

И пошла готовить долму, а Телло вслед ей крикнула: 

— Когда курица закудахчет, значит, долма готова. 

— Знаю… 

Вот и уважаемой Нине Николаевне Горобец, как человеку, проработавшему в этой системе с 1982-го по 2011 год, хотелось бы задать вопрос: «А кто построил эту самую несправедливую и антинародную, как она сама выразилась, систему?». Что мешало лично ей все эти годы работы в системе социального обеспечения кричать об антинародности принимаемых законов, а не давать по ним разъяснения во всех средствах массовой информации. Потому что вполне очевидно то, с чем мы имеем дело сегодня в пенсионной сфере, было построено не вчера, и даже не 5 лет назад, а строилось и надстраивалось десятилетиями. 

Сегодня, и это касается не только сферы пенсионного обеспечения, человек, работая в системе, годами не внося ничего нового и не возражая против порой явной несправедливости, чуть выйдя за рамки этой системы, становится чуть ли не самым ее яростным и непримиримым оппонентом, критикуя то, что закладывалось когда-то при его непосредственном участии. Ведь именно за этот самый весомый вклад в развитие государственного социального страхования она не раз отмечалась и награждалась: Почетной грамотой СФ КР, нагрудным знаком «Отличник Социального фонда КР», почетным званием «Заслуженный работник сферы обслуживания населения КР» именно за работу в системе социального страхования и поддержку этой самой антинародной и несправедливой пенсионной системы.

Тот факт, что размеры пенсий все еще маленькие, Социальный фонд признавал всегда и признает на каждой встрече с населением. Существующие законы это не причина, а следствие проблемы. А проблема была и есть только одна: ограниченность средств. Именно она зачастую заставляла принимать те или другие законы, чтобы постараться в сложные годы обретения независимости каким-то образом продолжать платить пенсии. И зачастую нарушался сам страховой принцип,  так как не столь была важна справедливость, сколько необходимость сокращения бедности среди пожилого населения. В этой связи и без того скудные средства распределялись пусть в мизерных размерах, но всем.

Считаем бесполезной тратой времени заниматься поиском виноватых в сложившейся ныне ситуации с пенсионным обеспечением, так как уверены, что каждый пытался в меру своих способностей реагировать на текущие события и в текущий момент времени так, как считал правильным.  Но дальше так продолжаться уже не может. И в этой связи Социальный фонд уже два года занимается поиском разумных путей выхода из сложившейся ситуации. Почему так долго? Потому, что пенсионная система  не просто какая-то абстрактная система — это жизни и судьбы людей. А в условиях ограниченных финансовых возможностей нашей республики это еще и пересмотр в сторону сокращения льгот и прав на них для некоторых категорий пенсионеров,  пересмотр в сторону увеличения тарифов страховых взносов для более чем 40% работающих граждан республики. То есть в условиях, когда реформа затронет практически половину населения страны,  говорить о медлительности, на наш взгляд, может только человек безответственный. За эти два года мы старались найти самый в социальном плане оправданный, но в то же время экономически эффективный путь реформирования. И сегодня мы можем сказать, что мы разработали свой вариант реформирования пенсионной системы и направили его на рассмотрение аппарата правительства.

Что касается закрытости информации по предлагаемой реформе. С этим мы никак не можем согласиться. Да мы не в состоянии прийти и достучаться до каждого гражданина нашей страны, это физически невозможно. За последний год мы провели три круглых стола по каждому направлению предлагаемых реформ, приглашали всех: и депутатов, и правительственные структуры,  различные ассоциации, НПО и т.д., рассылали пресс-релизы во все СМИ. По каждому проведенному круглому столу выпустили сборник со всеми замечаниями и предложениями, поступавшими в ходе дискуссий. К сожалению, не все приглашенные посетили мероприятия, но думаем, кто очень хотел и действительно болеет за это дело и пытается решить проблему, тот пришел.

Работники Социального фонда в октябре-ноябре 2013 года объездили каждый район республики, где встретились с населением и рассказали о грядущих изменениях. Эти встречи очень многое дали в нашей работе над проектом концепции развития системы пенсионного обеспечения. Честно говоря, поездки по регионам даже приободрили нас, потому что мы получили очень много положительных откликов. Думаем, будет не лишним привести здесь слова одного пенсионера из Таш-Кумыра, в прошлом шахтера, который, внимательно выслушав предлагаемые меры в рамках реформ, вышел к трибуне и сказал: «Вижу, что Соцфонд наконец-то пришел к правильным выводам и начал думать о будущем, это следовало сделать давно. Но даже теперь не оставляйте все это в планах, если вы реализуете  задуманное, это повысит справедливость пенсионной системы, и не будет нынешней ситуации, когда я, шахтер, рисковавший каждый день в своей работе, и человек, ни дня не спускавшийся под землю, получаем одинаковую пенсию».

Были еще и наши выступления, статьи и интервью по поводу разрабатываемого проекта концепции практически во всех средствах массовой информации за последний год. В них мы всегда, на наш взгляд, предельно ясно и честно говорили о существующих проблемах и нашей позиции по поводу их решений.

Раз уж мы начали говорить о реформах, хотим рассказать вкратце о ее сути простыми и понятными словами. Мы хотим четко разделить как сами понятия «социальное страхование» и «социальное обеспечение», так и источники их финансирования. Что это даст для простого обывателя?

Во-первых, социальное страхование — это гарантия для работающего и отчисляющего страховые взносы человека, что когда он выйдет на пенсию, то получит адекватную своим страховым взносам пенсию, то есть сколько он отчислил в свое время в свою пенсионную копилку, столько и получит. В данном случае изменениям подвергнутся как сама система индексации взносов на условно накопительных счетах, так и формула ежегодной индексации пенсии, то есть пока гражданин не вышел на пенсию, вся его страховая часть будет ежегодно индексироваться на уровень инфляции, а после выхода на пенсию — индексироваться по формуле, зависящей только от роста средней заработной платы и роста инфляции, то есть всем на одинаковый процент. Таким образом, в соответствии с данной формулой, если у человека большая пенсия, то соответственно она вырастет у него на большую сумму, чем у заработавшего меньшую пенсию. Это к вопросу о повышении справедливости пенсионной системы.

А что же будет с теми, кто не смог заработать себе пенсию или же заработал маленькую? Ведь в соответствии с новой формулой их пенсии ежегодно будут увеличиваться относительно маленькими темпами. Вот тут-то и должна уже работать система социальной защиты населения, то есть источник уже другой — республиканский бюджет.

Таким образом, мы переходим ко второму большому направлению реформы —  повышению эффективности расходов республиканского бюджета на пенсионное обеспечение. Эти расходы растут из года в год, но своей прямой цели защиты и поддержки уязвимых и бедных пожилых граждан она зачастую не достигает. Каждый из нас свидетель, что и без того скудные средства республиканского бюджета могут получать и граждане весьма состоятельные и не нуждающиеся в этой самой социальной поддержке. В этой связи мы подготовили ряд мер по оптимизации таких видов выплат, как базовая часть пенсии, компенсации за электроэнергию, некоторые виды льгот и надбавок по пенсионному обеспечению. Эти средства должны пойти на обеспечение определенного минимума со стороны государства, чтобы защитить пожилых граждан от крайней черты бедности, но при этом, не снижая стимулов для того, чтобы человек все- таки был заинтересован самостоятельно заработать себе пенсию.

Но есть еще один большой пласт проблем в современной системе социального страхования — это охват пенсионным страхованием неорганизованного сектора экономики республики. Это все те граждане, кто сегодня трудятся в сельском хозяйстве и заняты индивидуальной трудовой деятельностью. Составляя около 40% от всего работающего населения республики, сегодня они платят всего лишь 3% от всех поступающих в Социальный фонд страховых взносов. Это обусловлено прежде всего низкими, установленными в предыдущие годы под влиянием различных факторов ставками тарифов страховых взносов для них. Отсюда и перекосы в пенсионной системе, когда тот же учитель средней школы, чтобы заработать год страхового стажа, платит в среднем 25 000 сомов в год, в то же время сельский товаропроизводитель за тот же период в среднем — всего 350 сомов, а в южных областях страны, где земли распределялись на каждого члена хозяйства в меньшем объеме, и вовсе по 30 сомов за год.

Ненамного лучше картина и с самозанятыми гражданами, так, к примеру, работающий на рынке гражданин платит от 960 до 2 400 сомов в год, и, если честно, даже эту сумму он платит нерегулярно. А как вы знаете, на наших рынках есть и откровенные миллионеры, которые при наших беседах с ними заявляют, что им наши пенсии ни к чему. И тут же говорят, что неправильно их сравнивать с теми же учителями и врачами, так как они не сидят на зарплате у государства и в любой момент рискуют обанкротиться. Вот именно, они в любой момент могут обанкротиться, и что тогда делать в старости? Так как они не сидят на зарплате и имеют нестабильный доход, мы и не предлагаем для них такие же высокие ставки тарифов страховых взносов, как у организованного сектора. Мы высчитали, сколько нужно отчислять страховых взносов, чтобы в будущем получить пенсию хотя бы на уровне прожиточного минимума пенсионера, и предлагаем им застраховаться именно на случай, если в старости пенсия им все-таки понадобится. К тому же, несмотря на наличие богатых людей в стране, никто из них от пенсии не отказывается, пусть копейка, но все же карман греет.

Таким образом, мы советуем  нашим гражданам, работающим в неорганизованном секторе, все-таки попытаться самостоятельно застраховать себя на случай утери трудоспособности вследствие наступления старости, так как в новой послереформенной пенсионной системе перераспределения от организованного сектора в пользу неорганизованного сектора, как это делается сейчас, уже не будет.

Кроме этих моментов, в проекте концепции предусматриваются  меры по развитию накопительного компонента пенсионной системы, а также стимулирования развития негосударственного рынка пенсионных услуг. Все они помогут обеспечить в будущем весь спектр возможных пенсионных услуг как через государственные, так и негосударственные пенсионные институты при реализации идеи многокомпонентности пенсионной системы в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в целом.

Это о нашей реформе, если вкратце. Конечно, произнести слово «реформа» всегда легко, и даже было не столь сложно ее разработать, самое сложное ожидает нас впереди, а именно ее реализация. И вот тут нам  понадобятся  чрезвычайно необходимый здравый смысл и критическое мышление нашего народа. Если бы мы были богатой нефтяной или газовой державой или хотя бы имели достаточные ресурсы, то, возможно, все эти реформы и не оказались так необходимы или безотлагательны. Но в наших условиях мы не можем позволить себе такой роскоши и вынуждены вести себя, как рачительная хозяйка, то есть повышать эффективность системы через периодическое реформирование ее основных параметров.

Нурбек КАЙСАРБАЕВ. 






Добавить комментарий