Main Menu

Вступление Кыргызстана в ТС. “Дорожная карта” почти готова: дискуссии продолжаются

Позитивный эффект от присоединения Кыргызстана к тройственному экономическому союзу неоспорим и подтверждается многими известными экспертами, расчетами специалистов. Ожидается незначительное, всего на 3-4 процента, увеличение среднего таможенного тарифа — такова цена интеграции. Мы избавимся от китайского реэкспорта, который через крупные оптовые рынки "Дордой" и "Кара-Суу" заходит сегодня в Казахстан и Россию. Зато, скорее всего, приобретем надежных инвесторов в лице государств Таможенного союза, которые поддержат нашу развивающуюся экономику, помогут проложить трансграничные ЛЭП, поднимут на новый уровень кооперацию фермерских и крестьянских хозяйств.

Острые споры разгораются в основном вокруг возможных рисков — вдруг нам станет хуже? Неизвестность всегда пугает… Хочу рассказать о встрече с российскими специалистами, которых пригласили к себе сотрудники и студенты Академии госуправления при Президенте КР. Встреча показала, что средства массовой информации — как кыргызские, так и российские — недостаточно освещают интеграционные процессы, не рассказывают о конкретных преимуществах, а их множество.

В этом вакууме и рождаются разного рода домыслы, далекие от реальности. Дискуссия в Академии госуправления получилась актуальной и неоднозначной, стороны высказывали биполярные мнения. Так, заведующая сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН кандидат политических наук Елена Кузьмина в своем докладе отметила всплеск активности по заключению различных экономических союзов на мировом уровне.

Речь шла о межрегиональных и трансконтинентальных объединениях, поскольку это удобная форма сотрудничества и укрепления государствами своих политико-экономических позиций. Только таможенных альянсов в данное время насчитывается 14, из них 4 находятся в Европейском союзе. 

Интеграционное объединение, по словам Е. Кузьминой, невозможно построить без компромиссов, на которые приходится идти всем странам, желающим стать членами какого-либо союза. При этом одни отрасли экономики выиграют, другие, наоборот, проиграют в сравнении с подобными отраслями других государств. 

Наша гостья привела пример: белорусская молочная продукция по своим качественным характеристикам вытеснила российскую и казахскую. А казахстанскую кондитерскую промышленность задавила российская. Однако при этом Казахстан несравненно выиграл, подняв свое машиностроение на новый уровень. На территории этого государства уже действуют 3 новых промышленных комплекса: один выпускает автомобили, на двух других собирают вертолеты для нужд казахстанцев. 

— Вступив в Таможенный союз, необходимо унифицировать национальные стандарты и законодательства стран-участниц, определив уровень наднациональных полномочий, — отметила Елена Кузьмина, — на это потребуется время. Поэтому после вступления в любой экономический союз закономерны недолгосрочные негативные явления. У всех стран есть свой "переходный период" для чувствительных товаров. Но сколько он продлится для Кыргызстана, сказать сложно.

По словам докладчика, сегодня в ТС, которому исполнилось всего 4 года, как раз активно ищут оптимальные пути сотрудничества с другими государствами, желающими присоединиться к альянсу, еще есть время обсуждать и вносить изменения.

У Кыргызстана тоже существует возможность сказать свое слово, определив преимущества и недостатки вхождения в Таможенный союз. Среди несомненных плюсов экономист отметила вывод кыргызской экономики из теневого сектора, расширение объемов экспорта, остановку процесса деиндустриализации промышленности. Среди минусов, которые необходимо будет устранить руководству страны, — урегулирование вопросов трудовой занятости торговцев на "Дордое" и "Кара-Суу", прекращение реэкспорта китайских товаров. 

Российские политологи и экономисты заметили некоторое предубеждение кыргызстанцев к вхождению в ТС, особенно это было видно у отечественного экспертного сообщества. Хотя у России тоже имеются опасения относительно членства КР, поскольку Кыргызстан экономически нестабилен. 

— Внутри ТС идет спор — нужно ли принимать новых членов, пока не утрясены все внутренние проблемы и вопросы? По мнению Казахстана, сначала должны встать на ноги три нынешние страны, входящие в состав ТС. Однако на коллегиальном совещании решили проводить два процесса параллельно — интеграцию "новичков" и адаптацию вошедших ранее государств, — сообщила Елена Кузьмина.

Она проинформировала аудиторию о том, что свое желание вступить в Таможенный союз изъявили Армения и Вьетнам, возможно, в ближайшем будущем об этом заявит и Таджикистан. Официальные переговоры с Турцией и Индией по присоединению к интегрированному экономическому объединению пока не ведутся, хотя планируются. Мнение многих экономистов на этот счет совпадает: необходимо расширять рамки и границы ТС для его эффективного функционирования, поскольку для развития экспорта стран-участниц необходим большой рынок сбыта. 

В развернувшейся дискуссии кыргызские специалисты обратили внимание на ущемление национальных интересов республики. — Давайте говорить о союзничестве, а не о равноправии, — подсказала Елена Кузьмина, — поскольку Кыргызстан регионально, по количеству населения и своему экономическому развитию равен нескольким субъектам РФ. Россия никого не заставляет входить в ТС. Кыргызстану самому следует определиться относительно присоединения или неприсоединения к ТС. 

— Политики только рассуждают на эти темы, а ведь можно провести референдум, узнать мнение народа, — считает Семен Уралов, шеф-редактор проекта "Однако, Евразия". Наш гость привел в качестве примера супружеский брак, где у каждой стороны — мужа и жены — свои обязанности. 

Ему парировал кыргызский экономист Азамат Аттокуров: — Кыргызстан предлагает России и Таможенному союзу гражданский брак, потому что мы еще не готовы к вступлению в альянс. Можно просто оставаться друзьями и, как раньше, торговать друг с другом. А. Аттокуров предложил развивать Кыргызстан в сторону постиндустриального государства, как это было в Швейцарии или Японии. 

— Кыргызстану из двух зол — вступать или не вступать в Таможенный союз — придется выбирать меньшее. По результатам исследования, которое провела консалтинговая компания для Министерства экономики, в обоих случаях ожидается замедление роста ВВП на 1-2%. Наибольшие риски для нашей страны лежат именно в нетарифных плоскостях: адаптация технадзорных, ветеринарных и фитосанитарных процессов к стандартам ТС, — считает другой экономист Азамат Акелеев. 

Российские гости резонно возразили: если ваша республика хочет интегрироваться в Европейский союз, а не в Таможенный, ей все равно придется соответствовать международным стандартам. В этом случае вашей стране предоставят узкий коридор товаров, которые Кыргызстан сможет экспортировать в страны Европы, а требования, предъявляемые к вашей продукции, будут жестче, чем в рамках Таможенного союза. 

— О равноправии стран в Европейском союзе не может быть и речи: вы обязаны будете соблюдать все их требования, — подвела итоги дискуссии член российской делегации Наталья Бурлинова. 

 

* * *

RS: Как видно из процитированных выше высказываний, обсуждение ТС — тема действительно спорная, бесконечная и не имеет однозначных мнений и позиций. Очень часто, как было и на этот раз, дискуссия из экономической плоскости переходит в политическую. Но все равно замечательно, когда на одной информационной площадке могут собраться представители противоположных сторон, тем более из разных стран, чтобы высказаться и совместно обсудить наболевшие проблемы. 

 






Добавить комментарий