Main Menu

Диктатура справедливости

Развернувшееся обсуждение сегодняшнего состояния государственного устройства и управления вовлекает в свою орбиту всё новых и новых  неравнодушных соотечественников.

Иначе и быть не может. Особенно, если принять во внимание, что сорвавшийся со старта 2014-й год специальным Указом Президента Алмазбека Атамбаева объявлен Годом укрепления государственности. Многим мыслящим гражданам, для которых республика давным-давно стала не просто местом жительства, а неотторжимым от их судеб Отечеством, не испытывают никакого желания отмолчаться.

Слишком уж капитален и несоизмеримо обширен и непреходящ вопрос. В таком явлении, каким является государство, изначально переплетены, а вернее, спаяны все существенные слагаемые жизни. Именно государство, хотим  мы этого или нет, оказывает решающее влияние на положение дел как в целом в той или иной стране, так и в судьбах всех её граждан. Нe было и нет ни одного человека, который рано или поздно не ощутил бы на себе доброе или дурное воздействие лиц, действующих напрямую или опосредованно от имени государства. Всем этим объясняются и редкая многоплановость, и осознанная  ответственность публично высказываемых соображений.

Потребность высказаться и быть услышанным возрастает ещё и потому, что в Указе Президента едва ли не впервые с такой полнотой обозначены как позитивные перемены, произошедшие в последние годы, так и очевидные изъяны и пороки в организации функционирования государственных структур всех уровней. И тут есть что сказать и есть что из сказанного воспринять всем тем, кому это положено по службе, независимо от места, занимаемого ими в табели о рангах. Кыргызстанцы вправе ожидать и надеяться, что к мероприятию такого масштаба, затрагивающему на самом деле интересы всего народа, будет проявлено подобающее отношение и оно не станет очередным наглядным примером осточертевшей кампанейщины.

А чтобы этого не случилось и возникающие у нас обнадёживающие процессы приобретали необратимый характер, следует первым делом решительно изменить в принципе сам подход и отношение к восприятию этого программного документа.

Указ Президента адресован всем, я бы сказал, взрослым кыргызстанцам. Если одна часть их должна будет непосредственно заниматься его реализацией, то другая — как минимум хорошо знать содержание документа, чтобы быть сопричастной проводимой работе и не оказаться по незнанию втянутой в безбрежные споры, групповые и массовые перебранки, чреватые, как известно, опасными столкновениями.

Понятно, что внедрение в наше сознание изложенных в указе многих бесспорных выводов, положений, целей и задач не может произойти по мановению волшебной палочки. Тут надо будет вспомнить и поставить «под ружьё» опрометчиво отторгнутые в недавнем прошлом возможности имеющихся у нас в изобилии апробированных средств — учебных заведений, научных учреждений, государственных служащих и, конечно же, устоявшихся и определившихся в своем предназначении средств массовой информации.

Разумеется, начавшаяся  разъяснительная работа несовместима с сумбуром и поверхностным  подходом. Надо обеспечить качество, последовательность и определенный порядок в изложении материала.

И еще. К сожалению, найдётся немало и таких «рулевых», которые предложение о разъяснении Указа Президента встретят в штыки. При этом они будут ссылаться на свободу выбора материала и его трактовки, на недопустимость вмешательства в их деятельность.

Все эти доводы — не что иное, как пустые отговорки, рассчитанные  на легковерных сограждан. Фактически же это осознанное отстранение от участия в таком жизненно важном процессе, каким  является просвещение масс, pacпространение  всего разумного и нужного.

Теперь о другой, на мой взгляд, также существенной стороне дела.   Я очень надеюсь, что представители самых верхних, да и не только, этажей власти проявят положенный им государственный подход и предельную терпимость к тем СМИ и тем кыргызстанцам, которые в ходе обсуждения Указа Президента сочтут необходимым  публично высказать критические суждения и оценку положения дел в республике и роли в обществе государственных органов и учреждений.

Без  этого идея объявления 2014-го Годом укрепления государственности не будет иметь никакого смысла. Без этого не смогут возрасти одобрительное отношение соотечественников к главному мероприятию года,  их интерес к нему и ожидания. Без этого будет крайне затруднена работа  Жогорку Кенеша, правительства, госорганов и органов местного самоуправления, которым Алмазбек Атамбаев  поручил разработать обширный комплекс  мер по решительному наведению порядка во всех сферах жизни и труда  народа. Все мы знаем, что восторженный фимиам расслабляет и убаюкивает, а  трезвые оценки помогают определить основные  участки приложения сил и побуждают к энергичным действиям. А этих безнадзорных вопиющих участков у нас невпроворот.

Было бы безошибочно начать  с того, что может ощутимо приглушить  самую большую печаль последнего времени, а именно: повысить доверие  кыргызстанцев к властям. Именно это доверие является поистине бесценным приобретением любой страны. Именно на нем базируется государство. Без него очень проблематично достичь необходимого единства государственной власти с народом. А без единства трудно говорить о патриотизме, безопасности государства и деятельном участии населения в достижении успехов в экономике и культуре.

Мы знаем, что кыргызский народ чрезвычайно проницателен, дальновиден и чуток. При всей своей простоте, широте и доброте он тем не менее никогда не смирится с вредоносными пороками, нечестностью и несправедливостью. И всем современникам, властям предержащим надо не только хорошо знать это качество, но и бесповоротно усвоить также истину, что долготерпение соотечественника небеспредельно.

И если сегодня обостряется вопрос о единстве народа и власти, то надо принять к сведению и тот факт, что оно, единство, уже достигнуто в одной части, а именно: в оценке сегодняшнего общественно-политического положения в республике. А оно, увы, далеко не безупречно. Одно только перечисление с кратким толкованием явно негативных явлений занимает в указе немало газетной площади, что, опять же, не может не навести на тревожные раздумья.

Тут и воцарившаяся коррупция с вызывающей пагубностью, и явная терпимость властей к беззаконию и бесправию, и откровенная погоня за обогащением, и беззастенчивое забвение государственных интересов, и поднимающий  голову регионализм… И ещё, и ещё другие не менее опасные явления. Даже перечислять их уже нет никакого желания, так они навязли в зубах.

Все эти «достижения» давно известны всем и каждому, их параметры в прямом смысле выпирают едва ли не на каждом шагу. И разве эта сверхнаглядная архитектура, излишества которой в прежние  времена никому и никогда даже не снились, не раздражает сегодня  рядовых кыргызстанцев и разве она может служить укреплению их доверия к государственной власти? Все мы реалисты и хорошо знаем, что «дары» такой стоимости не могут упасть с неба. Вот  разве что с балкона какого-то этажа…

Весьма показательно, что никто и никогда не спросил у владельцев  подоблачных дворцов, когда они получили Нобелевскую премию или  стали  чемпионами мира. Никто из «героев» не только не ответил по закону за «подвиги», но даже не подвергся серьезному  общественному осуждению, потому что у нас не принято обнародовать не только их махинации, но даже называть фамилии. Могут ли в такой ситуации круглосуточно  востребованные нами, однако изрядно затюканные порядок и законность воспрянуть духом  и по-настоящему заняться выполнением своих обязанностей?

Настало время наконец определиться, что мы за страна и в каком направлении  продвигаемся. Эта беспокойная мысль пульсирует в каждой строке  Указа Алмазбека Атамбаева. Как мне представляется, глава государства  дал хорошо видимый сигнал, означающий крутой поворот, начало следующего этапа в истории Кыргызстана. И тут  я не нахожу никакого преувеличения.

Дело в том, что по своему содержанию, концентрации и значимости поставленных задач указ действительно является программой перехода республики в новое качество. И тут следует подчеркнуть самое главное. Несмотря на слегка пугающее количество изложенных мер, все они обладают замечательным свойством, все они безусловно выполнимы.  Однако и здесь, как в любом масштабном деле, необходимо наличие  весомых предпосылок. К числу обязательных, во многом определяющих относятся желание и способность государственных деятелей проявлять твёрдую волю.

Всякое зло неабстрактно, его  носителями являются конкретные люди. Нередко они объединяются в группы, преступные интересы которых побуждают их сплачиваться.  И тут каждый, решивший практически бороться с криминалом,  должен быть способен на поступок, который, увы, нередко связан с опасностью.  В целях резкого сокращения или полного исключения риска борцы с уголовниками не должны действовать в одиночку, им надо объединяться, укреплять постоянное сотрудничество с органами полиции, а работники государственных учреждений высшего звена  обязаны постоянно, без предубеждений оказывать всяческое  содействие всем, кто занимается столь непростым делом.

Что касается судебных органов, то их работа не выдерживает никакой критики. Преступников не счесть, а осужденных единицы. И это при том, что вездесущие СМИ ежедневно выводят грязных лихоимцев на чистую воду, сообщают об их уму непостижимых злодеяниях. И тем не менее эти натуральные персонажи, живущие по волчьим законам, находятся тут же, рядом с нами  и не испытывают никакого дискомфорта…

И все это опять же ежечасно раздражает законопослушных кыргызстанцев, и они не горят желанием укреплять доверие к государственной власти. Неотвратимость наказания не стала нормой, а о его соответствии преступлению и говорить не приходится.

Понятно, что уже на второй день после того, как тот или иной суд вынесет справедливый, но обвинительный приговор, там и тут станут раздаваться голоса о беззаконии и возврате к старым порядкам. В связи с этим необходимо доходчиво разъяснять населению, что отдельные лица сознательно смешивают одно с другим, выдавая обычное вынесенное судом наказание за государственные репрессии, политическое  давление. И тут надо быть начеку,  не становиться киселеобразным органом. Государство,  особенно в наших условиях, — это диктатура, но диктатура справедливости, диктатура законности и диктатура порядка. Только при таком неразрывном «триумвирате» можно обеспечить необратимое продвижение республики к прогрессу, добиться единства народа и укрепить его доверие к государственной власти.

Разумеется, чтобы претворить в жизнь весь комплекс содержащихся в Указе Президента мер, нельзя оставлять за бортом и другие острые проблемы, прямо относящиеся к взаимоотношениям государственных структур и граждан.

Взять, к примеру, теперешнее состояние работы с кадрами. Даже в высоких инстанциях, где сам Бог велел проявлять предельную  основательность во всех делах, подбором, повышением профессионального уровня, продвижением  работников по службе перестали заниматься. Более того, уже никем не осуждаемая частая сменяемость руководящих кадров приобрела невиданный размах.

А теперь зададимся вопросом: можно ли сегодня ожидать должного качества в работе тех, кто только вчера оказался в том кабинете, где ему никогда не приходилось бывать?

Об этом давно известном всем пороке я напомнил только потому, чтобы еще раз подчеркнуть вековую истину: всегда и везде человек был и остается главным, все определяющим, все решающим звеном жизни во всех  свершениях любого народа. И государство, средоточие избранных соотечественников, призвано с честью исполнять свой священный долг —  в тесном содружестве с людьми неустанно добиваться создания оптимальных  условий для роста и реализации их потенциала, для благоденствия живущих и грядущих поколений.

Аркадий БИТЮКОВ,

заслуженный деятель культуры республики.






Добавить комментарий