Main Menu

Надеяться и на свои силы

Наш род Самигуллиных живет в Кыргызстане с 1906 года, а в Пишпеке  — Фрунзе — Бишкеке с 1912-го. Подозреваю, не многие семьи имеют столь  продолжительную историю проживания в нашем городе. Я помню, как после войны, в пятидесятые годы, в очень трудных экономических условиях успешно развивались промышленность и сельское хозяйство, образование и наука, культура и искусство.  Все население, представлявшее более ста наций и народностей, было объединено одной целью —  развитием республики, что и было с успехом осуществлено. Уже в шестидесятые годы экономика Кыргызстана характеризовалась как индустриально-аграрная. 

Что осталось от той республики сегодня? Одни осколки. Национальные меньшинства уезжают из страны. По отдельным отраслям текущей экономики показатели ниже данных 40-летней давности, хотя численность населения тогда была на 2,5 млн. человек меньше.  Нет особого секрета в том, что у республики большие проблемы с потребительской безопасностью, если учесть, что примерно 95% потребности товарного рынка в непродовольственных и 60-65% в продовольственных товарах удовлетворяется импортными поступлениями.

Причина столь тревожного положения  известна. Республика безболезненно добилась суверенного статуса, но  так и не смогла завершить процесс формирования государственности. То очередной президент  перекраивает Конституцию из-за собственных амбиций, то парламент  объявляет о самороспуске, то несколько тысяч кыргызстанцев, оказывается, способны выгнать из страны главу государства… Многочисленные митинги в столице и на местах в защиту чьих-то корыстных интересов, процветающая коррупция и т. д. Так и не состоялась централизация власти. Мы сами, собственными силами не запустили в стране ни одного  приличного промышленного объекта. У нас созидают канадцы, китайцы, турки, россияне, немцы, корейцы и другие зарубежные представители.

Обидно за республику. Обладая более чем достаточными  природными и сырьевыми ресурсами, кадровым потенциалом, плодородной пашней и водными запасами, замечательной природой и озерной жемчужиной Центральной Азии, Кыргызстан по существу оказался наиболее бедным  среди соседних республик.  Даже в Таджикистане, пережившем гражданскую войну, бюджет  почти в два раза превышает наш.

Понять нашего президента можно, если учесть, что республика оказалась на той крайней грани точки возврата, после которой вытащить ее  из развала будет просто нереально. Опасность потери государственности очевидна, но далеко не обязательна.

Как  представляется, сейчас у нас есть шанс коренным образом изменить тенденцию в лучшую сторону. Главное условие — политическая воля главы государства.

Сейчас у нас есть Президент, который, в отличие от предыдущих, серьезно намерен  построить процветающую страну с развитой экономикой, высокой культурой и достойным уровнем жизни населения. У нас появился шанс — возможно, другого не будет — объединиться вокруг избранного нами Президента, в меру своих сил и знаний принять участие в общем движении созидания, забыть о местечковых претензиях и об обидах, о противостояниях по второстепенным интересам.  Нужны общие усилия по укреплению государственности республики, в противном случае  мы по-прежнему сохраним всеобщую безответственность,  отсутствие исполнительской дисциплины, коррупцию и безразличие населения.

Каким образом кыргызстанцы могут способствовать  укреплению государственности в республике? Прежде всего  нам следовало бы определиться с государственной идеологией. Наверное, не надо выработку идеологии поручать узкой группе, пусть даже специалистам. Может, для начала  будет разумнее провести масштабное общественное обсуждение по всей стране, но не в форме круглых столов и бесед эрудитов. Остается надежда, что большая часть населения страны осознает: или необходимость укрепления государственности республики,  или туманные перспективы.

Совершенно очевидно,  что в Кыргызстане крайне низок уровень ответственности за результаты труда, начиная  с рабочего или мелкого чиновника и завершая высокопоставленным ответственным лицом. У нас нет пока дисциплины исполнения. Без устранения этого дефекта в обществе никакие позитивные изменения невозможны, поскольку все начинания заглохнут в бездеятельности и волоките.

Можно по-разному оценивать  роль Сталина в истории Советского Союза,  но  исполнительская дисциплина при нем была организована настолько эффективно,  что нередко работа выполнялась с опережением.  Или вот пример Китая: там  проворовавшийся чиновник  может не только с должностью расстаться, но и жизнью рискует.

Очень похоже на то, что с нынешними кадрами управленцев и чиновников укрепить государственность Кыргызстана будет проблематично, поскольку их мировоззрение изменить практически уже невозможно. Кадры — одно из слабых звеньев в деле укрепления государственности. К сожалению, республика сегодня не обладает необходимым кадровым потенциалом. Молодые люди, прошедшие обучение за рубежом, предпочитают остаться за порогом страны. Отечественная высшая школа в силу объективных и  отчасти субъективных причин пока еще не готова обеспечить  профессиональными кадрами. Наверное, было бы правильно  не ждать от вузов способных профессионалов, а целенаправленно формировать группы интеллектуальной молодежи и также целенаправленно готовить их, причем совсем не обязательно за рубежом. В республике есть ряд вузов, в которых  при государственной поддержке можно обучить и подготовить необходимые для республики кадры — потенциальную деловую элиту страны.

 

Эльдар САМИГУЛЛИН, 

доктор экономических наук.






Добавить комментарий