Main Menu

Кыргызстан на связи. Первому министру связи Кыргызстана Александру Торопкину в эти дни исполнилось бы 100 лет

Трудовая деятельность А. Г. Торопкина — это яркий пример человека труда, который не просто добросовестно относится к своему делу, но и вкладывает в него огромную часть своей души. Александр Георгиевич внес существенный вклад в развитие экономики и становление  кыргызской государственности. Это как раз тот случай, когда дела говорят о человеке больше, чем он сам. Коллегам А. Торопкин запомнился как профессионал высокого уровня, человек дисциплинированный, требовательный как к себе, так и к подчиненным. 

К примеру, министр А. Торопкин лично участвовал в процессе распределения молодых специалистов — выпускников вузов  и не считал для себя лишней нагрузкой взять под опеку их профессиональное становление.

1Александр Георгиевич родился 21 января 1914 года в Семипалатинске. Трудовую деятельность начал в 1930-м рабочим лесопильного завода «Пионер» в  Ленинграде. В 1933 году поступил учиться на 4-й курс рабфака при Учебном комбинате гражданского воздушного флота и успешно его окончил, затем сразу поступил на 1-й курс Ленинградского электротехнического института связи. В 1940 году, после окончания  был назначен директором автоматической телефонной станции в городе Молотове (ныне Пермь). В 1941-м

А. Торопкина призывают в ряды Советской армии. В военные годы он служил начальником штаба отдельного запасного батальона, а с начала 1942-го командует отдельной ротой связи запасной бригады. В январе 1943 года А. Торопкин выезжает на фронт в должности заместителя командира телефонно-телеграфного батальона связи армейского полка связи.

После Великой Отечественной, в октябре 1945 года, Александра Георгиевича назначили начальником штаба окружного батальона связи в городе Чкалове, где он прослужил до августа 1946-го. За заслуги в Отечественной войне А. Торопкин  награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и «Красная Звезда», медалями «За Победу над Германией», «За освобождение Варшавы», и «20 лет Победы над Германией».

В 1946 году нашего героя назначают начальником Фрунзенской ГТС, а в 1954-м переводят на должность заместителя уполномоченного  Министерства связи СССР по Киргизской ССР. С образованием Министерства связи Киргизской ССР в феврале 1955 года Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР А. Торопкин был назначен министром связи.

В начале 1955 года отрасль связи в республике характеризовалась довольно внушительным хозяйством —  442 предприятия, 7 телефонных станций, в т.ч. 4 АТС, насчитывалось уже 4 000 телефонных аппаратов, несмотря на то что отрасль только начала вставать на ноги в масштабах страны. Общая мощность сельских станций составляла 1 000 номеров и 1 200 аппаратов. Было уже 119 000 единиц радиотрансляционных точек, 4 радиорелейные станции. А тарифные доходы отрасли доходили до 8 млн. рублей.

Быстрое развитие средств электрической связи требовало строительства новых производственных площадей. В пятилетних планах развития народного хозяйства предусматривалось строительство двухэтажных зданий узлов связи во всех городах и районных центрах республики. Существующие междугородные линии связи не удовлетворяли  возрастающие потребности в услугах связи. К примеру, до 1957 года между городами Фрунзе и Ош работал один междугородный телефонный канал через Ташкент. Районы и города области поочередно, по графику получали связь со столицей, причем низкого качества. Такое положение требовало ускоренного строительства радиорелейных линий связи и проводных биметаллических цепей внутри республики для уплотнения соответствующей аппаратурой.

А. Торопкин проработал в отрасли связи 21 год, и во многом благодаря его самоотверженному труду коммуникации республики к 1975 году насчитывали уже 985 предприятий, их количество выросло за эти годы в 2,23 раза. Счет ГТС  вырос в 10 раз — 71 станция. Количество телефонных аппаратов составляло 90 000. Общая емкость сельских телефонных станций разрослась, увеличившись в 22,6 раза. Это было уже 19,8 тыс. номеров, а количество телефонных аппаратов сельских телефонных станций выросло в 4,9 раза (17 900). Существенным стал и прирост радиотрансляционных точек (рост в 3,4 раза) — 404 000. Количество радиорелейных станций увеличилось в 12,7 раза (51 станция). В том числе 24 высокогорные станции, на высоте выше 2000 метров над уровнем моря. Тарифные доходы увеличились в 7,5 раза, составив 60 млн. рублей.

Ввод в эксплуатацию в 1958 году телевизионного центра в г. Фрунзе положил начало развитию телевизионного и УКВ-ЧМ вещания. В 1967 году начала работать приемная космическая станция «Орбита».

Интерес к телевизионному вещанию со стороны местных партийно-советских органов был очень велик. Они выступали с предложениями о строительстве телевизионных станций в их регионах и оказывали всяческую помощь. Особенно, когда речь шла о высокогорных условиях жизни людей. К 1975 году уже работали 51 телевизионная станция и ретрансляторы. Охват телевизионным вещанием к тому времени составлял: одной программой — 90% и двумя программами — 80% территории республики.

Увеличение числа отделений связи, телефонных станций и телефонных аппаратов в сельской местности стало возможным потому, что отрасли сельского хозяйства ежегодно выделялись капитальные вложения на строительство средств электрической связи.

В архивах Министерства связи республики сохранилась реклама 1955 года, когда гражданам предлагались услуги междугородной связи с Ошем,  Джалал-Абадом в течение двух часов в сутки, с районными центрами — от 30 минут до 1 часа в сутки, а с Москвой — в течение трех часов и только в неудобное (ночное) время. В 1954 году во Фрунзе ввели первую в республике АТС, с пуском которой началось интенсивное развитие электрической связи.

В 1964 году в столице ввели в эксплуатацию вторую в СССР (первая была открыта в Москве) автоматическую междугородную телефонную станцию (АМТС). Она была способна обеспечить связь без участия телефонистки. К концу 1970 года автоматическая междугородная связь действовала с Москвой, Ленинградом, Алма-Атой, Ташкентом, Ригой, Одессой, Ошем, Нарыном, Пржевальском и другими городами.

Протяженность междугородных каналов активно развивалась за счет внедрения на магистральных сетях страны мощных систем — аппаратуры К-60, V-60, К-1920П, К-3600.

Уровень автоматических каналов МТС в республике достиг 44%, что позволило предоставлять услуги междугородной телефонной связи до 66% всего исходящего обмена без участия ручного труда телефонистки. Охват населенных пунктов средствами АТС составил 98%. Если обмен междугородными разговорами в 1940 году составил 400 тыс., в 1965-м — 2,3 млн., то в 1975-м — 7,6 млн.

На совершенно новой технической основе развивалась и телеграфная связь. Уровень ее автоматизации по системе прямых соединений (ПС) к 1975 году достиг 76% от общего телеграфного обмена республики, а это значит, что более половины телеграмм достигали пункта назначения в считаные минуты. Успешно развивались абонентский телеграф (АТ), внедрение факсимильной аппаратуры для передачи телеграмм в низовом звене.

А. Торопкин был очень простым в общении человеком, доступным, несмотря на свой высокий ранг. На приеме у министра можно было не только решить любой вопрос, касающийся отрасли, но и ощутить, что решает он их с большой заботой о коллегах и подчиненных. И люди это понимали и ценили.

Во многом благодаря профессионализму, умелому руководству и упорству А. Торопкина Кыргызстан тогда занимал одно из ведущих мест в Советском Союзе по уровню развития средств электрической связи и автоматизации междугородной телеграфной связи. Огромный вклад вносила армия высококвалифицированных дипломированных специалистов, которых объединил вокруг себя тогдашний министр. Все эти люди с энтузиазмом относились к своей профессии, как и их руководитель.

Закрепление молодых специалистов решалось созданием таких условий, как предоставление жилплощади в малосемейном общежитии, строительство домов специально для связистов, выдача квартир из фонда исполнительных комитетов, а также строительство детских садов, пансионата и пионерского лагеря на Иссык-Куле для работников отрасли связи.

Возрастающее развитие средств электрической связи требовало обслуживания их грамотными дипломированными специалистами. Эту проблему министр и весь его аппарат решали путем подготовки в республике кадров в техникуме связи, а рабочих профессий — в профессиональных училищах связи.

Руководство Министерства связи добилось в союзном ведомстве выделения мест для абитуриентов из Киргизии в Московском, Ленинградском, Куйбышевском, Одесском, Новосибирском, Ташкентском институтах связи. Причем с правом сдачи вступительных экзаменов в своих вузах. Многие инженерно-технические работники предприятий связи повышали свою квалификацию на курсах, организованных министерствами связи СССР и республики. Специалисты с опытом работы обучались на ускоренных 3-годичных курсах Министерства связи СССР и получали высшее образование.

Работа по подготовке специалистов дала положительные результаты. На  всех предприятиях связи трудились высококвалифицированные кадры, способные работать с новой техникой и современными технологиями. Впоследствии из них выросли руководители цехов, участков и предприятий. Многие стали руководителями областных управлений связи, работниками аппарата министерства, замминистрами, а кто-то и министрами.

За успешное выполнение планов развития отрасли связи Александр Георгиевич Торопкин награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», дважды медалью «За доблестный труд». Ему присвоено почетное звание «Заслуженный связист Киргизской ССР». А. Торопкин неоднократно избирался депутатом Верховного Совета республики, был членом ЦК Компартии Киргизии.

Подготовил 

Руслан ИСАЕВ.






Добавить комментарий