Main Menu

На грани выживания

Сенсацией № 1 прошедшей недели стала публикация в местных СМИ информации о том, как похищение из Кыргызского национального музея изобразительного искусства картины Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» никто из сотрудников не заметил. О пропаже так бы и не узнали, если бы не получивший ожидаемой порции адреналина разочарованный вор вдруг не явился в правоохранительные органы с повинной. 

Случившееся больно ударило по репутации музея. Действительно, как сотрудники могли  допустить, чтобы посетитель свободно бродил по залам, открыто вырезал из рамы немаленькую — 47х53,5 см — картину в подлиннике и беспрепятственно ушел с шедевром в руках?

— Наш музей основан в 1934 году, и на протяжении  80 лет финансирование осуществляется по остаточному принципу, деньги выделяются только на заработную плату и коммунальные услуги, — говорит директор храма искусств Юристанбек Шыгаев. — Например, смотрители — а это в основном люди пожилого возраста — получают 3 500 сомов, работать им приходится в помещении, где температура не должна превышать 12 градусов.

26 октября 2010 года я обратился к главе временного правительства Р. Отунбаевой с просьбой выделить 10 миллионов сомов на ремонтно-строительные и электромонтажные работы, хотя по составленной нами смете на капитальный ремонт, который последний раз проводился в 1995 г.,  закладывалось 33 миллиона. В обоснование привел следующие доводы: давно выработало свой срок и вышло из строя  технологическое оборудование по поддержанию заданных температурных и световых параметров для создания надлежащих условий по сохранению художественных ценностей. Согласно заключению комиссии МВД КР, пожарная и охранная сигнализация требует полной замены на модернизированную. Электроосвещение и электрооборудование необходимо перевести на энергосберегающие технологии.

Буквально через два дня получаю ответ за подписью заместителя министра финансов С. Кылжыева, который сообщил, что «…в целях стабилизации бюджета и жесткой экономии бюджетных средств финансирование  расходов  необходимо осуществлять строго в пределах бюджетов на 2010 год. В связи с этим выделение дополнительных средств не представляется возможным». Но Министерство культуры и информации не заложило средства на капитальный ремонт музея ни в бюджет 2011-го, ни в последующие годы.

Видимо, чиновники считают Музей изобразительных искусств не таким уж важным для государства объектом. А между тем в его коллекции более 17 500 произведений русских и кыргызских художников ХIV-XX веков  — это картины, рисунки, предметы декоративного искусства, каллиграфия. Из них  72 — произведения русских художников, поступившие из Государственной Третьяковской галереи по распоряжению Наркомпроса РСФСР. Их отобрал основоположник кыргызской живописи С. Чуйков. Здание музея внесено в перечень архитектурных памятников истории и культуры Кыргызстана.

В своей деятельности музей является не просто демонстратором экспонатов, его сотрудники — а их по праву можно назвать энтузиастами своего дела — регулярно проводят республиканские и международные выставки, способствующие развитию кыргызского искусства в его многообразных проявлениях, приумножению  культурного наследия народа. Они делают все от них зависящее, чтобы обеспечить любому гражданину конституционное право свободного доступа к художественным ценностям. При этом не защищены техническими охранными средствами от посягательств грабителей и воров.

Музей как может, так и  выживает. Чиновники тоже занимаются своим привычным делом — отписками. А народу остается только возмущаться их безразличием к народному достоянию.

Айрин ТЕМИР.






Добавить комментарий