Main Menu

ВГЛЯДЕТЬСЯ В ЖИЗНЬ, ИЛИ СТУДЕНЧЕСКИЙ ГЛАМУР

Искусство увидеть необычное в обычном — такое лаконичное и гламурное определение фотографии можно услышать от ее мэтров и опытных фотомастеров. 

Наш коллега Игорь Сапожников, который ведет фотокурс на кафедре международной журналистики КРСУ имени Б. Ельцина, также достаточно опытный в своем деле человек. 

2Однако студентам он трактует свой предмет и рассказывает о нем более прагматично и проще, разъясняя подопечным, что фотография — это способ рассматривать вещи, которые все знают, но не замечают, а еще и возможность показать снимком то, что не видят другие. Самое главное — уметь вглядываться в жизнь и ловить ее врасплох зрачком фотоаппарата.

3Как и любой сфере деятельности, искусству фотографии надо учиться. Сапожников считает, что студентам, берущим в руки фотокамеру, необходимо обязательно знать прошлое и настоящее фотографии, все то, что делали фотографы во все времена, к чему они стремились, какие задачи решали, что хотели показать людям. «Изучая снимки  фотохудожника, вы будете черпать новые идеи для собственного творчества», — говорит он своим ученикам. Обучение в студенческих группах идет по трем направлениям: общий практический курс, фотоискусство (цвет, композиция, сюжет) и фотожурналистика. Будущие акулы пера слушают по-разному, кто-то, внимая словам наставника, записывает все подряд (фотосъемка — одно из необходимых умений современного журналиста), другие вылавливают из рассказов преподавателя конкретные сведения, которые, может быть, пригодятся в будущей профессии.

5Разумеется, не все студенты станут профессиональными фотожурналистами, это уже  зависит от жизни, что она потребует от каждого. Возможно, кому-то придется обойтись без международных фотобиенале и Гран-при и снимать только своих детей и домочадцев, но обращаться с фотокамерой они несомненно научатся. У них разные фотоинтересы и собственный творческий стиль. Давайте с вами посмотрим на снимки студентов второго курса КРСУ,  создателей студенческого фотогламура. Яна Дубова, Олеся Цурикова, Айбек Айитбаев и Айдай Момурзоева, например, концентрируют свои творческие усилия на портрете — жанре, который увлекает видимой легкостью. За натурой бегать далеко не надо, снимай однокурсников, близких, тех, кто рядом, вот хотя бы самого преподавателя.

Однако портрет —  это и прикосновение к душевному миру человека, к его таланту, чувствам, внутренней красоте. Он порой открывает его настолько, что изображение приобретает удивительную самостоятельность и магическую силу, снимок передает неподдельные эмоции, истинный характер без всякого налета и лоска. Ребята без устали фотографируют, пока снимки их в большинстве постановочные, но студенты вглядываются в предмет, пытаются обнаружить черты особой жизни того, кто запечатлен ими на фотографии, может быть, скоро что-то и в газету принесут.

1 6 8 9 10

7Если говорить о фотоработах студентов Айбека Кадырова, Александра Клименкова и Надиры Кудайбергеновой, то их снимки ближе к репортерской фотографии. Пойманные  их фотообъективами кусочки бытия — попытка мгновенно схватить кульминацию события, уловить камерой быстро меняющийся калейдоскоп окружающей среды. Их снимки лиричны и показывают, как правило, позитивные вариации студенческой жизни.

А вот их сокурсники Мария Подгурская, Камила Валиева, Темирлан Темиралиев и Исана Болотбекова как бы представляют своими снимками предметную жанровую фотографию. Их больше увлекает архитектурный интерьер столицы и других мест в республике, где довелось побывать. Студенческие фотокартинки сюжетно и композиционно  разные, одни красивые, другие умные, третьи веселые, четвертые «вредные», но для их авторов они как дети, и все снимки они любят одинаково. В отличие от их преподавателя, который пытается растить фотографов в КРСУ без лишнего пафоса, требовательно и профессионально. Он видит в учениках соратников и коллег, не боясь показать свои неудачи как материал для разбора и понимания неудач. Ему нужен не имидж гуру, а результат, рост и развитие, поэтому ему ни к чему его копии, а интересны ученики, которые смогут выразить в фотографии свое я и пойдут дальше, ученики, у которых он может чему-то научиться и сам.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото студентов КРСУ имени Б. Ельцина.






Добавить комментарий