Main Menu

Людям города на Неве посвящается

В Государственном  национальном театре русской драмы имени Ч. Айтматова прошла премьера  спектакля «Я не хочу умирать»  по мотивам пьесы Ольги Берггольц «Они жили в Ленинграде» и воспоминаниям блокадников героических хроник. Постановка спектакля осуществлена благодаря ОО «Кыргызское общество блокадников Ленинграда» совместно с Российским центром науки и культуры  в Бишкеке при поддержке посольства Российской Федерации. Спектакль посвящен 70-летию полного снятия  872-дневной блокады Ленинграда.

1

3Кажется, все мы столько знаем из учебников по истории, книг, кинофильмов, газет, журналов о прошлой войне, и о блокаде Ленинграда в том числе, что  думаем: а все ли понимаем об этой трагической странице нашей общей истории.

Но спектакль, поставленный Валерием Крайновым, с первого акта разрушает этот стереотип. Все, что происходит на сцене, меняет представление об аде, как о геенне огненной. Хотя у каждого, наверное, свое понятие об этом явлении. Для горстки людей — героев пьесы — ад — это жуткий холод, от которого нет спасенья, голод, поселившийся в желудке куском черного железа, смерть, притаившаяся в глазницах окон полуразрушенных домов, завывании ветра и сигнале воздушной тревоги, воронке, оставшейся от соседнего дома. Она  уже проникла в комнату и лишь ждет мгновенья,  когда погаснет огонь в самодельной «буржуйке» да остынет кипяток в стакане. И этот ад  устроил человек  человеку, то есть подобному себе. Вот это осознать сложнее всего, хотя прошло более 70 лет.

Конечно же, спектакль о войне и о людях, волей судьбы попавших в такой жизненный водоворот. Но он еще и о том, как, пройдя все круги ада,  не утратить совести, достоинства, добра. «Как человеку человеком быть» — лейтмотивная мысль творчества Айтматова очень символично прозвучала с подмостков театра, носящего сейчас его имя. Что помогло людям  выжить тогда? Ведь несмотря ни на что, они влюблялись, рожали детей, помогали друг другу,  ходили в театры, на симфонические концерты (именно там впервые прозвучала симфония №7 (Ленинградская) Дмитрия Шостаковича), где перед ними выступали такие же голодные артисты. Но, может, потому и выступали, чтобы люди хоть на час-полтора забыли о том, что с ними происходит. Откуда в полумертвых телах оказалось столько силы духа, веры, порядочности?   Здесь не работали законы природы об инстинктах выживания,  и,  вопреки всему, люди спасали других, а не себя, как, например Ася, девочка-жизнь, из рассказа Николая Чуковского, пережившего вместе со всеми ленинградцами страшных три года.  Ведь город выстоял.

2Ольга Берггольц, по мотивам пьесы которой поставлен спектакль,  тоже была в блокадном городе на Неве и каждый день разговаривала с горожанами по радио.  Ее тихий голос стал голосом долгожданного друга в застывших и темных домах, стал голосом самого Ленинграда. Она, как никто, понимала их чаяния, потому что сама пережила и голод, и болезни, и потерю близких. Спектакль с обнаженными нервами и комком в горле, как дневник девочки Тани Савичевой…

Александр Балбекин,  Тарас Ковалев, Анастасия Малкова, Яна Колесникова, Тануир Соколов, Жибек Бирикова, Людмила Проходова, Антон Яковенко за короткое время, отпущенное театральной постановке, показали гигантский отрезок жизни. В последней сцене у Александра Романовича   по лицу катились слезы. Так сыграть невозможно, возможно только жить. Поэтому и зрители, среди которых были пережившие блокаду, поверили актерам: и сами не тайком прикладывали платки к глазам.

В фойе театра были устроены выставки картин художника Ивана Михайловича Соловьева — участника обороны Ленинграда — и фотографий  «Нам уже 20 лет», приуроченных  к юбилею общественного объединения «Кыргызское общество блокадников Ленинграда».

Многие говорят, а зачем нам столько книг, фильмов, пьес о войне?  Зачем ворошить прошлое? Сейчас, особенно у молодежи, другие цели, другие интересы, другой взгляд на жизнь.  Но если они не будут помнить своего прошлого, то как узнают о той самой силе духа, что помогла когда-то  старшему поколению выстоять, и которой, если честно, так не хватает современным людям?   У прошлого есть чему учиться. И от  того, чему и как мы научимся, зависит наше будущее.

 Галина МИХАЙЛИНА.

 Фото автора.






Добавить комментарий