Main Menu

Осторожно: опасно!

Мы постоянно в тревоге за своих детей, особенно маленьких. Столько опасного вокруг! Мы-то знаем, что это опасно, а они? 

Как объяснить ребенку, как предупредить тот или иной плохой поступок? Ведь известно: кто предупрежден — тот вооружен. 

За многие годы работы с детьми у меня накопился опыт бесед с ними на эту тему. Я даже написала методическое пособие «Осторожно: опасно!». Предлагаю мамам и бабушкам, да и папам, наверное, отрывок из этой книжечки об опасностях, подстерегающих наших детей во дворе, на улице. Мамы и бабушки знают об этих опасностях, но как об этом поведать малышам? 

…Девочка, ожидая маму у магазина, увидела маленькую собачку, захотела ее погладить, но собачка убежала. Девочка пошла ее искать, но не нашла. Вернулась, а там была аптека, а магазина не было. Девочка заплакала.

— Чего плачешь? — спросил какой-то мальчишка. Девочка ответила ему, что потеряла маму. Мальчик взял ее за руку и отвел к магазину. Там стояла мама и плакала… — Я ведь говорила тебе — стой тут и жди меня, — выговаривала мама.

Ситуация обсуждается, и мы приходим к выводу, что надо слушать маму. Вырабатываем правила безопасности на случай, если ты потерялся: не пугайся, не плачь; обратись к милиционеру, он поможет; если милиционера нет, обратись к мамам и бабушкам, гуляющим с детьми во дворе; к продавцу или кассиру в магазине…

Самое разумное — не уходи с того места, где тебя оставили. Всегда помни свою фамилию, как зовут маму и папу, свой адрес и телефон.

У тебя отнимают велосипед, оглянулся — кругом никого. Что делать? Лучше всего — отдай велосипед. Ребята, которые отняли его, старше тебя, могут побить. Иди домой, расскажи родителям, они знают, что надо делать.

Бывают и другие ситуации. Обсудите с ребенком вот этот случай.

…Оля с девочками играли во дворе. Вдруг к ней подходит тетенька с большой сумкой и говорит: «Оленька, здравствуй! Ты меня не         помнишь? А я тебя сразу узнала. Я мамина подруга». Оля ей говорит: «Мама на работе». «Ах, — говорит, — какая досада: я ведь проездом в вашем городе».

И спросила у девочки мамин телефон. Она вошла в телефонную будку, позвонила, а потом говорит: «Оленька, мама сказала, чтобы я подождала ее дома. Ты мне открой квартиру, а сама можешь погулять».

Подошли к подъезду. Там на скамейке сидели две бабушки. И Оля предложила. «Давайте здесь подождем маму». И села рядом с бабушками. Тетенька постояла, зло на меня посмотрела и ушла.

Побеседуйте с ребенком, спросите его правильно ли поступила девочка? Почему ушла тетенька?

Вырабатываются правила безопасности: не открывать квартиру ни «маминой подруге», ни «папиному товарищу», ключ надо прятать подальше. Могут отобрать, заставить открыть квартиру, запрут в ванной или в туалете, а то и стукнут по голове; осторожно веди себя, если ребята постарше напрашиваются поиграть у тебя дома или посмотреть телевизор. Не надо им открывать дверь.

Можно обсудить с ребенком и такой фрагмент.

…Мальчик играл дома. Вдруг звонок в дверь. Посмотрел в дверной глазок, а там какой-то дяденька. Мальчик спросил:

— Кто там?

— Сантехник.

— А мы никого не вызывали.

— Но наверху прорвало.

Мальчик уже хотел открыть дверь. Но посмотрел: и на кухне, и в ванной не капало. Он сказал «сантехнику»: «Сейчас придет мой папа». Человек сразу же ушел.

Правильно ли поступил мальчик? Вырабатываем и на этот счет правила безопасности: не открывать незнакомому человеку, даже если он назовет себя милиционером; если твою дверь пытается кто-то открыть, звони соседям, в милицию по телефону 02; стучи соседям в стенку, в пол, по батареям, зови на помощь с балкона; если ты пришел с улицы и в твоей квартире дверь приоткрыта или взломан замок, в квартиру не входи, уйди к соседям, они позвонят в милицию.

Научите детей не ходить в незнакомые места, не лазить по оврагам, по новостройкам. Там часто можно встретить нехороших людей, преступников.

— Нас с Ниной, — рассказывает Валентина, — пригласили на день рождения. А цветов у нас не было, и мы с ней пошли за цветами в овраг за парком. А там в кустах толстый дядька стоит. Мы его раньше видели, его мама за ручку водит, хотя он выше ее. Увидел нас, растопырил руки и как кинется на нас! Но тут из-за деревьев выскочил мальчишка и как засвистит! Мы убежали…

Надо объяснить ребенку, что это был душевнобольной. Они опасны.

Преступники часто используют любовь детей к животным. Расскажите ребенку, что случилось с Машей:

— Когда я проходила мимо строящегося дома, из подъезда вышел дяденька с пакетом молока.

— Девочка, — сказал он, — тут кошечка окотилась, пойдем покажу, они там, в углу.

— Я было пошла, но из-за угла выскочил Бакыт и закричал:

— Нет там никаких котят! Врет он, хочет тебя заманить, беги отсюда!

— Дядька выронил пакет и убежал. Я все рассказала учительнице.

Ситуация обсуждается.  Рассказываю ребенку, что этот дядя — преступник. Он совершает самое отвратительное и опасное преступление, издевается над детьми, заманивая их, особенно девочек, в старые дома, на стройки… Он заставит раздеться, снять трусики и т.д. После таких встреч девочек увозят в больницу или находят мертвыми.

Определяем правила безопасности: не ходить мимо заброшенных домов, сараев новостроек и т.д.; не лазить в подвалы и на чердаки; на любое предложение незнакомых людей отвечать «нет» и уходить; если к тебе пристают, убегай, кричи, зови на помощь; если рядом с подъездом или в самом подъезде стоит незнакомый, не входи в подъезд; ни в коем случае не входи в лифт с незнакомыми людьми. Успеешь доехать, если подождать знакомого попутчика; не садись в машину к незнакомцу; не гуляй во дворе, на улице до темноты.

А вот что рассказал Сережа: «Мы познакомились на улице с дядей Кириллом. Он пригласил нас в музей, где выставлены голые скульптуры, объяснил, как устроено человеческое тело, где какие органы. Пригласил к себе домой посмотреть журналы с картинками. Дал свой адрес. Я пошел. Но во дворе этого дома мне повстречался мальчишка, который сказал: «Не ходи в эту квартиру. Дядя Кирилл всем говорит, что он художник. А какой он художник? Заманит, покажет картинки с голыми, потом скажет: «Разденься, я тебя нарисую!». А потом начнет приставать. Не вырвешься!»

Конечно, предусмотреть все опасности невозможно. Я предоставила вам только маленькую часть моей методики. Не все придумано мной. Я использовала новейшую педагогическую литературу. Если вас заинтересовала эта тема, пишите в редакцию, продолжим.

Зоя АНДРЕЕВА,

старейший педагог 

республики.







Добавить комментарий