Main Menu

Балет: и жизнь, и любовь

— Я счастливый человек, балет меня вдохновлял всю жизнь. Иногда случалось так, что кушать было нечего, но, когда выходила на сцену, все уходило на второй план, — рассказывает моя собеседница Марина Сергеевна Бобкова. На ее глазах зарождалось кыргызское хореографическое искусство, она сама почти девочкой после детского дома в начале сороковых годов прошлого века пришла на большую сцену. В этом году Марине Сергеевне исполняется 90 лет. 

4В 8 лет она оказалась в детском доме им. Н. Крупской во Фрунзе. Родителей как врагов народа сослали в Сибирь, а детей отдали на воспитание государству.

— Танцевать я любила с детства, — вспоминает Марина Сергеевна, — а в детдоме действовало много кружков, был и танцевальный. Преподавал там профессиональный педагог. Не могу даже объяснить, чем так затронул душу балет, в нем для меня все казалось прекрасно.

На занятия по танцам девушка всегда спешила, у нее получалось, да так, что уже в старших классах ее и еще нескольких воспитанниц детдома приглашали участвовать в постановках профессиональной труппы. А после окончания школы ее в 17 лет без специального образования зачислили в балерины, и лишь позже Марина Сергеевна окончит хореографическое училище.

А потом грянула Великая Отечественная война, и Марина Бобкова выступала в составе фронтовых артистических бригад. В те тяжелые годы ей немало пришлось пережить,  был и голод, и холод. Но главным для нее оставалось то, что своим зрителям, истощенным, уставшим от войны и ранений, могла дарить встречу с миром прекрасного, заряжать их позитивом, отогревать души.

3

Балету М. Бобкова обязана и встречей с будущим мужем. Случилось это уже после войны.  Супруг Марины Сергеевны — известный в нашей республике человек Петр Никифорович Чесноков — особого представления для читателей не требует: фронтовик, замечательный фотограф, бегун-марафонец и пример здорового образа жизни. Вернувшись с фронта,  он пел в хоре театра оперы и балета. На сцене молодой человек и заприметил Марину Сергеевну. По признанию П. Чеснокова, балерина привлекла тогда его внимание своим проникновенным танцем, увиденным им в спектакле. Как человек, прошедший войну, робеть и отступать он не привык и, встретив понравившуюся девушку в здании театра, пригласил на свидание. По воспоминаниям супругов, встречались они долго, присматривались, узнавали друг друга. По словам Марины Сергеевны, молодой человек понравился ей тем, что был самостоятельным, рассудительным, надежным. Но и очень важно, что не пил, не курил, вел здоровый образ жизни. После того как  уже решили соединить свои судьбы, будущий муж отвез невесту в Токмак познакомить с родителями. Стройная, хрупкая гостья им понравилась.

2— Когда играли свадьбу, на столе из угощений стояли капуста и картошка, но мы были счастливы, — говорят супруги. После бракосочетания им дали жилье в общежитии.

— Время было тяжелое, сохранялась еще система продуктовых карточек.  Я пел в хоре, а еще, чтобы заработать для семьи, как художник готовил декорации. Помню, как Сайра Кийизбаева после поездок в родной колхоз привозила муку и делилась ею со всеми, кто трудился  в театре. Люди тогда очень помогали друг другу, — с чувством рассказывает П. Чесноков.

Но бытовые трудности не мешали ни личному счастью, ни работе. Напротив, чета поддерживала друг друга, быть может, потому что оба оказались людьми творческими.

— Когда любишь свое дело, все подчиняешь ему. Когда танцевала на сцене, думала, что я самый счастливый человек на свете. А муж меня понимал и поддерживал, — с благодарностью говорит М. Бобкова.

Более двадцати лет Марина Сергеевна отдала сцене, это составляло смысл ее стремлений и мечтаний, но пришло время оставить профессию. Как это ни казалось для нее печальным, она сама поняла, что надо вовремя уйти. Хотя с балетом не порвала, искусство танца, как и прежде, оставалось отдушиной и целью. Бобкова стала преподавать в хореографическом училище, растила молодых артистов, передавала им свои ощущения балета, мастерство, переживала за их неудачи и  радовалась взлетам. Учеников у нее много, среди них и Чолпонбек Базарбаев.

— Сегодня в балете нет того стремления, какое наблюдалось раньше, — делится впечатлениями моя собеседница. — Но тогда и зрителей больше ходило в театр, и государство поддерживало совсем по-другому сферу искусства и культуры.

1Ученики не оставляют без внимания Марину Сергеевну до сих пор, приглашают на премьеры, звонят, приходят в гости. Да и сама Бобкова интерес к искусству, которому посвятила свою жизнь, не утратила. На спектакли до последнего времени ходит с удовольствием.

Секретом своего долголетия наша героиня считает то, что прожила всю жизнь в гармонии, и то, что занималась долгие годы по примеру мужа бегом. Когда бросила танцевать, почувствовала, что силы уходят, теряется форма, поэтому вместе со спутником жизни встала на беговую дорожку.  Кросс Марина Сергеевна оставила  совсем недавно из-за плохого самочувствия.

У нее и Петра Никифоровича большая семья, двое детей. Дочь живет в Москве, имеет звание заслуженного учителя,  сын пошел по стопам отца и стал фотографом.  Есть двое внуков, правнуки. На день рождения бабушки в квартире соберется большая дружная компания родственников.

—  Какого подарка вы ждете на свое 90-летие? — задал я вопрос Марине Сергеевне.

— То, что все мои родные вместе со своими семьями будут рядом, — это для меня самое дорогое, — ответила героиня этого материала.

И вновь я коснулся в беседе с Мариной Сергеевной и Петром Никифоровичем  темы счастья, с которой и начали беседу. По словам этих удивительно гармоничных и мудрых людей, семейное счастье — это когда в доме царит лад и есть осознание того, что ты оставил на этой земле свой след.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий