Main Menu

Движение есть, успехов нет

Президент страны в своем Указе ставит вопрос: на какие силы должна опираться власть? Какие принять меры, чтобы люди больше доверяли управленцам, ведь задача сохранения государственности остро стоит перед каждым кыргызстанцем. 

«Если не будет страны, не будет и народа Кыргызстана, — пишет Президент — Сотни тысяч людей начинают понимать, что самое главное богатство — это наша Родина, наша государственность. За годы независимости скопилось много проблем, требующих незамедлительного решения, пережитков прошлых лет».

Что это за проблемы? Свои мысли высказывает независимый эксперт Салих МУРЗАЕВ.

— Если взглянуть на нашу административную реформу со стороны, то можно увидеть следующую картину: в 2011 году мы создали специальную комиссию по оптимизации системы государственного управления. В следующем, 2012 году — концепцию, предусматривающую укрупнение территорий, слияние небольших по размеру айыл окмоту, исходя из экономической целесообразности.

Территориально-административные преобразования, на которые возлагались большие надежды, так и остались неосуществимыми по сей день, то есть ничего не изменилось со времен Советского Союза. Работать же с более чем 450 айыл окмоту проблематично, и управленцы это чувствуют.

Провели ревизию функциональных обязанностей, оптимизировали структуру правительства, ликвидировав свыше тысячи полномочий. Вместо губернаторов в областях появились полномочные представители правительства, некоторые села преобразованы в поселки городского типа. На фоне политической нестабильности, народных волнений в регионах премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев стремился укрепить вертикаль власти, и это был правильный шаг.

Далее, в 2012 году были упразднены районные кенеши. Укрупнение же территорий, образование айыльных аймаков так и не произошло и вряд ли осуществится в намеченных нашим правительством сроках — 2015-2016 годах, так как здесь явно присутствует коллизия, конфликт интересов. В это время начнется избирательная компания по выбору парламентариев. Видимо, административную реформу отодвинут опять на неопределенный срок.

Существует пятилетняя программа правительства, утвержденная Жогорку Кенешем, в которой расписали этапы перехода к экономической стабильности, передачу ряда полномочий из центра — МСУ. Осуществление реформ в госуправлении реально началось только в прошлом году.

Считаю, что в более чем скромных успехах на этом непростом пути виновата не экономическая политика, проводимая правительством, а кризис исполнительной системы. Мы воочию видели, что за неисполнение законов, постановлений и распоряжений кабинета министров виновные чиновники не понесли никакого наказания.

Народ понимает: власть работает неэффективно, плохо. Как до нее достучаться, если она никого слушать не желает? Только перекрыв трассы, организовав уличные шествия и митинги, и все это для того, чтобы обратить внимание на узкие места, заставить управленцев работать в интересах общества.

В Национальной стратегии устойчивого развития страны вплоть до 2017 года есть раздел «Государственное управление». Все перечисленные выше документы создают вектор, по которому должны идти изменения, это наш план реформирования. Его согласовали с учеными, аналитиками, бизнесменами, общественностью.

Документ предусматривает три этапа оптимизации системы государственного управления. Предусмотрено повышение роли местного самоуправления, искоренение коррупционных схем, ориентация на достижение конечного результата — люди должны быть удовлетворены предоставляемыми государством и муниципалитетами услугами.

Нынче стоит вопрос возврата института губернаторства и районных кенешей, но уже в другом виде: предстоит укрепить айыл окмоту, предоставив больше полномочий их руководителям.

В заключение хочу сказать, что Кыргызстан — небольшая по размеру страна, существующее ранее четырехуровневое управление страной (центр- области — районы — айыл окмоту) — это излишества.

Сегодня мы утверждаем только два бюджета: республиканский и местный, что позволяет сельским управам стать более самостоятельными, самим решать свои проблемы, повышая налоги или арендную плату, рационально распоряжаясь муниципальной собственностью.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий