Main Menu

Переходный процесс: остановка в пути? Страны Восточной Европы и Центральной Азии замедлили свое развитие, и существует угроза того, что они могут так и не догнать по уровню жизни развитые страны

Об этом, в частности, говорится в докладе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), посвященном успехам и просчетам некоторых стран в 2013 году в процессе перехода к рыночной системе, презентация которого состоялась в пятницу в бишкекской гостинице «Хайятт». Этот ежегодный отчет по исследованию  развития стран, расположенных в регионах  экономического влияния ЕБРР, на этот раз представили старший экономист по Центральной Азии Европейского банка, куратор по финансам Агрис Прейманис и старший экономист отдела главного экономиста этого банка Александр Плеханов.

В докладе утверждается, что страны с формирующимся рынком находятся под угрозой того, что могут так и не догнать по уровню жизни более передовые страны с рыночной  экономикой.  “Но у них все же есть шанс преодолеть  основные препятствия на пути роста благосостояния. Данные говорят не только о том, что время на стороне реформ, но и о том, что страны могут ускорить процесс реформирования,  особенно если над этим будут совместно работать международные интеграционные процессы, руководство стран и широкая общественность, — отметил в предисловии к докладу главный экономист Европейского банка Эрик Берглоф. — В Центральной Азии торговая и финансовая открытость могла бы стать критическим основополагающим фактором для усовершенствования экономических институтов и способствовать экономическому росту в регионе».

 

Итоги года  в Кыргызстане с точки зрения аналитиков ЕБРР

Эксперты отметили основные события 2013 г.:

1. Возобновление экономического роста в 2013 г. после спада, имевшего место в 2012 г., когда появились проблемы на Кумторском  золоторудном предприятии,  приведшие к сокращению ВВП страны за год на 0,9 %. Выровнять ситуацию и удержать уровень потребления помогли в какой-то мере денежные поступления в страну от трудовых мигрантов.

2. Пересмотр инвестиционного соглашения с крупнейшим золоторудным  иностранным инвестором. Пока стороны не пришли к согласию, хотя «Кумтор» — самый масштабный рудник в стране и один из главных источников экспорта.

3. Продолжается реформа бизнес-среды. Удалось добиться прогресса в вопросах выдачи предпринимательских лицензий и проведения проверок бизнеса.

Макроэкономические показатели.

Как отмечено экспертами-аналитиками, авторами  доклада, «в 2012 г. ВВП в стране сократился примерно на 0,9 % по причинам сбоев в работе рудника «Кумтор» под  воздействием  забастовок и неблагоприятных погодных условий в I квартале 2012 г. А поскольку на долю Кумторского предприятия приходятся до 10% всей добавленной стоимости в стране, указанные сбои повлияли на общий  показатель экономической активности страны. Также снизился и объем экспорта, особенно в Казахстан и Россию. Но поскольку сбои носили разовый характер, в первой половине 2013 г. в экономике возобновился активный рост. Объем добычи золота восстановился. В результате в I полугодии 2013-го по сравнению с I полугодием 2012-го темп роста ВВП достиг 7,9 %. Лидировали обрабатывающая промышленность и сфера услуг. Объем денежных переводов, главным образом из России, достиг 30% ВВП, что еще более  укрепило экономику». По мнению экспертов ЕБ, уровень инфляции  в стране остается крайне нестабильным: «В начале 2011 г.  ее темпы превышали 20%, к концу августа 2012 г. — упали до 2%. К концу марта 2013 г. инфляция в годовом исчислении достигла 8% (главным фактором стал рост цен на продовольствие). Обменный курс нацвалюты оставался в целом стабильным: за 2012 г. он понизился по отношению к доллару примерно на 2%».

Отмечено  экономистами Евробанка и ухудшение состояния платежного баланса и бюджета: «В результате снижения темпов роста дефицит счета текущих операций резко вырос, достигнув в 2012 г. 15,3% ВВП, а дефицит бюджета составил 5,4% ВВП. В 2013 г. ситуация с дефицитом бюджета начала улучшаться. Реализация программы расширенного кредитования по линии МВФ, в рамках которой сейчас находится Кыргызстан, идет по графику. Но финансовая система все еще не может оправиться после кризиса 2010 г. После реструктуризации «АУБ-банка» официальный показатель проблемных кредитов в КР остается на  сравнительно низком уровне. Но вызывает сомнения подлинное качество активов банковской системы из-за наличия субсидируемых государством программ кредитования с участием двух комбанков».

Что касается основных изменений в структурных реформах, европейские финансисты отмечают: «Продолжаются  реформы по улучшению условий предпринимательской деятельности. По легкости ведения бизнеса КР добилась сравнительно хороших результатов, заняв в рейтинге ВБ DoingBusiness за 2014 г. 68-е место  из 189 стран. Но по ряду параметров, включая доступ к электроснабжению и внешнюю торговлю, условия для бизнеса затруднены».

Среди достижений в этой сфере в докладе подчеркнуто: «НБ КР выдал местному учреждению микрофинансирования разрешение работать в качестве банка. Компания «Бай-тушум и партнеры» стала первым учреждением такого рода, превратившимся в полностью лицензированный банк”.

В апреле 2013 г. 90% доли государства в «Залкар-банке» проданы российскому «ИТБ-холдингу» за 4 млн. долларов (в соответствии с оценкой банка МФК).

“Кыргызгаз» был продан «Газпрому» (Россия), в июле 2013 г. две страны подписали об этом межправительственное соглашение. Кроме того, сделан еще важный шаг: в мае 2013 г. КР получила официальный статус страны-кандидата на вступление в Евразийский экономический союз, присоединившись к России, Казахстану и Беларуси. Полностью процесс присоединения может занять несколько лет.

В докладе перечислены ключевые приоритеты на 2014 год:

1. Эффективное урегулирование спора вокруг месторождения Кумтор как ключевое звено для укрепления доверия инвесторов.

2. Необходимость укрепления деловой практики и надзора в банковской системе. Одной из главных остается задача повышения доверия к банковской системе. Важным шагом в этом направлении стала бы прозрачная приватизация крупных государственных банков (на чем настаивают  специалисты ЕБРР. — Прим. Е. М.)

3. Настоятельно необходимо провести модернизацию энергетического сектора. Шаги  среднесрочной стратегии для этого сектора должны быть направлены на повышение надежности энергоснабжения, эффективности операционной деятельности и качества корпоративного управления и прозрачности в данной сфере.

 

Почему же страны трансформации «сбились с пути»?

По мнению одного из авторов доклада А. Прейманиса, большинство стран с переходной экономикой сбились с траектории сближения доходов на душу населения по сравнению с развитыми странами. По его словам, «предполагалось сближение этого важнейшего показателя развития на 80%  уже к 2028 году, но сейчас — и в результате финансового кризиса 2008-2010 годов, а также внутренних факторов в странах — траектория движения существенно усложнилась, в результате Казахстан достигнет сближения, вероятно, к 2025 г., а вот Кыргызстан — приблизительно к 2052 г.  Движение суверенитета, начавшееся  около 25 лет назад, вовлекло в орбиту страны Восточной и Юго-Восточной Европы и Центральной Азии. Но почему же Польша, Чехия, к примеру, улучшают позиции, а со странами ЦАР это не происходит? Что нужно им делать для выхода из ловушки в средне- и долгосрочной перспективе?»

Правда, эксперты сделали оговорку в адрес Кыргызстана, увидев реальные темпы роста по прошлому году, превысившие 10%: «Восстановление в регионе проходит медленно, но рост в ЦА достаточно сильный, если учитывать Кыргызстан». Правда, они спросили: за счет чего этот рост и каковы перспективы? И показали очередной слайд презентации, где изображены поток денежных трансфертов в разные  переходные страны от мигрантов и зависимость  их экономик от размеров этого потока. Лидирует в этом процессе Таджикистан, а Кыргызстан — на втором месте. Эксперты посоветовали быть готовыми к тому, что этот поток может уменьшиться, поскольку основной  источник его — в России, где прогнозируется некоторое снижение темпов роста и экономической активности плюс ужесточение миграционного законодательства. Оба фактора могут привести уже в 2014 г. к снижению объемов трансфертов. Шла речь и о необходимости увеличения  кредитования в ЦА в национальной валюте, поскольку сейчас больше 50% кредитов  их потребители получают в иностранной валюте. Подчеркнули аналитики и сильную зависимость роста в республике от Кумторского предприятия, отметив, что, хотя темп роста ВВП без  учета его влияния достигает примерно 5%, но совокупные темпы роста  заметно зависят от Кумтора, это является одним из рисков для развития (о  необходимости диверсификации нашей экономики не говорил только ленивый! — Прим. Е. М.)

 

Что нам мешает и что нам поможет?

В докладе  о переходном процессе-2013  аналитиками сделан акцент на две проблемы, сдерживающие долгосрочный рост:                                                   — во многих странах реформы остановились;

— реформы не всегда приводят к более качественным экономическим институтам (в случае с Кыргызстаном).

Одна из причин стагнации — ловушка «недовыполненных» реформ: не полностью демократические режимы в странах ЦА, недостаточный прогресс в улучшении экономических институтов и низкий рост в секторах, не связанных с добычей. Чтобы  улучшить ситуацию,  можно создать условия для реформ и улучшить экономические институты. Каким образом? Эксперты осторожно советуют: «Умеренными политическими потрясениями; с помощью политики, направленной на улучшение экономических институтов, при любом политическом режиме и уровне рыночных преобразований». Под экономическими институтами  эксперты понимают: роль законов в стране; эффективность госуправления; качество регулирования процессов управления;  контроль коррупции; индикаторы переходного периода и др. «Есть несколько способов анализа ситуации, мы использовали собственные индикаторы — факторы деловой активности (возможность получения кредитов и проч.) К примеру, Грузия находится на 9-м месте в мире по качеству экономических реформ, — отмечают они. — По сравнению с уровнем рыночных реформ во многих странах качество экономических институтов остается низким, включая Кыргызстан». Один из  главных выводов доклада: экономическое развитие и реформы поддерживают демократию. Экономическое развитие  — это рост ВВП на душу населения, расширение среднего класса, индустриализация, урбанизация. Усиление  экономических институтов может помочь демократии, делая общество богаче и способствуя росту частного сектора (особенно малого бизнеса); создавая конкуренцию и ослабляя «особые» интересы, которые противятся демократии.

Для Кыргызстана «окном возможностей» является связь между ростом уровня демократии и качеством упомянутых институтов. Чтобы улучшить это качество при заданной политсистеме и имеющемся уровне рыночных реформ, следует, по мнению европейских финансистов, претворять в жизнь «открытые политические реформы», в особенности на местном и региональном уровнях. Важны: открытость в международной торговле и прямые иностранные инвестиции;  поддержка международной интеграции, улучшение прозрачности и подотчетности на местном уровне, ну и повышение качества образования, особенно высшего. (поскольку истину «Кадры решают все» никто не отменял. — Прим. Е. М.). Здесь аналитики сделали упор на то, что школьники Кыргызстана показали ужасающе низкие результаты по математике, естественным наукам и логическим способностям, а Кыргызстан в этой связи решил выйти из системы тестирования вообще. Что касается вузов, они отметили: «Выдача  дипломов о высшем образовании поставлена в республике на конвейер. Крайне низко и количество патентов по сравнению с другими странами».

В заключение следует сказать, что русский вариант доклада «Остановка в пути» можно прочесть на сайте ЕБРР, в главе 4 этого доклада дается анализ последствий вступления КР в Таможенный союз.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий