Main Menu

Год укрепления государственности

Указ Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева

download (1)"Кыргызская государственность переживает один из самых драматичных периодов своей более чем двухтысячелетней истории. В результате судьбоносных перемен XX века народ Кыргызстана получил возможность построить самостоятельное государство. Однако первые два десятилетия независимости  оказались временем упущенных возможностей. Установление коррумпированного и сросшегося впоследствии с криминалом семейно-кланового режима привело к дискредитации институтов государственной власти и масштабному разграблению национальных богатств. В 2009 году Кыргызская Республика была признана самой бедной страной СНГ. Уровень доверия государству со стороны граждан оказался ниже критического минимума. Открыто говорилось о недееспособности кыргызского государства и перспективах его перехода в разряд несостоявшихся. images

Апрельская революция открыла возможности для устранения опасного раскола между народом и властью. Ведь единственным источником власти является народ. И власть должна работать только в интересах народа. Поэтому, исходя из этих основополагающих принципов, была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы. Сделаны важные шаги, направленные на достижение энергетической, транспортной, продовольственной безопасности. Заложены основы реальной политической конкуренции. Обеспечена свобода средств массовой информации. Идут борьба с коррупцией, судебная и военная реформы. Повышаются открытость и прозрачность выборов, повседневной деятельности государственных органов. 

DOS_1051Главное — меняется отношение кыргызстанцев к своей стране. Многие  граждане начинают чувствовать ответственность за судьбу государства, судьбу своих детей и собственную судьбу. Активизировалось гражданское общество, в том числе на местах. Привычными стали проявления патриотизма и гражданской ответственности. 

Как результат появляются первые признаки  экономического роста. В полтора раза возросла с учетом инфляции покупательная способность пенсионеров и более чем на четверть — работников бюджетной сферы. В денежном выражении средний размер пенсий увеличился за этот период в 2,1 раза, а средняя заработная плата — в 1,9 раза.

Вместе с тем наметившиеся перемены к лучшему нуждаются в закреплении. Сложившееся в Кыргызстане положение говорит о целом ряде открытых и скрытых угроз возрождаемой государственности. Последние события в некоторых странах ближнего и дальнего зарубежья, поставившие их на грань вооруженного противостояния и раскола, убедительно подтверждают первостепенность задач укрепления единства народа и институтов государства, повышения уровня доверия к ним со стороны граждан.

Главной проблемой сегодняшнего Кыргызстана и источником основных угроз его государственности, как и много веков назад, когда внутренние противоречия привели к распаду казавшегося могущественным Кыргызского каганата, является состояние "политической элиты". В первую очередь отсутствие у многих ее представителей государственного подхода и ответственности за судьбу страны. Нередко за высокопарными словами об интересах народа здесь по-прежнему легко усматривается примитивное стремление любой ценой получить доступ к государственным ресурсам или избежать ответственности за допущенные ранее злоупотребления.

Предметом спекуляций и торга при этом зачастую оказываются основы национальной безопасности. Под угрозу ставятся единство народа, мир и стабильность в стране. Искусственно подогреваются межрегиональные, родоплеменные и межэтнические проблемы. Сформировалась особая категория политиков с подконтрольными им и материально мотивированными активистами и средствами массовой информации, специализирующимися на "раскачивании" ситуации в некоторых регионах.

Другой серьезной проблемой, препятствующей решению масштабных задач стратегического развития Кыргызстана, остается неэффективная система государственного устройства и управления. Она дает сбои по вертикали и горизонтали, характеризуется отсутствием баланса функций и полномочий органов государственной власти, слабыми коммуникациями между центральными и местными органами управления.

Жизненно важные решения одной ветви государственной власти подчас нивелируются актами другой ветви, нередко явно ангажированными и разрушительными по своим последствиям. Поэтому назрела необходимость провести анализ действующего законодательства и Конституции Кыргызской Республики для выявления норм, содержащих потенциальные риски дестабилизации и       дезорганизации власти, скрытые угрозы единству и целостности страны в будущем. Это особенно актуально в свете активизации регионалистов, а также последних спорных решений Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики.

Создание системы сдержек и противовесов, защищающей правовую систему от принятия деструктивных решений в процессе взаимодействия ветвей государственной власти, должно стать приоритетным направлением в ходе совершенствования законодательства и проведения административной и судебной реформ.

Требует своего решения проблема делимитации и демаркации государственной границы Кыргызской Республики. Это создает трудности в экономическом и социальном развитии регионов, служит некоторым политикам очередным поводом для спекуляций. 

Отдельный блок проблем связан с реализацией Концепции укрепления единства народа и       межэтнических отношений, повышением объединяющей роли и расширением сферы использования государственного языка, обеспечением равных прав и возможностей граждан страны для их самореализации независимо от этнической принадлежности.

Особый разрушительный для современной кыргызской государственности потенциал заложен в эксплуатации деструктивными политическими силами имеющихся недостатков правовой системы государства, особенно в части  уровня правосознания и правовой культуры граждан. Факторы правового нигилизма и чувства безнаказанности в обществе и институтах государства создают трудности для экономики и социальной инфраструктуры, выливаются в нарушения земельного, экологического и другого законодательства, захваты и уничтожение чужой собственности. В отдельных случаях эти незаконные действия перерастают в проявления охлократии, или "власти толпы", когда в интересах нескольких десятков людей перекрываются автомобильные дороги, оказывается давление на правоохранительные и судебные органы, ущемляются права сотен тысяч простых наших сограждан. В результате страна вынуждена направлять огромные силы и ресурсы на сохранение внутренней стабильности и правопорядка.

Следует признать,  что, несмотря на отсутствие реальных политических перспектив, деструктивные силы в состоянии серьезно затруднить развитие Кыргызстана, поскольку обладают значительными материальными ресурсами и в погоне за личной выгодой не задумываются о судьбе собственного народа. 

Настало время переходить к решительным шагам по укреплению государственности и единства народа, привлечению новых людей, и особенно молодежи, к управлению политическими организациями и государством, повышению правовой культуры граждан Кыргызской Республики. Повышение собственной персональной ответственности за выполнение реальных дел по укреплению государственности и подчинение всей своей повседневной деятельности национальным интересам Кыргызстана должно стать главной задачей руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих в это судьбоносное для страны время.

Единому и сплоченному народу Кыргызстана будет по силам решение любых задач. Каждый политик и каждый гражданин должен спросить себя о том, что он сделал для укрепления Кыргызстана и чем поможет стране в ее развитии. Только высокая активность кыргызстанцев и их гражданская позиция могут служить гарантией того, что уже никакие силы не смогут повернуть время вспять, не смогут помешать строительству нового, независимого и сильного Кыргызстана.

В целях укрепления государственности и повышения уровня доверия граждан к институтам государства, консолидации усилий  государственных органов, органов местного самоуправления, всех здоровых сил общества и граждан, не равнодушных к судьбе Кыргызстана, в данном направлении постановляю:

1. Объявить 2014 год в Кыргызской Республике Годом укрепления государственности.

2. Считать, что основными показателями эффективности работы государственных органов, органов местного самоуправления, государственных организаций и учреждений Кыргызской Республики и их руководителей по укреплению государственности являются практические результаты выполнения Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов.

3. Предложить Жогорку Кенешу Кыргызской Республики и правительству Кыргызской Республики ускорить разработку и принятие законопроектов, других нормативных правовых актов, направленных на:

1) упрочение основ государственности, укрепление правовой системы государства, обеспечение законности;

2) формирование эффективного государственного управления по всей вертикали, достижение баланса и оптимального сочетания государственной власти и полномочий местного самоуправления;

3) создание условий для прихода в систему управления высококвалифицированных кадров нового поколения;

4) преодоление разрушительных для государства тенденций в межрегиональной, межэтнической и религиозной сферах, разработку комплекса профилактических мероприятий по предотвращению политического экстремизма.

4. Рекомендовать правительству Кыргызской Республики, другим государственным органам, органам местного самоуправления Кыргызской Республики:

1) обеспечить направленность практической деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных организаций и учреждений Кыргызской Республики в рамках проведения Года укрепления государственности на реализацию задач:

— повышения уровня доверия к государству, государственным органам и органам местного самоуправления со стороны граждан;

— укрепления законности, противодействия коррупции и борьбы с преступностью, улучшения качества оказываемых населению государственных и муниципальных услуг, повышения профессионального уровня и ответственности государственных и муниципальных служащих; 

— укрепления единства народа, пресечения фактов регионализма и национализма, воспитания гражданского патриотизма, повышения правовой культуры граждан, объединяющей роли государственного языка, обеспечения сопричастности и активного вовлечения институтов гражданского общества и граждан в работу по реализации целей и задач стратегического развития  Кыргызской Республики;

2) образовать в месячный срок организационные комитеты по проведению Года укрепления государственности с привлечением представителей гражданского общества и утверждением соответствующих планов практических мероприятий;

3) предусмотреть мероприятия по популяризации идей укрепления государственности, ее символов, принципов эффективного и честного управления, успешного решения проблем экономического и социального развития регионов, расширения сферы использования государственного языка;

4) изыскать возможности поощрения организаций, учреждений, юридических и физических лиц, внесших существенный вклад в проведение Года укрепления государственности, в том числе путем проведения соответствующих конкурсов и оказания содействия в финансировании проектов, реализуемых представителями гражданского общества;

5) во взаимодействии с Общественной телерадиовещательной корпорацией Кыргызской Республики, другими средствами массовой информации и институтами гражданского общества обеспечить проведение эффективной информационной и разъяснительной работы по проведению в Кыргызской Республике Года укрепления государственности.

5. Предложить Национальному совету по устойчивому развитию Кыргызской Республики во взаимодействии с Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и правительством Кыргызской Республики выработать меры по обеспечению  эффективного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий, гражданского общества, средств массовой информации, граждан Кыргызской Республики, а также консолидации их усилий и повышения ответственности в вопросах укрепления государственности, обеспечения единства народа, законности и стабильности в стране.

6. Правительству Кыргызской Республики представить в аппарат Президента Кыргызской Республики обобщенную информацию о реализации задач, вытекающих из настоящего Указа, в июле 2014 года и в январе 2015 года. 

7. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на руководителя аппарата Президента Кыргызской Республики.

 8. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования".

 






Добавить комментарий