Main Menu

Что гласят закон… и соглашения

Судьба крупнейшего кыргызско-канадского проекта "Кумтор" все еще не решена. Некогда вопрос чисто экономический перешел в разряд политических с сопутствующими атрибутами политической жизни.

Вместе с тем правительство республики, "Кыргызалтын" и "Центерра" в целях дальнейшей реструктуризации проекта "Кумтор", направленной на создание совместного предприятия на условиях паритетности, равных партнерских отношений и взаимной выгоды, договорились об основных условиях реструктуризации, изложенных в соглашении.

В это же время некоторые политические круги высказывают предложения по национализации Кумтора и предлагают провести всенародный референдум по этому вопросу.

Чем могут обернуться для экономики Кыргызстана такие шаги, четко указано в рамках ранее подписанного соглашения, ратифицированного законом в 2009 году.

Итак

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Кыргызская Республика, как и любое другое государство, вправе национализировать любое имущество или права на имущество, принадлежащие юридическим и физическим лицам, являющимся резидентами Кыргызской Республики, независимо от места нахождения такого имущества — на территории Кыргызской Республики или за рубежом, или не являющимся резидентами Кыргызской Республики, но имущество которых находится на территории Кыргызской Республики.

Данное право является суверенным правом каждого государства, и отказ от такого права — права национализировать — является ничтожным.

В Кыргызской Республике право Кыргызской Республики принимать решение о национализации предусмотрено в Конституции (ст. 12), Гражданском кодексе (ст. 288), законе об инвестициях (ст. 6), согласно которым национализация (экспроприация, обращение в государственную собственность) осуществляется на основании закона с возмещением стоимости такого имущества и других убытков, включая упущенную выгоду.

В пересмотренном инвестиционном соглашении (п. 6.1), заключенном в 2009 году, которое вытекает из соглашения о новых условиях, ратифицированного законом в 2009 году, предусматривается, что в случае экспроприации имущества и прав правительство обязано выплатить сумму, равную реальной рыночной стоимости любого актива, имущества, дохода или права, затронутого такими действиями. При этом следует иметь в виду,  национализация влечет за собой прекращение  (расторжение) всех договоров.

Также  при осуществлении кыргызской стороной действий о национализации, согласно пункту 6.1 пересмотренного инвестиционного соглашения от 2009 года, правительство должно одновременно с такими действиями перевести на счет, указанный инвестором в банке, находящемся вне территории Кыргызской Республики, сумму наличными в долларах США, равную реальной рыночной стоимости любого актива, имущества, дохода или права, затронутого такими экспроприационными действиями. 

Следует отметить, что действия по "национализации" могут быть признаны советом директоров "Центерры" как политический риск для компании "Центерра". При таких обстоятельствах, согласно пересмотренному соглашению акционеров между ОАО "Кыргызалтын", корпорацией "Камеко" и компанией "Центерра Голд Инк." от 6 июня 2009 года (п. 2.7), в случае  возникновения политического риска акции акционера, по чьей вине  создан такой политический риск,  подлежат обмену на акции класса А, т.е. теряют право голоса и получения дивидендов и в последующем могут быть разводнены на сумму, подлежащую выплате по полису страхования политических рисков. 

Такого же мнения придерживаются привлеченные международные консультанты.

 

РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА 

Договор — это правовая сделка, в которой стороны добровольно установили права, взяли на себя обязательства и установили ответственность, направленную на обеспечение исполнения таких обязательств. При этом договор должен исполняться сторонами надлежаще, добросовестно, полно, без ущемления интересов других сторон такого договора, в чем предполагается принцип партнерства.

Любые изменения и дополнения к договорам, а также расторжение или выход из такого договора могут быть исключительно в случаях, предусмотренных в самом договоре или в дополнительных соглашениях, или в  судебном порядке.

Соглашение о новых условиях по проекту "Кумтор" — это договор, не имеющий статуса международного договора. Он — обычный договор, совершенный в рамках гражданско-правовой сделки. Данное соглашение является четырехсторонним. Стороны соглашения — правительство, ОАО "Кыргызалтын", компания "Центерра Голд Инк.",  канадская компания "Камеко", ЗАО "КОК" и ЗАО "КГК".

Предметом данного соглашения является подтверждение правомерности соглашений, действовавших до 2009 года, которыми предоставлялось в концессию месторождение Кумтор сроком на 50 лет (1992-2042 гг.). Данное месторождение предоставлено на исключительных условиях, то есть подобная  концессия — правопользование недрами не может быть изъято, ограничено, приостановлено и что правительство будет оказывать содействие деятельности по разработке месторождения Кумтор. 

При расторжении договора все права, обязанности и ответственность прекращаются и теряют свой юридический статус, т.е. заканчивается правомочность этих положений. Из этого следует, что предоставленное право на концессию прекращает действовать. Иначе говоря, права на недропользование и разработку прекращают свое действие. Земельные участки, выделенные под недропользование, подлежат изъятию. Все это может привести к возможному расторжению других контрактов и договоров, заключенных по  проекту "Кумтор" с другими субподрядчиками.

Принимая во внимание, что в условиях соглашения от 2009 года не предусмотрен односторонний выход из соглашений, "Центерре" придется  в судебном порядке принуждать правительство исполнять соглашение либо требовать от него соответствующей компенсации.  

В процессе судебного разбирательства возможно приостановление деятельности на месторождении Кумтор. Судебная тяжба может затянуться на неопределенный срок (до трех-пяти лет), бюджет не получит доходы,   возникнут расходы на приобретение услуг по судебному разбирательству.

Такого же мнения придерживаются привлеченные международные консультанты.

 

ОТМЕНА СОГЛАШЕНИЯ О НОВЫХ УСЛОВИЯХ от 2009 года

Соглашение о новых условиях по проекту "Кумтор" заключено 24 апреля 2009 года в Бишкеке между правительством КР, ОАО "Кыргызалтын", канадской компанией "Центерра Голд Инк.", ЗАО "КОК", ЗАО "КГК" и канадской корпорацией "Камеко". 

Данное соглашение — правовая сделка, в которой стороны добровольно установили права, взяли на себя обязательства и установили ответственность, направленную на обеспечение исполнения таких обязательств.

Данное соглашение является соглашением/договором, не имеющим статус международного договора. Данное соглашение — обычный договор, совершенный в рамках гражданско-правовой сделки. Стороны соглашения — правительство, ОАО "Кыргызалтын", компания "Центерра Голд Инк.",  канадская компания "Камеко", ЗАО "КОК" и ЗАО "КГК".

Предметом данного соглашения является подтверждение правомерности соглашений, действовавших до 2009 года, которыми предоставлялось в концессию месторождение Кумтор сроком на 50 лет (1992-2042 гг.). Данное месторождение предоставлено на исключительных условиях, что данная концессия — правопользование недрами не может быть изъято, ограничено, приостановлено и что правительство будет оказывать содействие деятельности по разработке месторождения Кумтор.  Данное соглашение ратифицировано законом КР от 30 апреля 2009 года № 142.

Формальная сторона для отмены закона как нормативно-правового акта, так и самого соглашения требует установления его/их неконституционными или недействительными. Правом устанавливать нормативно-правовой акт, а также сделки, неконституционным или недействительным, обладает суд (статья 10  Закона "О нормативно-правовых актах", статья  5 Гражданского кодекса).

При этом при отмене действия нормативно-правового акта он перестает действовать с даты вступления в силу отменяющего нормативно-правового акта. 

При наступлении этих обстоятельств вышеназванное соглашение может потерять статус юридического документа, а права, обязанности и ответственность, взятые сторонами в рамках такого соглашения (в том числе иные соглашения, заключенные по проекту "Кумтор"), перестают действовать с даты признания его неконституционным или недействительным, то есть  теряют юридический статус, и заканчивается правомочность этих положений.

Однако такое положение дел "Центерра" может рассматривать как расторжение/односторонний выход из соглашения. В этой связи и принимая во внимание, что в условиях соглашения от 2009 года не предусмотрен односторонний выход из соглашений, вероятно, что "Центерра" станет в судебном порядке принуждать правительство исполнять соглашение либо требовать от него соответствующей компенсации.  

Такого же мнения придерживаются привлеченные международные консультанты.







Добавить комментарий