Main Menu

Дорога в объезд

В одном из прошлых номеров экс-губернатор Баткенской области Султанбай Айжигитов, дважды  управлявший ею в разные периоды, а также  работавший советником двух президентов Кыргызстана, разложил по полочкам, как ему видятся, причины конфликтов,  то и дело возникающих на границах с Таджикистаном и Узбекистаном. По его убеждению, Кыргызстану надо начать с разработки пограничной концепции. В числе конкретных шагов, которые предлагает С. Айжигитов, — создание пограничных народных дружин и введение «временной линии  государственной границы». 

Своя земля

О казачьих методах охраны государственных границ

аксакалыНе успели оправиться от вооруженного конфликта на кыргызско-таджикской границе  в  Баткенской области, как объявились непонятные уйгурские боевики, теперь уже на территории Иссык-Кульской области, предположительно,  вторгшиеся  из КНР. Цели и задачи последних, к сожалению, так и остались тайной.  География конфликтов расширяется, еще раз напоминая нам о необходимости более серьезного отношения к проблемам государственной границы. Вывод американских войск из   аэропорта «Манас», а также дилемма вступления нашей страны в Таможенный союз, вероятно, не пройдут для нас безболезненно. Следовательно, надо полагать, что ситуация на границе склонна к дальнейшему осложнению и обострению.

С участка  Ак-Сай  кыргызско-таджикской  границы Баткенского района  продолжают поступать тревожные сигналы.  По словам местных жителей,   таджикские пограничные силы спешно строят военные инженерные сооружения в виде  окопов  и огневых  снайперских точек, в том числе на высотах, бесспорно принадлежащих  Кыргызстану, мирные жители  эвакуированы с конфликтной территории…   В то же время, невзирая  на то, что кыргызская сторона официально закрыла  границу, на всем  протяжении линии, которая разделяет нас с Таджикистаном, продолжается прохождение грузов и людей. Тем самым теряется смысл шагов,  предпринятых  правительством КР для того, чтобы мотивировать обе стороны к скорейшему  урегулированию конфликтной ситуации. С приближением весны и вегетационного периода положение обострится не только с Таджикистаном, но и с Узбекистаном. Одним словом, покой нам только снится. Необходимо безотлагательное  укрепление границ, особенно в части увеличения численности пограничных войск, в чем мы значительно уступаем даже Таджикистану.

К сожалению, с учетом состояния нашей экономики и в условиях весьма значительного дефицита бюджета страны призывы к увеличению численности   пограничных войск — не более чем сотрясание воздуха. Необходимо искать альтернативные пути. Один из них  — создание военизированных пограничных народных дружин и организация так называемых казачьих методов охраны государственной границы под руководством пограничников и при содействии местных органов власти.

погранцы1Казачьи методы еще называют нетрадиционными,  однако для нас они более чем традиционные, поскольку все  племена без исключения, составляющие современный кыргызский народ, с древнейших времен выполняли функции пограничных войск в различных империях, начиная с китайской и заканчивая  римской, а впоследствии  византийской и российской. Эффективность данного метода доказана многовековым  опытом наших предшественников, которые были не глупее нас, а по многим вопросам даже умнее. Не грех  вспомнить эту традицию во благо уже своей независимой  Родины, приспособив ее к современным условиям.  Приверженность нашего народа казачьим методам охраны государственной границы убедительно подтверждают  недавний подвиг Александра Барыкина, благодаря которому, собственно, удалось выявить и нейтрализовать уйгурских нарушителей границы, а также действия жителя Джалал-Абадской  области Бакыта Узенбаева,  самостоятельно вернувшего Кыргызстану 73 гектара приграничной земли, ранее самовольно занятой узбекскими гражданами. Как известно, за этот поступок Бакыт удостоен  государственной награды, врученной лично  Президентом КР. Здесь названы только те  люди, кто волею судьбы оказались в центре внимания. А сколько таких же людей  молча выполняют свой гражданский долг, оставаясь неизвестными. Как правило, они скромны и не считают свои поступки чем-то героическим.

Противники казачьих методов охраны границы утверждают, что они несут в себе определенные риски для  государства. Думаю, что эти мысли от лукавого. Со всей убежденностью хотелось бы заверить «экспертов», что наш народ гораздо    мудрее, чем они думают. Не стоит опасаться собственного народа. Власть, которая его опасается, — не власть, а скорее случайность. Другое дело, что прибавится хлопот у пограничников и местных властей.  Все риски можно устранить соответствующей  мотивацией и правильной организацией работы.

Еще одна особенность казачьего   метода — граница действительно окажется под замком, а все контрабандные операции вылезут наружу. А то, что такой метод охраны границ — эффективный и самый дешевый даже для нашего бюджета, нет никаких сомнений. К примеру, чтобы организовать четырехсменное  дежурство в Баткенской области, не нарушая при этом Трудовой кодекс и исходя из норматива «трое  бойцов на 1 километр  государственной границы», понадобятся 20 000 народных дружинников на самой проблемной, равнинной части региона. Разумеется, чтобы у людей появился интерес нести охрану, надо предоставить им  определенные  льготы. Предлагаю следующие: 1) 50-процентная скидка в оплате электроэнергии; 2) полное освобождение от земельного налога (земельные доли в Баткенской  области  очень маленькие — местами 2-3 сотки на человека. Соответственно затраты из центрального бюджета будут мизерные, они  пойдут на компенсацию потерь бюджета айыл окмоту, поскольку земельный налог является одним из его основных источников; 3)  оплата соцстрахования в  размере земельного налога (это придаст дружинникам уверенность в том, что в будущем они смогут оформить пенсию).

Вкупе все расходы бюджета на 20 000 дружинников составят 17 млн. сомов в год.  Для сравнения: в 2010 году на увеличение численности пограничных войск в  Баткенской области всего на 500 человек понадобилось около 200 млн. сомов в год.  Думаю, комментарии здесь излишни. А об эффективности уже сказано выше.

Кроме того, следует пред-  усмотреть для дружинников льготные долгосрочные кредиты. Это поспособствует оживлению  мелкого и среднего бизнеса, созданию рабочих мест и социально-экономическому развитию приграничных территорий. При этом расходы бюджета если и будут, то также незначительные. Можно предусмотреть и различные моральные стимулы.

Одновременно, чтобы заинтересовать пограничников и сотрудников местных  органов власти в сотрудничестве с дружинниками, надо ввести соответствующую доплату к их зарплате.

Формировать народные дружины следует по всем правилам набора  бойцов срочной службы пограничных войск, они должны проходить предварительную краткосрочную подготовку на базе пограничных отрядов и т.д. Возраст дружинников может колебаться от 18 до 50 лет, набирать представителей обоих полов.  Разумеется, все это надо  законодательно закрепить и расписать ведомственными инструкциями.

Кроме несения службы на границе, дружинники могут вести   разъяснительную и пропагандистскую работу среди населения  на тему безопасности и многого другого.

Таковы общие  подходы к созданию и организации казачьих методов  охраны государственной границы.  Уверен, это неизбежно и крайне необходимо. Во всяком случае, как временная мера, пока наше государство  не будет в состоянии содержать полноценные пограничные войска,  способные  обеспечить  безопасность на рубежах страны.

Р. S. В следующих номерах автор расскажет, о “временной линии границы”.

Сначала говорят минометы, потом — разум

Внимательный читатель наверняка обратил внимание на две  детали, содержащиеся в материале экс-губернатора Баткенской области, который  сам родом из этих краев. Во-первых, со ссылкой на местных жителей он пишет, что «таджикские пограничные силы спешно строят военные инженерные сооружения в виде  окопов  и огневых  снайперских точек, в том числе на высотах, бесспорно принадлежащих  Кыргызстану». Во-вторых, на всем протяжении кыргызско-таджикской границы  продолжают курсировать в обе  стороны люди и грузы. В то же время, по официальной информации на тот момент, и Бишкек, и Душанбе  уже начали выводить из района столкновения  стянутые туда дополнительные военные  силы, а граница   продолжает оставаться  закрытой на железный замок. Где правда?

5885Внешние наблюдатели уже заявляют,  что Кыргызстану и    Таджикистану самостоятельно не разрулить создавшееся положение. В частности,  на сайте ria.ru можно прочитать мнение известного политолога Аркадия Дубнова: «В такой ситуации единственным действенным посредником может стать руководство ОДКБ, ведь миротворчество уже официально является одной из заявленных целей этой организации. …Подобного миротворчества было бы логично ожидать и от структур ШОС».

ШОС, как обычно в таких случаях, дипломатично молчит, а вот генсек ОДКБ Николай  Бордюжа  действительно нанес на днях рабочие визиты сначала в  Душанбе, а потом в Бишкек. Говорил ли он с Эмомали Рахмоном об инциденте на границе с Кыргызстаном? Судя по скупым, слово в слово  повторяющим друг  друга сообщениям на сайтах Президента ТР и ОДКБ,  тема обсуждалась («состоялась конструктивная беседа по … актуальным региональным и международным вопросам»),  но вот к  каким результатам пришли, неизвестно.

Что касается приезда в Бишкек, то тоже  приходится  ограничиваться сжатым сообщением пресс-службы Президента КР о том, что Алмазбек Шаршенович принял посланца ОДКБ и они обсудили  в том числе “вопросы приграничного сотрудничества государств-членов ОДКБ». Одно из отечественных изданий  со ссылкой на Совет обороны КР пишет, что в рамках визита должны были состояться и встречи  «по инциденту на кыргызско-таджикской границе». Встречи  — с кем и состоялись ли они? В общем, неизвестного много.

Меж тем  ОБСЕ решила взять на себя  роль посредника в урегулировании конфликтной ситуации. Неожиданный и смелый шаг, учитывая то, что в 2010 году попытка этой  организации выступить  на юге после июньских событий в качестве полицейских консультантов потерпела крах (напомним, тогда власти  Оша выступили против вмешательства третьей стороны). На этот раз, судя по словам руководителя  Центра ОБСЕ в Бишкеке Сергея Капиноса речь идет об «экспертном содействии». При этом роль миротворца готова взять на себя Швейцария  через  Центр ОБСЕ в Бишкеке, о чем заявил посол этой страны в Кыргызстане Ренэ Холенштайн. В Баткен  отправилась делегация ОБСЕ, в составе которой есть и представитель Швейцарии.

Сергей Капинос обращает внимание, что это сделано по просьбе кыргызской стороны, а Ренэ Холенштайн информирует, что его  страна  намерена оказать любую посильную помощь, в том числе  финансовую. «Финансовая помощь», как известно, широкое понятие, а дыр в приграничье хватает, включая хроническую бедность населения. Впрочем, не будем гадать на кофейной гуще, дождемся возвращения делегации и ее выводов. Пока заметим, что Сергей Капинос совершенно справедливо отмечает: при решении пограничных вопросов страны нашего региона опираются на различные карты — 1924 года, 1954-1956 годов и более поздние. «В зависимости от видения ситуации, — говорит он, —  в разных столицах отдается предпочтение той или иной карте. Это создает очень большие проблемы, потому что карты на самом деле различаются вплоть до рельефа. Например, русла рек менялись с годами, и если, скажем, граница шла по середине линии русла, то за десятилетия все стало радикально другим».

Как будут развиваться дальнейшие отношения с Таджикистаном? Это, пожалуй, главный вопрос.

Сегодня, 31 января,  ровно 20 дней со времени ЧП на  баткенском участке границы. Назовем его именно ЧП — ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ ПРОИСШЕСТВИЕМ, хотя в ходу у всех другое слово — «конфликт». Есть и более мягкая формулировка — «конфликтные события», и более жесткая — «столкновение». Но сути случившегося это не меняет. По прошествии времени задумываешься над следующими вещами.  Сразу после ЧП и та, и другая стороны взорвались вопросами «Кто виноват?» и «Почему это произошло?», все принялись анализировать причины. Но никто не задался вопросом: как же это стало возможным, чтобы начальник штаба спецназа Погранвойск одной стороны запросто приставил пистолет к виску       замначальника погранотряда сопредельной стороны, выстрелил в живот другому  бойцу, а потом заговорили минометы и гранатометы? Ведь речь идет не о каких-то странах, между которыми существуют напряженные отношения, а о ТАДЖИКИСТАНЕ и КЫРГЫЗСТАНЕ, которые много-много лет уверяют друг друга в добрососедстве и родстве, и более того — являются союзниками в  стратегически важном споре о распределении водных ресурсов на территории Центральной  Азии.

Посредничество третьей стороны  в лице  России или Казахстана (об этом тоже  говорят внешние наблюдатели), либо международной организации (в данном случае —     ОБСЕ) вроде бы приемлемо. Но только на первый взгляд. А если задуматься, то это говорит о несостоятельности двух государств. Во всем  мире давно рассуждают о Таджикистане и Кыргызстане как о самых слабых звеньях СНГ. И если две страны не сумеют (или даже не постараются) выправить ситуацию (чтобы она никогда не повторялась), значит, они подтверждают тезис о своей несамостоятельности и несостоятельности.

За эти дни довелось услышать много мнений. В том числе точку зрения отечественного эксперта: «При решении  вопросов делимитации и демаркации кыргызская  сторона «сама не знает, чего хочет». Это косвенно подтвердил во время недавней дискуссии в Институте общественной политики Саламат Аламанов, заведующий  отделом географии Института геологии НАН КР: «Существует нехватка кадров, и это проблема не только сферы, связанной с приграничными проблемами. Компетентных людей везде не хватает. Поэтому надо серьезно готовить людей и потом поручать им такие дела». Надо полагать, что речь идет не только о компетентных историках, географах, но и о сотрудниках спецслужб, командирах погранвойск и т.д. Кто же будет определять, по каким хребтам, ручьям следует проводить линию разделения? Не сотрудники же ОБСЕ.

Остается добавить, что последний официальный  визит Президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Кыргызстан (27-28 мая 2013 г.) главы обоих наших государств обозначили как новый этап в истории двух стран после  6-летнего перерыва. В те же дни состоялось первое заседание  Межгосударственного координационного совета Кыргызстана и  Таджикистана. Алмазбек Атамбаев заявил тогда, что этот орган должен стать новой формой стратегического сотрудничества на высшем уровне, свидетельствуя об особом статусе взаимоотношений между нашими республиками. Говоря о делимитации и демаркации границ, он подчеркнул, что позиции двух стран совпадают, для достижения общей цели предстоит напряженная работа: “Руководители местных органов приграничных областей, пограничных, таможенных служб и правоохранительных органов должны усилить взаимодействие в предупреждении и предотвращении конфликтов. Причем не декларативно, а конкретными действиями». Эмомали Рахмон поддержал  Атамбаева и подчеркнул желание сторон решать  непростые вопросы с учетом интересов друг друга. Чуть позже, во время  встречи с премьером  Жанторо Сатыбалдиевым, он отметил, что  Таджикистан недавно обозначил основные направления своей  внешней политики, и главными среди них являются укрепление и расширение дружеских отношений с соседями. «Кыргызстан и  Таджикистан, — цитируем  Э. Рахмона, — должны оказывать друг другу взаимную поддержку в развитии экономик стран.»

А какое может быть экономическое сотрудничество, если граница закрыта и стороны говорят на  языке минометов?

И еще: в первых официальных сообщениях о ЧП  на участке Ак-Сай сообщалось имя офицера, который встал на линии боестолкновения и смог добиться прекращения огня. Это начальник погранотряда полковник Улан Шаршеев. Надо бы запомнить имя человека, сумевшего остановить тупую братоубийственную войну.

Когда верстался номер. Правительственная делегация Таджикистана прибыла в Бишкек для переговоров.

Материалы подборки «Дорога в объезд» подготовлены Кифаят АСКЕРОВОЙ.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА и Адилбека БАТЫРОВА






Добавить комментарий