Main Menu

Мечтаем прирастать ОЛИМПИЙЦАМИ

До зимней Олимпиады в Сочи осталась ровно неделя. Президент России Владимир Путин лично пригласил на главный праздник спорта главу Кыргызстана Алмазбека Атамбаева. 

К нашей радости, республика станет на Сочинских играх не просто гостем, а участником. Благодаря горнолыжнику Дмитрию Трелевскому, завоевавшему единственную путевку на Олимпиаду, наш флаг будет гордо реять среди стягов стран мира над аренами олимпийских баталий. О том, насколько же оправдались наши  олимпийские надежды, корреспондент газеты беседует с президентом НОК и директором Государственного агентства физической культуры и спорта КР Муратом САРАЛИНОВЫМ. 

— Мурат Назарбекович, наших спортсменов готовили к Олимпиаде в Сочи? 

IMG_8603— Прямо скажу, да, потому что Олимпийские и Азиатские игры для нас всегда приоритет, и одна из главных задач, стоящих перед НОК,  — участие национальной команды  в зимней сочинской Олимпиаде 2014 года.  Однако надо откровенно признать, что по зимним видам спорта, в отличие от летних, мы подготовку к играм начинаем, как правило, поздно. Инициатива исходит от федераций, и вот в этот раз они представили за полтора года до игр программу различных соревнований, в которых непосредственно должны участвовать наши кандидаты в олимпийцы. До этого они как бы сами по себе готовились, а когда уже начались лицензионные старты, требовалось финансирование. Какие-то суммы закладывали в госбюджет, но особо на господдержку рассчитывать не приходилось. И мы обратились в Международный олимпийский комитет (МОК) со специальным проектом, чтобы он оказал помощь. И постарались предусмотреть для кандидатов в олимпийцы максимально хорошую стипендию. Наши сноубордисты и тот же Дмитрий Трелевский стали стипендиатами МОК с серьезными стипендиями по 24 тысячи долларов. Согласитесь, помощь вполне достаточная, чтобы сосредоточиться на подготовке к Сочинским играм.

— А кто финансировал тренировки и выступления ребят за рубежом? 

—  Часть средств выделял НОК, а, например, по сноуборду поступила большая поддержка из госбюджета. Госагентство оплатило спортсменам поездки на сумму до 5 млн. сомов, а это недешевое удовольствие, поскольку соревнования проходили в Альпах, Австрии, Швейцарии, Канаде,  там элитные горнолыжные базы, дорогие отели, поэтому все расходы взяли на себя государство и Национальный комитет. Мы  решили все проблемы спортсменов, поэтому с их стороны к нам нет никаких претензий, весь график их зарубежных выступлений удалось выдержать.

— А кроме сноубордистов и горнолыжников, готовили еще кого-то по олимпийской программе?  

— Давайте будем объективными. Сегодня, разумеется, наметился заметный массовый интерес к зимним видам, наши граждане, особенно молодежь, увлеклись ими и с энтузиазмом занимаются, многие ставят на лыжи своих детей. Но профессиональный горнолыжный спорт, к примеру, держится на тренере И. Борисове и братьях Трелевских, а сноуборд — на великом фанате, главе Федерации экстремальных видов  Э. Усубалиеве, который продал свой бизнес и поставил цель — обязательно попасть на Олимпиаду в Сочи, чтобы там выступили братья Вакурины, да и вообще шло становление этого вида. И его сейчас по-человечески очень жаль, он ведь столько усилий приложил, везде с ними ездил, поддерживал, пропадал на сборах в России, где ребята тренировались и выступали, потому что у нас трасс специальных для сноуборда нет.

Надо отдать должное Алексею и Павлу Вакуриным, они стали мастерами спорта РФ, выполнили там нормативы. И вот, к сожалению, на отборочных квалификационных турнирах Алексей, который по всем прогнозам мог получить лицензию и был так близок по результатам к тридцатке лучших в Европе, травмировал коленную чашечку и не смог соревноваться в полную силу. Тогда упор сделали на младшего Павла, но он классом ниже и нужного результата не показал. Что касается Д. Трелевского, то он еще весной 2013 года набрал нужные баллы для получения лицензии, и дальше перед ним стояла задача подтверждать свое мастерство. Ему предстояло испытать себя в гигантском слаломе, самом зрелищном горнолыжном виде, потому что конкуренция в нем в европейских странах очень мощная. И Дима до конца бился и завоевал право участвовать в олимпийских стартах этого вида спорта. Выступит спортсмен и в слаломе, и супер-гиганте.

— В спортивных кругах шел разговор, что нам еще дадут квоты МОК на участие в олимпийских лыжных гонках и биатлоне… 

— Нет, это не так. Квоты так просто на Олимпиаду не дают, идет тщательный мониторинг выступлений спортсменов. Нам обещали квоту по горнолыжному спорту, но так как Дмитрий Трелевский сам завоевал лицензию, надобность в ней  сама собой отпала.

— Раньше практиковалось пользоваться услугами приглашенных из других стран легионеров, чтобы наш флаг развивался над олимпийской ареной, немалое количество стран это используют и сегодня… 

— Это самый легкий путь. Но когда меня переизбрали главой НОК на второй срок,  члены комитета высказали  пожелания отойти от практики легионерства. Мой предшественник на посту подобное практиковал: брали спортсменов из России — биатлонистов, лыжников, и они завоевывали лицензии. Но мы должны давать легионерам гражданство, создается и негативный имидж страны, часто за счет спортсменов на игры ехали чиновники. Завоевывали, к примеру, 10 лицензий, а отправляли только пятерых, и вместо других на Олимпиаду отбывали  члены семьи. Зачем нам такое реноме? Президент республики А. Атамбаев передо мной сразу поставил задачу готовить своих, доморощенных олимпийцев, пусть их будет трое, даже один, но наши граждане, которые последние силы  отдадут ради Кыргызстана.

— Есть ли у нас сейчас базы для подготовки спортсменов международного класса в зимних видах? 

— Если честно, то мы растеряли и утратили инфраструктуру подготовки. Сейчас идут разговоры о том, что надо развивать частные арены, базы и  сотрудничать с ними. С одной стороны, это правильно. Однако я полагаю, что нужны одна-две базы государственные, чтобы детские группы и секции открывать. Ведь экипировка зимних видов спорта дорогостоящая, и не каждый родитель сможет платить по 1 000 сомов за канатку и прочие услуги. Есть база «Ноорус», к примеру, которую можно национализировать, передать на баланс      Госагентства и там открыть школу для юных горнолыжников, проводить сборы уже действующих спортсменов. В планах агентства  в этом году с помощью Минобразования ввести в школьную программу уроки ходьбы на лыжах. Больших затрат  на это не надо, снег везде лежит. Мы выиграем в массовости, а  ребята смогут физически развиваться и просто отдыхать на свежем воздухе. Возможно, из них и вырастут будущие наши олимпийцы.

Если мы хотим развивать зимние виды, то нужно делать это всем миром. Ведь один каток на всю страну не сможет воспитать спортсменов мирового уровня. Важна система, пока ее в Кыргызстане ни в сноуборде, ни в хоккее, ни в фигурном катании нет. Хотя подвижки имеются. Наши хоккеисты успешно выступили на последних зимних Азиатских играх в Казахстане, и в республике пошел хоккейный бум. Создана лига, где играют 14 команд, заливаются катки, скоро у нас пройдет Кубок Азиатской хоккейной конфедерации. Есть успехи и у юных фигуристов, они уже завоевывают медали на международных соревнованиях. Что касается горных лыж, то в годы независимости мы также утратили всю инфраструктуру подготовки спортсменов. А ведь когда-то именно Киргизская ССР являлась одной из базовых точек подготовки советских горных лыжников, как раз в тот период, когда они побеждали на международной арене. Сегодня же нет возможности растить горнолыжника международного класса, если он с малых лет не катается на искусственном снегу. Теперь у нас есть и снежные пушки, осталось лишь вырастить новое поколение  профессионалов. Но пока не будет массовости, системы подготовки спортсменов и тренеров, мастера международного класса у нас не появятся.

— Каков состав нашей делегации на сочинскую Олимпиаду? 

— В нее входят пять человек. Это Дмитрий Трелевский, он понесет флаг Кыргызстана, как и на Олимпиаде в Ванкувере, его тренер И. Борисов, я — руководитель делегации, входят в нее и генеральный секретарь НОК К. Аманкулов и атташе С. Эргешев. Трелевский выезжает 2 февраля, а остальные — 5-го.  Перед этим нас ждет встреча в правительстве республики, где мы получим доброе напутствие в олимпийскую дорогу.

— На что мы можем рассчитывать в Сочи? 

— Вы намекаете на медали? Они для нас сегодня только мечта, сейчас  реален другой принцип:  главное — участие, и достойное, но в большом спорте случается всякое. Например, в канадском Ванкувере в соревнованиях по шорт-треку (скоростной бег на коньках по укороченной ледяной дорожке, когда стартуют все участники забега и  наматывают круги вокруг ледовой арены) один из спортсменов, которого никто как фаворита вообще не рассматривал (он даже не котировался, чтобы попасть в десятку), катился где-то в конце  конькобежного пелетона. И вдруг случился завал, кто-то из несущихся на большой скорости спортсменов-лидеров упал, другие за него зацепились и также попадали, и этот конькобежец спокойно объехал лежащих и первым закончил дистанцию, став олимпийским чемпионом. Это спорт, и на Олимпиаде надо быть готовым к любым неожиданностям.

Александр ШЕПЕЛЕНКО. 

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий