Main Menu

Конфессии обретают пространство

Байболот Абытов не впервые печатается в нашей газете. Доктор исторических наук, профессор, проректор Ошского государственного юридического института. Его профессиональные интересы — история, источниковедение, историография, городоведение и конфликтология. На сей раз ошский ученый прислал нам трактат "Традиционные и нетрадиционные конфессии независимого Кыргызстана". Дефицит газетной площади не позволяет нам дать весь материал профессора Байболота Абытова, потому даем бесспорно интереснейший материал в сокращении. 

Известно, что кардинальные изменения в общественно-политической и культурной жизни республики постсоветского времени внесли весомый вклад в       конфессиональные структуры. Парад суверенитетов, обретение независимости, политические свободы в республике создавали необходимые условия и для смены религиозной ситуации. Обретение республикой суверенитета и независимости сняло все запреты и ограничения на свободу вероисповедания. 

Известно, что до 1990 г. население Кыргызстана причисляло себя в основном к двум религиозным конфессиям — суннитскому исламу и православному христианству. Кроме них, были течения христианства — Свидетели Иеговы и католики, которые регистрировались в 1956-м и 1969 годах соответственно. Деятельность всех других религиозных конфессий фактически была запрещена.

Особое отношение не только к исламу, но и к другим религиозным конфессиям сложилось в годы советской власти. Ряд историко-политических фактов свидетельствует об ограниченности деятельности религиозных конфессий периода социализма, когда она была строго ограничена, фактически запрещена. Велась целенаправленная работа. Давайте вспомним кое-что.B01D5E33-257E-4D4A-99B2-CDFFBECF01E9_w640_r1_s

Партия большевиков проводила последовательную политику деисламизации советского кыргызского общества, что делалось и в других республиках Средней Азии. Это осуществлялось посредством запрета всех традиционных религиозно-культовых мероприятий, повального красного террора по отношению к духовным лидерам, религиозным деятелям и богословам, гонений и арестов квалифицированных представителей мусульманского духовенства, повсеместных закрытий, ликвидаций многих мечетей, окончательной и бесповоротной ликвидации духовных учебных заведений, отмены всех шариатских судов, смены алфавита и даже письменности.

К моменту приобретения независимости в республике официально действовали всего 25 храмов и приходов Русской православной церкви и 39 соборных мечетей ислама. Не было ни одного религиозного учебного заведения. В зарубежных обучались единицы, и то под пристальным присмотром соответствующих органов. Из-за отсутствия массового доступа к религиозному образованию многие верующие обучались в единичных религиозных учебных заведениях — Бухарском медресе "Мир-и Араб", деятельность которого была возобновлена в 1948 г., Ташкентском исламском институте имени имама аль-Бухари, который был образован в 1969 г. и функционирует с октября 1971 г., а также в нелегальных исламских школах — худжрах на территории соседнего Узбекистана и Таджикистана.

На территории нашей республики не издавались религиозные периодические издания и литература. Из-за возведения атеизма в ранг государственной политики завоз религиозной литературы из-за рубежа был строго запрещен. Фактически было запрещено проведение религиозных обрядов и праздников.

Государственные органы зорко следили и требовали неукоснительного выполнения устоев коммунистического атеизма и отхода от традиционных канонов ислама не только от государственных чиновников, интеллигенции, но и от рядовых тружеников. Почти все граждане в годы советской власти исполняли свой мусульманский долг тайно, нелегально.

В результате всех этих акций влияние религии на общественно-политическую жизнь народов Кыргызстана свелось к нулю. Казалось, что политика деисламизации советского общества достигла цели. К середине и во второй половине ХХ века многим представлялось, что вопрос относительно ислама и других религиозных конфессий в эпоху Советов решен раз и навсегда. Отсюда и ограниченность в религиозных конфессиях. Да и мысли, чаяния людей тогда были заняты совершенно другими заботами. 

Но вот с наступлением парада суверенитетов и приобретением независимости республики, с возбуждением национального самосознания людей появилась и свобода вероисповедания в открытом виде. Во многом обеспечение новых реальных условий демократизации общества, создания прочной основы свободы совести согласно нормам прав человека в периоде первых лет независимости способствовали полноценному развитию религий и религиозных конфессий в республике. Практически только в 90-е годы ХХ века резко и существенно изменилась сама структура конфессионального пространства Кыргызстана. Как-то неожиданно, но прочно вошли в общественную жизнь кыргызстанцев доселе неизвестные конфессии, во многом чуждые для местного населения. Страна становится многоконфессиональной. Одновременно с возникновением ряда конфессий возникла в некоторой степени угроза самому исламу. Так, за период независимости наша республика стала многоконфессиональной страной, на сегодня у нас насчитывается более 30 религиозных конфессий. Нелегально действует ряд религиозных организаций и отдельных ячеек религиозно-экстремистских партий. Следует отметить, что экстремизм и незаконность их действий определяли Верховный суд Кыргызской Республики, духовные управления мусульман Кыргызстана и Узбекистана и силовые структуры двух республик. В их числе: “Хизб ут-Тахрир аль Ислами” (Исламская партия освобождения, в Кыргызстане появилась в середине 90-х гг. ХХ в.), группа "Акромия" (откололась от “Хизб ут-Тахрира” в 1997 г.), группа "Хизб ан Нусра" (Партия победы, откололась от партии “Хизб ут-Тахрир” в 1999 г.), ваххабиты (ортодоксальные мусульмане), Фалунгунь, Церковь объединения Сен Мен Муна, Белое братство, Синий лотос, сатанизм, Учение культа Шри Чинмоя, Международное общество сознания Кришны, Школа менеджмента Махариши.

Для нашей маленькой республики этого очень даже много, более того, для традиционного общества Кыргызстана такие явления нетипичны. Отметим, что на молебнах многие богослужения ведутся на кыргызском языке. Этот факт уже свидетельствует о многом, в первую очередь о кризисе духовной жизни, и не только. 

Необходимо подчеркнуть, что наиболее активной и влиятельной является исламская конфессия. В республике, по данным пятилетней давности, насчитывается более 1 600 мечетей, из них зарегистрировано 1 295, причем 1 020 — на юге страны. Однако по некоторым неофициальным источникам, только на юге Кыргызстана насчитывается более двух тысяч зарегистрированных и незарегистрированных мечетей. В годы независимости в стране стали действовать 9 благотворительных фондов и обществ, 8 мусульманских высших учебных заведений, 41 медресе, 1 детский приют, 2 редакции газет. Немало усилий в активизацию ислама внесли международные исламские фонды и центры. В настоящее время в республике функционируют 22 подобных фонда. Появилось много миссионеров из Египта, Турции, Алжира, Иордании, Саудовской Аравии, Пакистана, Ирака и других стран. Благодаря зарубежным миссионерам сотни, тысячи молодых кыргызстанцев обучаются и получили религиозное образование за рубежом. Причем большинство из них обучались и обучаются в египетском университете "Аль Азхар", далее в Турции, Пакистане, Сирии. 

С 1991-го по 2005 год около       20 тысяч граждан Кыргызстана совершили паломничество по святым местам мусульман — в Мекку и Медину. Если учесть, что до     1990 г. всего этого не было вообще, значит, эти данные свидетельствуют об очень активной позиции исламской конфессии. 

Это уже не голословные цифры, а определенные, имеющие глубокие корни проблемы духовной жизни нашей республики. И еще, многие конфессии нетрадиционны для Кыргызстана, и, казалось бы, население Кыргызстана не воспримет их. Однако именно новые религиозные течения с каждым годом набирают силу, находят сторонников, привлекая на свою сторону всеми возможными и доступными мерами и средствами, в результате чего страна становится многоконфессиональной. 

Отметим, что еще в 1991 г. был принят Закон "О свободе вероисповедания и религиозных организаций". Законодательно была провозглашена и закреплена свобода вероисповедания, упрощалась процедура образования религиозных объединений и учреждений, на служителей культа были распространены нормы трудового законодательства и права собственности. Либеральное законодательство сделало Кыргызстан одной из наиболее благоприятных стран для деятельности разнообразных конфессий, привлекло миссионеров со всего мира. Реальное обеспечение государством прав человека, включая право на вероисповедание и религиозное убеждение, создало условия для развития многоконфессиональности в обществе и возникновения ряда новых, нетрадиционных и чуждых для населения Кыргызстана религий и религиозных течений разных мастей. 

Многоконфессиональное пространство республики за столь короткий срок сформировалось за счет ряда факторов: во-первых, демократизация общества и обеспечение реальных прав и свобод людей, в том числе на вероисповедание. Во-вторых, легализация ряда религиозных конфессий, ранее не получивших официального признания. В-третьих, это результат интеграционных процессов, благодаря которым на территорию Кыргызстана проник ряд новых, ранее неизвестных религиозных конфессий. В-четвертых, при их регистрации со стороны государственных органов было допущено много либеральности и недостаточной требовательности к деятельности. Все это создало благоприятную почву для возникновения, создания и развития в республике многочисленных конфессий. Вышеприведенные аргументы дают нам право утверждать, что Кыргызстан сегодня — это многоконфессиональная страна. Но… 

Сегодня идет самая настоящая борьба между конфессиями за умы, веру и духовную жизнь населения, которая вполне может привести к межконфессиональным конфликтам. Уже сейчас многие представители духовенства и народов Кыргызстана выражают обеспокоенность и выступают против открытого проведения различных акций богатыми западными религиозными сектами и течениями, чтобы не допустить дальнейшего обострения межрелигиозных отношений. 

В то же время не видно должной озабоченности со стороны соответствующих органов государственной власти, местных властей, по попустительству которых религиозные конфессии действуют без каких-либо ограничений, тем самым оказывая негативное влияние на общую межконфессиональную стабильность в стране. Кыргызстан сегодня является объектом борьбы разных конфессий за духовную жизнь людей, идет процесс их религиозно-идейного соперничества. Это исторический факт сегодняшнего многоконфессионального Кыргызстана. 

Следовательно, на первый план выходит ряд конкретных проблем: выявить, когда и в каких условиях появились нетрадиционные конфессии в Кыргызстане; дать оценку реальному состоянию и перспективам конфессий; решить, какую позицию занимают по отношению к нетрадиционным конфессиям официальные власти, органы государственных структур и гражданское общество; чем занимается Государственное агентство по делам религий республики относительно урегулирования деятельности нетрадиционных конфессий; какова позиция ДУМК и что конкретно предпринято в этом направлении; есть ли конфликты между конфессиями, если да, как выйти из сложившейся ситуации; оправдывает ли многообразие конфессий свое существование в наших условиях; есть ли положительные моменты в конфессиональном многообразии и мн. др.  

 

Р. S. Вопросы… Ответить на них мы попросим профессора Б. Абытова в ближайшем будущем.






Добавить комментарий