Main Menu

За каждой разбитой машиной — трагедия человека

Проблема аварийности на дорогах приобретает катастрофические масштабы. Согласно исследованию Всемирного банка, Кыргызстан занимает первое место по числу погибших в ДТП среди стран СНГ.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAВ прошлом году в республике произошло 3 тысячи аварий, что составляет примерно 90 случаев в сутки. В ДТП погибло свыше 1 000 кыргызстанцев, покалечились 7,5 тысячи. И это только официальная статистика, а ведь еще есть неофициальная, которая гораздо страшнее. Ежедневно в 4-й горбольнице делают по три-пять срочных операций пострадавшим на дорогах. Количество аварий по числу жертв стало похоже на войну в мирное время. К слову, американская армия в самый разгар операции в Ираке с 2004-го по 2007 год ежегодно теряла по 800-900 солдат. А в Кыргызстане сегодня гибнет намного больше людей.

 

Небезопасный город

В свое время в стране планировали реализовать проект «Безопасный город». Программа предусматривала установку программно-аппаратного комплекса видеонаблюдения, фото- и видеофиксации, фото- и видеораспознавания в крупных городах и на автодороге Бишкек — Каракол. Но поскольку Министерство юстиции выявило серьезные нарушения и недостатки проекта, а также обнаружило махинации при проведении тендера на установку техники, реализацию идеи  приостановили. В канун Нового года депутаты на заседании Комитета ЖК по противодействию коррупции заявили, что необходимо ускорить воплощение  данной инициативы. По итогам обсуждения нардепы поручили Антикоррупционной службе ГКНБ и Генеральной прокуратуре изучить вопрос проведения тендера по «Безопасному городу». Контролировать реализацию программы станут правительство и Министерство внутренних дел. Но, когда дело сдвинется с мертвой точки, неизвестно.

Пока наши чиновники ищут виновных в провале так и не начавшегося проекта, наши соседи вовсю радуются успеху аналогичного. В октябре прошлого года в Душанбе начали следить за ситуацией на дорогах видеокамеры. В рамках таджикистанского «Безопасного города» на трассах столицы установлены 80 единиц техники для видеонаблюдения и фотосъемки. Планируется увеличить число камер до 870. По данным МВД РТ, за три месяца работы проекта  зарегистрировано 150 тысяч правонарушений и около 300 нарушений общественного порядка. При этом взыскано штрафов с нарушителей ПДД около  $587 тыс. К слову, в Таджикистане в 2013 году зарегистрировано 1 466 дорожно-транспортных происшествий. В них погибло 470 человек, получили травмы 1 600 жителей республики.

Minolta DSC

Бить по карману 

На днях Комитет Жогорку Кенеша по законности, правопорядку и борьбе с преступностью одобрил в первом чтении в закон об увеличении штрафов за нарушение правил дорожного движения. Так, согласно данной инициативе, водителя за вождение в нетрезвом состоянии предлагается оштрафовать на 50 расчетных показателей вместо 15 (1,5 тысячи сомов) или лишить прав на два года. Депутаты также решили бить по карману нерадивых шоферов по ряду пунктов. Но, как пишут наши коллеги, данный документ может увеличить «ставку» нечистых на руку «гаишников».

Решить проблему аварийности на дорогах, увеличив штрафы, невозможно, нужен комплексный подход. Так, летом 2013 года депутат парламента из фракции «Ар-Намыс» Дастан Бекешев разработал законопроект, который, по его мнению, может спасти тысячи человеческих жизней. Он предложил не только ужесточить наказания за нарушения правил дорожного движения, но и улучшить подготовку водителей в автошколах. По его словам, при обучении необходимо использовать автосимуляторы и другие рулевые тренажеры для выработки необходимых навыков вождения. Кроме этого, стоит записывать на видео практические занятия учеников, проходящих курс в автошколе, дабы в дальнейшем поднять архив и посмотреть, чему педагог научил человека. Также предложено отменить получение водительских удостоверений без подготовки, создать базу данных граждан, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, с целью запретить им управлять автомашиной и т.д. Сегодня данный документ, к сожалению, завис в воздухе.

 

Народный гаишник

NN0N8910Кроме наших нардепов, решить проблему аварийности на дороге пытаются и обычные граждане страны. Так, один из активных участников форума «Дизель» предложил руководству Дорожно-патрульной службы проект, направленный на улучшение безопасности. Для этого необходимо набрать добровольных помощников от 50 до 500 человек из числа водителей с качественными видеорегистраторами, чтобы они фиксировали любое нарушение и отсылали записи в ведомство. По результатам заснятых нарушений инспектор может выписать штраф. При накоплении пяти-десяти  квитанций машина нарушителя объявляется в розыск и ставится на штраф-стоянку до полного погашения задолженности. При этом стоит создать общедоступный сайт непосредственно под руководством ДПС. На этом ресурсе предлагается  размещать присланные видео- и фотоматериалы, присваивать каждому из них определенный код, состоящий из номера квитанции и госномера авто. «Плюсы проекта — малые финансовые затраты и быстрая окупаемость. Так, на создание сайта потребуется $500-1000. Хостинг стоит около $100 в месяц, доменное имя портала в зоне KG — $70 в год и плюс зарплата сотрудников, занимающихся обслуживанием ресурса. Кроме этого, программа направлена на увеличение активности гражданского населения в вопросе соблюдения ПДД и помощи сотрудников ДПС. А для уменьшения влияния рядовых работников ведомства на администрацию интернет-страницы и предотвращения коррупционных схем участникам данного проекта рекомендуется работать отдельно или удаленно, т.е. их будут знать в лицо только руководители ведомства», — пишет форумчанин.

По его словам, сегодня любой водитель, заметив инспектора на дороге, автоматически перестает нарушать правила и старается без нарушений проехать мимо человека в форме. В случае запуска данного проекта шоферы не будут знать, из какой машины ведется видеофиксация, и станут стараться ездить без нарушений и с соблюдением всех ПДД в любое время, а не только в районе прямой видимости сотрудников ДПС. Главное, чтобы инспекторы обеспечили необратимость наказания по видеоматериалам. Поэтому под каждым роликом должен размещаться  отчет сотрудников ведомства, и только тогда водители поверят в этот сайт — «народный гаишник». Соответственно прибавится и число добровольцев с видеорегистраторами.

Стоит отметить, что сегодня наши граждане уже выкладывают различные видео- и фотоматериалы нерадивых автолюбителей на информационных ресурсах. Но вот наказывают ли потом виновников аварии инспекторы ДПС, неизвестно.

 

В стране две беды…

Minolta DSCАвтомобилисты гоняют по дорогам республики, частенько едут по встречной полосе, нарушая всевозможные правила дорожного движения, подрезают друг друга, не соблюдают правила парковки, не замечают пешеходов и игнорируют светофоры. Относительно последнего факта сразу вспоминается старый анекдот. «Едут в машине два человека. Подъезжают к перекрестку, горит красный свет, а водитель давит на газ и со свистом пролетает. Пассажир спрашивает его: «Ты что делаешь?» — «Я джигит!» — отвечает тот. Через время на их пути опять появляется светофор, но горит зеленый свет. В этот момент шофер резко притормаживает и встает. «Почему мы не едем?» — спросил пассажир. «А вдруг другой джигит поедет!», — ответил человек за баранкой». По-видимому, у нас полстраны джигитов, из них большая часть — водители маршруток.

Иногда в трагическом исходе виноваты не только автолюбители, но и сами пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте, выбегают на проезжую часть, не посмотрев предварительно  по сторонам, не обращают внимания на дорожные знаки и т.п.

И пока политики и высокие чины рассуждают, кто виноват и что делать, ответ банален и прост. Давайте начнем соблюдать простые нормы дорожного движения и уважать друг друга. Нехитрые правила спасут не одну человеческую жизнь.

Ирина КОВШОВА. 

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий