Main Menu

Быть или не быть в Таможенном союзе?

Кыргызстан вновь оказался на очередном распутье в своем независимом развитии. Оказывается, наша жизнь зачастую зависит не столько от каких-то законов, сколько от выбора, который мы делаем. На заре самостоятельности мы предпочли «шоковую терапию» и сегодня имеем то, что имеем, вернее то, что заслужили. И вот сегодня стоит вопрос: быть или не быть в Таможенном союзе?

С точки зрения долгосрочной перспективы выбор в пользу Таможенного союза абсолютно правильный, все плюсы хорошо известны и широко освещены. А вот с точки зрения краткосрочной перспективы плюсы неочевидны и неоднозначны.

Самые главные преимущества Таможенного союза:  огромный рынок сбыта, свободное передвижение товаров, капитала и трудовых ресурсов. Однако что Кыргызстан может предложить этому рынку сейчас и в ближайшей перспективе? Какова будет динамика макроэкономических процессов в стране в ближайшие 5-7 лет, если мы  присоединимся к союзу Беларуси, Казахстана и России без определенной подготовки и предварительных условий? На мой взгляд, это приведет к очередной «шоковой терапии» для нашей экономики, а выйти из нее вряд ли можно  быстро.

Экономическая система Кыргызстана окажется в состоянии раскручиваемого инфляционного процесса, сопряженного со спадом реального обьема производства. Прежде всего резко поднимутся ожидаемые цены на привлекаемые факторы производства и на конечную продукцию, поползут вверх процентные ставки, за которыми непременно последуют спад реального производства и рост безработицы. Инфляция и спад реального производства приведут к снижению реального национального дохода, а значит, и совокупного спроса, что в свою очередь вызовет дальнейшее падение реального производства и увеличение безработицы. Когда и где остановится этот замкнутый процесс, сказать сложно. Резко подскочит уровень бедности со всеми вытекающими отсюда социально-политическими последствиями, неизбежно увеличится дефицит государственного бюджета. Возрастут трудовая миграция,  отток высококвалифицированной рабочей силы, а возможный приток капитала некому станет осваивать. Насыщение нашего рынка российским газом, металлом, лесом, горюче-смазочными материалами окажется слабым утешением на фоне низкой платежеспособности общества, а увеличение экспорта сельхозпродукции не только не компенсирует издержки, а, напротив, приведет к дальнейшему росту цен на сельхозпродукцию внутри страны и будет угрожать продовольственной безопасности.

Такое депрессивное состояние экономики обесценит все наши активы, и мы будем вынуждены продавать их по бросовым ценам. Многие наши государственные, а также частные предприятия может постигнуть участь «Кыргызгаза». Будет дан новый толчок дальнейшему процветанию коррупции. Встанет вопрос экономической и политической независимости Кыргызской Республики. Может возникнуть воистину революционная ситуация,  когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят…

В идеале следовало бы вступать в Таможенный союз, когда мы окажемся в состоянии в полной мере использовать преимущества, которые он предоставляет. А именно: когда сможем предложить этому огромному рынку достаточно широкий спектр конкурентоспособных товаров и услуг, эффективно использовать приток капитала, создавать высокотехнологичные рабочие места. Т.е. как минимум, когда будут успешно решены задачи, предусмотренные «дорожной картой» Нацстратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы.

Вместе с тем, если придется присоединяться к Таможенному союзу более ускоренными темпами, у нас есть два варианта. Первый: немедленно вступать без особых предварительных условий и пройти вышеописанный путь «шоковой терапии». Однако не факт, что этот путь саморегулирования будет кратковременным и успешным, скорее он станет долгим, мучительным и даже опасным. Второй вариант: поэтапное вступление с принятием всех мер, устраняющих или по крайней мере смягчающих вышеописанные негативные последствия в краткосрочной перспективе. На макроэкономическом уровне это все те шаги, которые способны увеличить совокупный спрос адекватно повышению уровней ожидаемых цен на привлекаемые факторы производства и конечную продукцию. Таковыми могут быть пакет преференций и финансовая помощь стран Таможенного союза, а также продуманная экспансионистская денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика страны.

Однако в отношении преференций и финансовой помощи, вероятно, не стоит питать особых иллюзий. Они будут, но не в той степени, которую мы ожидаем. При всем искренне доброжелательном отношении стран Таможенного союза к Кыргызстану они не смогут предоставить преференций и финансовой помощи больше, чем позволяют их возможности и национальные интересы. Это вполне логично и понятно. К примеру, если взять льготы для наших трудовых мигрантов и создание фонда развития, предлагаемые кыргызской стороной, то необходимо учесть следующие моменты. Во-первых, страны Таможенного союза, в частности Россия, сами переживают замедление темпов роста экономики, и в краткосрочной перспективе это продолжится, что в свою очередь приведет к росту безработицы, снижению национального дохода и росту социальных выплат. Так утверждают сами российские эксперты.

Во-вторых, как заявил В. Путин, причины замедления темпов роста экономики РФ в основном внутренние и заключаются в качественном состоянии экономики. Поэтому дальнейшая экономическая политика правительства РФ будет акцентирована на качестве развития, повышении производительности труда, техническом переоснащении производства, национальной программе переобучения и трудоустройства высвобождаемой рабочей силы в процессе модернизации экономики и др., что также требует колоссальных финансовых вливаний. Решительное наведение порядка в учете и контроле на рынке труда РФ, прогноз масштабов высвобождаемой рабочей силы, чистка банковской системы, политика деоффшоризации, ориентация на снижение уровня инфляции, процентной ставки и другие намечаемые меры российского правительства красноречиво подтверждают это.

Таким образом, крылатая фраза Остапа Бендера о том, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, все еще не потеряла свою остроту и актуальность.

Нам остается уповать только на свои силы, на свои способности убедительно отстаивать жизненно важные интересы страны, вести продуманную денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, эффективно использовать предоставляемую помощь, быть ответственными за судьбу государства, освободиться от региональных, родственных и партийных предубеждений, преодолеть коррупцию и, наконец, привлечь к управлению государством нравственно здоровые кадры.

Султанбай АЙЖИГИТОВ,

экс-губернатор 

Баткенской области.







Добавить комментарий