Main Menu

VITA BREVIS, ARS LONGA

Если собрать воедино все то, что написал  Роберт Уразгильдеев только в «Советской Киргизии» — «Слове Кыргызстана», то  получится  солидный фолиант. 46 лет   назад он принес в редакцию главной  газеты республики свою первую корреспонденцию о театре и балете и, слава богам, неутомимо продолжает снабжать нас интересными и профессионально исполненными материалами.
Он написал много. Много писали и о нем. Он заслуживал того, чтобы появляться на газетных страницах.
Даем мы  очерк о Роберте Уразгильдееве и сегодня. И делаем это с нескрываемым трепетом:  в дни празднования 20-летия  независимости проректору по научной работе Государственного института искусств  им. Б. Бейшеналиевой профессору Роберту Хасановичу Уразгильдееву присвоено почетное звание «Народный артист Кыргызской Республики».
Вот это взлет,  вот это признание всего того, что сделал наш друг на ниве театра, балета и  просвещения!
Но обо всем  этом — в очерке Гульнар Жумасеитовой. Ее взгляд «со стороны» получился  совсем  неплохим.

Вилор АКЧУРИН,
обозреватель «СК».


География  жизненных  и  творческих путей  Уразгильдеева очень обширна: Пермь — Москва — Бишкек — Каир — Тегеран — Алматы и множество других городов  и стран, где ему довелось работать, бывать  на гастролях и различных хореографических конкурсах.
Первый номер в этом списке занимает Пермь. Именно в этом старинном уральском городе  в семье железнодорожника Хасана  Шариповича Уразгильдеева и  его  жены  Накии Мухаметзяновны после двух девочек в 1935 году 13 мая на свет появился голубоглазый мальчик.
В дальнейшем, как и  всех детей военной поры, его ждало суровое, голодное детство,  полное лишений и невзгод. Об этом Уразгильдеев написал в своей книге  «Пермь — город моей судьбы».
Пермь — точка отсчета, родной причал детства и молодости.
Эвакуация сюда ведущих театров Ленинграда и Москвы  дала стремительный толчок  развитию тут одной из лучших хореографических школ в послевоенное время. С хореографическим училищем связаны первые впечатления юного Роберта о прекрасном мире балета. Начиная с 4-го класса и в течение девяти  лет Роберт учится в Пермском хореографическом училище, которое окончил в 1955 году и начал  свой творческий путь в качестве солиста  Пермского театра оперы и балета. А в следующем, 1956 году Роберт поступил на заочное   отделение ГИТИСа им. А. В. Луначарского (ныне РАТИ) и выбрал профессию театроведа.
Темп жизни сумасшедший.  В театре — солист балета,  в университете   искусств   для   трудящихся Перми  и области — декан хореографического  факультета  на общественных началах, практика — ежегодные гастрольные поездки в Москву, Ленинград, Томск, Омск, Владивосток, Хабаровск,   Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Архангельск, Ростов-на-Дону, Горький…
В течение девяти лет он станцевал   ведущие  партии в таких балетах,  как «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица»,  «Жизель», «Болеро» и др. В Перми в 1963 году вышла в серии «Беседы об искусстве» и первая книга Уразгильдеева «Танцы». Именно здесь он начинает и свои самостоятельные шаги на педагогической ниве.
Вторая родина и колыбель творчества — Бишкек. С кыргызской столицей связаны профессиональный рост артиста и искусствоведа, раскрытие  разнообразных граней его талантов. Это и работа преподавателем  на хореографическом отделении  музыкально-хореографического училища  им. М. Куренкеева,  в театральной студии при Русском драматическом театре им. Н. К. Крупской,  труд педагогом-репетитором в балетной труппе театра оперы и балета,  учеба в аспирантуре (заочно) Академии наук Киргизской ССР, выступления в печати по вопросам культуры и искусства…
Но главным, определяющим весь жизненный и творческий путь Уразгильдеева, безусловно, был театр, многогранная сценическая деятельность артиста. Со сцены Государственного академического театра оперы и балета благодарный зритель вдохновлялся  яркими образами, которые создавал Роберт Уразгильдеев. Злой гений Ротбарт («Лебединое озеро»),  жестокий  Сарыбай («Куйручук»), властный Темир-хан  («Чолпон»),  красавец Феб де Шатопер («Эсмеральда»),   загадочный волшебник Дроссельмеер («Щелкунчик»),  вдохновенный  Иоганн  Штраус  («Большой вальс»), Великий Брамин («Баядерка») и многие другие танцевально-актерские партии.
За каждым простым движением зрители  видели строгую по отношению к себе школу, высокую планку требований к искусству танца, сдержанное и благородное чувство такта в каждой позе. Капитальная основа академической школы, полученная в классе выдающегося педагога  Ю. Плахта, и необычайно колоритная  фактура с первых дней работы в театре позволили Уразгильдееву  стать  основным исполнителем ведущих партий. Высокий рост,  выразительная фигура, обаятельное лицо и притягательный взгляд способствовали плодотворному результату.
С древности и до наших дней специфика  культурного развития стран Центральной Азии отличалась многими особенностями, культурогенез  строился на великих традициях, выработанных тысячелетней практикой Востока. Это получило свое закономерное развитие и в советский период. В результате влияний и взаимовлияний сложилось такое уникальное по своей специфике явление, как  балет в Центральной Азии. Ярким воплощением национальной самобытности и классического академизма является и исполнительское искусство Р. Х. Уразгильдеева, впоследствии впервые давшего этому эстетически своеобразному  явлению научное обоснование. Сам духовный опыт  этого мастера есть прежде всего результат творческого союза русской и кыргызской хореографии. Думается, что именно здесь, в синтезе различных культур и искусств, лежат верные истоки перспективных научных и творческих поисков, в значительной  мере способствующие не изоляции культур, а их интеграции.
Из-под пера Уразгильдеева вышла потрясающая  портретная галерея  блистательных солистов кыргызской  сцены: монографии  «Бибисара Бейшеналиева», «Уран Сарбагишев», «Айсулу Токомбаева», «Чолпонбек Базарбаев», «Калый Молдобасанов», «Рейна Чокоева». Эти мастера  отечественной балетной сцены представлены также и в книге Уразгильдеева  «Выдающиеся мастера кыргызской хореографии» вместе с  творческими портретами легендарных деятелей балетного театра Киргизии.
Педагогическое образование вкупе с талантом балетмейстера-постановщика  плодотворно способствовало тому, что на сцене Кыргызского государственного академического театра оперы и балета Уразгильдеевым были профессионально поставлены  танцевальные сцены в операх «Оптимистическая трагедия», «Черевички», «Отелло», «Дитя и волшебство», «Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Алеко», «Борис Годунов» и др.
Огромную роль в жизни нашего героя сыграла Инга Евгеньевна Левченко, его супруга и неизменный помощник, блистательная исполнительница  и талантливый педагог. Именно с ней Роберт Хасанович Уразгильдеев возобновил лучшие спектакли классического наследия — «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский  фонтан». Под вдохновенным оком  Инги Левченко была блистательно осуществлена  замечательная постановка персидского балета «Бежан и Маниже»,  ставшая значительным вкладом в мировое балетное искусство. Работа над этим балетом в очередной раз продемонстрировала, что Уразгильдеев и Левченко — подлинные посланцы культур  своих народов и страстные пропагандисты  балетного искусства России и Кыргызстана.
В 1980-х годах Роберт Хасанович  работал директором каирской балетной труппы и балетмейстером-постановщиком, педагогом Тегеранского театра Рудаки-холл и Тегеранской балетной академии. В каждой национальной школе им отмечались специфические формы сценического выражения — результат влияния молодых национальных школ балета. Вместе с тем сам Уразгильдеев привносил академический элемент, используя значительные достижения русской хореографии, демонстрируя в процессе практики могучий    арсенал      художественно-выразительных средств, обнаруживая  поразительные оттенки и бесконечное разнообразие нюансов художественного образа.
Роберт Хасанович, открыв в 1992 году кафедру хореографии и возглавив ее в Государственном институте искусств им.          Б. Бейшеналиевой,  стал  первооткрывателем в системе высшего  специального  хореографического образования  в Центральной Азии и Республике Казахстан по специальностям «режиссер-балетмейстер», «педагог-хореограф» (в том числе  по cпециализации «бальный танец»), «менеджер хореографического коллектива».  Почти со дня основания кафедры тут работали профессор, лауреат Государственной премии СССР У. Сарбагишев,  профессор И. Левченко, заслуженный деятель культуры республики С. Абдужалилов,  доцент  кафедры Э. Сатыбалдиев, преподаватель Л. Борбиева, концертмейстеры Л. Алябьева,  Е. Баялинова, К. Надыршина,  а  ныне молодые педагоги Т. Литовская и   Н. Аксенова,  Е. Овчинникова.  Среди выпускников кафедры хореографии — а  их  более  ста  пятидесяти человек — видные деятели культуры, народные и  заслуженные артисты,  высокопрофессиональные специалисты хореографии, успешно работающие  сегодня в Кыргызстане, России,  Канаде,  Мексике, Казахстане.
Выдающийся казахский хореограф, профессор искусствоведения, лауреат Международной Сократовской  премии за вклад в мировую культуру (Оксфорд, 2010 г.) Булат Аюханов пишет: «Разговорить Роберта Хасановича не представляет труда, стоит  только завести речь об искусстве балета, и особенно о киргизском. Он знает всё не понаслышке и компетентно разберёт самую сложную проблему, касающуюся принципиальных взглядов, критериев высокого профессионализма. То, что он является одним  из ведущих театроведов-балетоведов, говорить не приходится, так как его веское мнение давно  обозначено в истории советского и сегодняшнего балета…
Моя творческая привязанность к Инге и Роберту была изначальна, со времени создания мной ансамбля «Молодой балет Алма-Аты», то есть с 1967 года. С тех  самых пор доброе внимание и  творческая солидарность со всем, что возникало в творческом багаже   коллектива,  придавали нам чувство  уверенности — да, я не одинок на «поле брани»  за чистоту и академизм классического балета. Они-то в этом вопросе великие мастера, знающие и понимающие толк в развитии истории мирового балета. Им можно и надо верить, надо слышать  принципиальные позиции таких знатоков глубин балетного искусства.
Я бесконечно счастлив, что моё творчество росло благодаря и их посильному, дружескому участию. Наш праздник становился  общим достоянием наших робких, а потом смелых надежд, что великое  искусство балета станет и стало достоянием мировой хореографии!
Как тут не сказать об огромном значении личности Учителя как ваятеля человеческих душ, которым по праву можно назвать Роберта Хасановича Уразгильдеева. Быть терпеливым и доброжелательным к тем,  от кого завтра будет зависеть судьба будущих звезд  в искусстве и науке, — великое   педагогическое  мастерство, свидетельство внутренней культуры человека и красоты его  мироощущения».
В действительности все коллеги и ученики Роберта Хасановича отмечают, что он прост   в общении, дружески участлив, оптимист, заряжающий их верой в неизменный успех. Такими качествами  отличаются только цельные натуры, сильные духом таланты, которые на этом кратком земном отрезке материальными вещами не дорожат, ибо у них есть золотой ключ в Храм искусства — царство гармонии и красоты. Вот почему древние говорили: жизнь быстротечна, искусство вечно! Vita brevis, ars  lonqa!

Гульнар ЖУМАСЕИТОВА, кандидат
искусствоведения, доцент.
Алматы.






Добавить комментарий