Main Menu

О чем нам рынок шепчет

Наступила пора заготавливать соленья и варенье на зиму. Мы с фотокором  решили пробежать по базару и узнать, сколько же предстоит потратить хозяйкам на закрутку вкусностей.

Поехали на Ошский рынок. Прошлись по внутренним овощным рядам и выяснили, что помидоры стоят там 20, огурцы — 25, укроп — 10, баклажаны — 15, болгарский перец — 30, яблоки — 30, виноград — 50, груши — 100, персики — 60, слива — 25, а баночка малины — 85 сомов. То, что эти продукты подорожали по сравнению с прошлым годом, видно сразу.
Решили поспрашивать покупателей, что они думают о ценах. Насколько дороже в этом году им обойдутся  соленья?
— Если сравнивать с 2010 годом, то цены выросли в 2 раза. Например, если  в это время помидоры мы брали по 3 сома, то сейчас они стоят от 8 до 20 сомов. Малина вообще дорогущая. Вот на той неделе она была 250, а теперь 360 сомов. А сахар как поднялся в цене! Раньше  покупала килограмм где-то за 30 сомов, сейчас он обходится мне в 80. Я уже закрутила маринады на зиму. Но пришлось всего сделать меньше.
Купила 100 кг помидоров по 6,50 сома, но за ними мне пришлось ехать на поле. А вот цены на огурцы практически те же. Варенья закрутила тоже мало. Дорого. Например, на литровую баночку малинового яства понадобится 600 граммов ягоды и полкило сахара. А теперь посчитайте, во сколько это удовольствие обходится, — поделилась  домохозяйка Лариса Ташкинова.
Она также добавила, что нужно ввести в стране государственное регулирование цен: это необходимо, чтобы  не завышали их больше  нормы и перекупщики не наваривались. Если я выращиваю малину, то почему должна продавать ее дешевле, чем они? А как же человеческий труд? Производитель ухаживал за ягодой, поливал, полол  и собирал, обдирая руки и  тело о кусты.
Поговорив с женщиной, мы двинулись дальше. Метров через 100 увидели, как пенсионерка выбирает парочку помидоров. Подойдя к ней поближе, услышали, как она с горечью говорит, что купить больше не может. Расспрашиваем, может ли она себе позволить заготовить соленья на зиму?
— В этом году все дорого очень. Цены поднимаются каждый месяц. Недавно помидоры стоили 7 сомов, а сейчас подорожали. Отправляясь на базар, беру с собой 400 сомов. Купить на них могу  только помидоры, огурцы, картошку и бутылочку масла. А  гречка стоит 160 сомов за килограмм! Мы, пенсионеры, разве можем ее купить? Ответ один — нет. В прошлом году на свою пенсию, которая составляет 3 тыс. сомов, я закрутила пару баночек варенья из малины и смородины. Сейчас на это у меня уже нет денег. Свои гроши стараюсь растянуть на весь месяц. Иногда приходится питаться только хлебом и голодать. Вот так живем мы, пенсионеры,  вернее, выживаем, — сказала тетя Надя и пошла дальше, с грустью глядя на ценники.
Через время мы вышли с территории основного базара и завернули за угол. Оказалось, здесь тоже торгуют овощами и фруктами, но только цены ниже.  Помидоры — от 8 до 10, огурцы — 10-15, виноград — 35, болгарский перец — 15, груши — 60, а слива — 20 сомов. Увидев такую разницу, весьма удивились. Ведь мы все еще были на Ошском рынке, а не на другом базаре.
Для разъяснения обратились к продавщицам. Одна из них (представиться не захотела) сказала, что на внутреннем рынке все дороже, поскольку там плата за места больше. Что-то еще комментировать отказалась. Обратились к ее соседке Ырыс. Но она тоже толком не смогла  объяснить, почему такая разница.
— Я  думаю, что все дело в аренде. Здесь мы платим по 75 сомов в день, а сколько внутри базара продавцы отдают, не знаю, — сказала Ырыс.
Решили уточнить, может, все дело в том, что там продают перекупщики? Но нам ответили, что тут практически не стоят производители и все  торгуют уже купленным товаром.
Поскольку не получили точного разъяснения, вернулись на базар. Продавцы неохотно шли с нами на контакт, но удалось все-таки разговорить одну из них:
— Цена зависит от нескольких факторов. Первичную  ставит владелец поля, на котором растут овощи. Если его товар не закупается в Казахстан и Россию, то цена для наших бизнесменов становится ниже. К той, по которой были закуплены овощи, прибавляются деньги, затраченные на расходы. Такие, как перевозка товара до рынка, плата за лабораторию, аренда торговой точки и услуги тачечника. В конечном  итоге продавец имеет всего 3 или 4 сома навара. Также товар бывает разного качества. От этого тоже зависит его цена, — сказала Бактыгуль. — Все продукты мы покупаем на поле. Там дешевле, потому что берем сразу большое количество. Вот, например, я работаю на внутреннем рынке и закупаю 100 кг помидоров, а эти торговцы сразу по 500 кг и не лучшего качества. Если покупатель хочет отборные, он купит их за 20, а если нет, то спустится ниже и приобретет  за 10 сомов. Аренда тут ни при чем, поскольку платим все одинаково — по 75 сомов в день.
По словам Бактыгуль, заготовки на зиму она уже практически сделала:
— Если сравнивать с прошлым годом, то затратила на 2 тысячи сомов больше.
…Вокруг суетился народ. Кто-то тащил огромные сумки, забитые продуктами, а иной нес лишь маленькую авоську с парой килограммов необходимых овощей. Аромат   фруктов  перебивал запах горелого масла, на котором торговцы жарили пирожки, чебуреки и беляши. Но если смотреть под ноги, то асфальта практически не видно: везде  мусор. Пытались найти хоть одну урну, но на глаза она  так и не попалась. Неужели их здесь вообще нет?
Закончив поход по рынку, пошли к выходу. Однако за пределами его нас ожидало удивление:  толпа  парней в открытую торговала  ворованными сотками, причем  нисколько не таилась. Куда  смотрит милиция? Почему она бездействует? Или все знает и покрывает торговцев краденым?..

Ирина КОВШОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий