Main Menu

Одолеть монстра

«Если я буду чист, если ты будешь чист, то и общество наше будет чистым» — эти слова принадлежат великому сыну нашего народа Исхаку Раззакову. Они актуальны ныне, как никогда, необходимы, как лекарство. Общество нуждается в них, так как республика опутана с головы до ног… коррупцией.

Предвидя эту угрозу, Чингиз Айтматов обеспокоенно писал в статье «Дефицит… человечности» («Литературная газета» от 12.08.1981) о развивающейся тенденции потребительства и накопительства: «…и происходит та самая переоценка ценностей, подмена духовного материальным, которая провоцирует это тревожное явление».

И Айтматова, и Раззакова беспокоили «духовный и культурный уровень родного народа, а также интеллектуальный и моральный уровень, честь, совесть и отношение к труду…».

Полагаю, что читателю небезынтересен будет эпизод из моей книги «Бостон и я» о встрече с Исхаком Раззаковым:

«В один из обычных дней руководитель Балыкчынского райкома партии решил устроить прием Исхаку Раззакову, проезжавшему южной стороной Иссык-Куля в Пржевальск.

…Я и мой напарник пасли ягнят на берегу озера. Чтобы мы никому не мешали, нас отогнали подальше. Но когда подъехал высокий гость, все засуетились, и мы, воспользовавшись моментом, подошли ближе, чтобы воочию увидеть Раззакова. Это был худощавый, среднего роста, смуглый человек. Говорил быстро, но отчетливо. Поздоровавшись со всеми, он заметил нас и, повернувшись в нашу сторону, сказал: «Ну что вы стоите? Давайте поздороваемся!». Затем быстро подошел, добродушно улыбнулся и крепко пожал нам руки”. (Сейчас я думаю, что такой удивительно человеческий подход к простым людям объясняется тем, что Раззаков сам был воспитанником детского дома, сиротой).

В свое время мне пришлось работать на хлопковых плантациях Сурхандарьинской области Узбекистана. Здесь в освоенных степях жило кыргызское население, плохо говорившее на родном языке, но учившееся  по кыргызской программе. Как рассказывали местные кыргызы, кроме их школы, по инициативе и настоянию Исхака Раззакова в бытность его председателем Госплана и секретарем ЦК КП Узбекистана была построена еще одна средняя с кыргызским языком обучения. Все эти отеческие заботы свидетельствуют о том, как искренне он любил свое Отечество, родной язык и обычаи. Исхак Раззаков был истинным патриотом.

По стечению обстоятельств мне пришлось встречаться и с другим знаменитым сыном кыргызского народа — Абсаматом Масалиевым, бывшим тогда первым секретарем Иссык-Кульского обкома партии. Он был одним из порядочнейших и честнейших руководителей, лишенным какой-либо чванливости, высокомерия, бай-манапских замашек, что очень присуще отечественным чиновникам.

В течение дня он знакомился с положением дел в хозяйстве им. Ленинского комсомола — самом отсталом в Тюпском районе, за которым был закреплен я. После подведения итогов общался с чабанами, сакманщиками, простыми тружениками с присущими ему добротой и доступностью.

Особыми качествами Абсамата Масалиева были природная скромность,  этичность. Он не любил пышного сопровождения. Инспектируя районы, зачастую решал без шума производственные и иные неотложные дела. Любил заезжать в колхоз им. 50-летия Киргизской ССР, возглавляемый  Героем Социалистического Труда Н. Я. Приставкиным. Позже я написал очерк об этом крупном руководителе «Лаборатория передового опыта».

Особо отмечу, что Масалиев был ярым противником «дикой приватизации». Многие помнят, как он выступал против приватизации ЦУМа «Айчурек» и других важных объектов. Он явно увидел в этом что-то от коррупционных схем.

Иногда я думаю, что было бы с Кыргызстаном, если б в сложный переходный период у руля власти встал не физик-академик, не имеющий никакого производственного опыта, а Абсамат Масалиев, решительный и харизматичный Арстанбек Дуйшеев или знаток аграрного сектора и фундаментальной экономики Джумгалбек Аманбаев… Наверняка аграрный сектор республики, включая животноводство, и промышленность не были бы разгромлены.

Бывшие первые президенты, отмыв миллионы долларов в зарубежных банках, теперь живут припеваючи. В результате их деяний народ оказался в нищете и голоде;  в поисках средств к существованию наша мигрировавшая молодежь подвергается унижениям и гонениям. Многие соотечественники превратились в подметальщиков и мусорщиков России и Казахстана, а кыргызские девушки стали занимать «ведущие позиции» в секс-индустрии.

Располагая теневыми деньгами, иные  высокопоставленные чиновники ради своих интересов любой ценой провоцируют социальный взрыв, захват власти. Играя с огнем, они финансируют безработные толпы маргиналов, открыто толкают к дестабилизации. Своими бездумными действиями хотят добиться того, чтобы государство утратило самостоятельность и суверенность и либо стало федеральной провинцией какой-либо из сверхдержав, либо раздробилось на племена, как в Афганистане, и скатилось к феодальным временам, как памирские кыргызы.

Верится, что дело, начатое Президентом Алмазбеком Атамбаевым — борьба с коррупцией, поддержит народ, который верит в правильность взятого курса.

История помнит, как грузинская царица Тамара смело начала с легализации имущества богачей, обложив  его налогами и принимая другие решительные действия, восстановив в результате сильную грузинскую государственность. Подобные меры борьбы применяли и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, и великий сын азербайджанского народа Гейдар Алиев, установившие жесточайшую дисциплину и прекрасно осознававшие, что «демократия без дисциплины — это хаос».

Так вот, мне непонятно, почему у нас раз за разом проваливаются попытки провести легализацию имущества высокопоставленных чиновников, почему лица, занимавшие всю жизнь только государственные должности (Келдибеков и пр.), владеют имуществом, одно только перечисление которого занимает несколько страниц! Дело Келдибекова — это только начало «раскопок клада Чингисхана». А сколько еще «чингизидов» разбросано по Кыргызстану?!

В свое время В. Ленин призывал гражданское общество к строжайшему контролю над мерой труда и мерой потребления. В связи с вышесказанным хотел бы предложить вот что. Пора создать контролирующий центр при Президенте с соответствующими органами на местах; наделить большими полномочиями налоговую службу, установить повышенные ставки на дорогостоящее имущество, ввести налог на роскошь; из-за нехватки помещений для социальных учреждений конфисковывать незаконно приобретенные здания, коттеджи…

Теперь вот о чем. ГКНБ и соответствующим силовым органам надо обратить особое внимание на законность возведения мечетей. Зачем их строят так много? С какой целью? И это в то время, когда в республике многие ребятишки учатся в палатках, много больниц 30-летней и более давности. А сколько самовольно построенных мечетей, которые можно передать под социальные учреждения…

Перед государством стоит трудная задача выявить чиновников, погрязших в коррупции. Хватит заниматься пустословием, ничем не подкрепленным краснобайством, «авторитетными» комментариями и прочим пустозвонством.

Целесообразно привести здесь высказывание И. Сталина: «Русский революционный размах является противоядием от косности, рутины, консерватизма. Но он имеет все шансы выродиться на практике в пустую революционную маниловщину, если не соединить его с американской деловитостью в работе. Именно американская деловитость является противоядием от фантастического сочинительства. Это та неукротимая сила, которая не знает и не признает преград, которая размывает своей деятельностью и настойчивостью прочие противоядия и сможет довести начатое до конца…».

Генеральный прокурор Аида Салянова взвалила на свои хрупкие женские плечи непомерный груз. Но сломать хребет коррупции — дело не только  прокуратуры. Не стоит в стороне Президент Атамбаев, но один в поле не воин…

В ответе каждый гражданин страны, каждый должен внести посильный вклад в борьбу с этим злом. Одолеть монстра невозможно без поддержки сильного и активного гражданского общества.

Сатынды САМЫКБАЕВ. 






Добавить комментарий